Понятийно-терминологический словарь. Автоматизированная обучающая система (АОС) –взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического

-А-

Автоматизированная обучающая система (АОС) – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обучения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.

Авторская школа – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной определенным автором или авторским коллективом.

Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Алгоритм – совокупность правил, определяющая эффективную процедур решения любой задачи из некоторого заданного класса задач.

Анализ (в педагогике) – изучение каждого элемента или стороны явлений как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.

Анализ занятия – один из видов методической работы, направленный на разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон с целью повышения квалификации преподавателей, оказания им методической помощи, изучения и обобщения их опыта.

-Б-

Беседа (в образовании) – вопросно-ответный метод обучения, применяется преподавателем с целью активизации умственной (познавательной) деятельности студентов в процессе приобретения новых знаний или повторение и закрепление полученных ранее. По характеру организуемой познавательной деятельности различают два вида беседы: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная предполагает воспроизводящую деятельность студентов, эвристическая направлена на организацию поисковой деятельности студентов, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная функция в том, что преподаватель с помощью специально подобранных вопросов, путем рассуждений подводит студентов у определенным выводам. Студенты при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т.п.

-В-

Валидность – соответствие теста целям диагностики.

Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения. Выделяют следующие виды обучения:

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение – вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Проблемное обучение – вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Развивающее обучение – вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.

Личностно-ориентированное обучение – вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное обучение – вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Модульное обучение – вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение – вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.

Межпредметное обучение – вид обучения, основывающийся на изучении интегративных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.

Внеурочные учебные занятия – различные виды самостоятельной учебной деятельности студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств; при этом происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

-Г-

Гигиена учебных занятий – система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса – нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация занятий, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года.

Гуманизация образования — многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. Это признание ценности конкретного человека (ребенка), создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию. Это духовная и нравственная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность. Это реализация в процессе образования и воспитания адекватных умениям ребенка нравственных ценностей, уважение личности ребенка на уровне принятия его личностных целей, запросов, интересов. Это социальный процесс, включающий широкий спектр нравственных проблем, связанных с личностью учителя. Это духовная и нрав­ственная ориентация практической деятельности на систему адекватных нравственных ценностей, ядро которых составляет ценность ученика как личности, индивида и субъекта деятельности.

-Д-

Дедукция – переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из методов познания.

Демонстрация (в обучении) – предъявление наглядных пособий, опытов и пр., наглядный метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания студентов на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения и является средством активизации учебной деятельности, развития наблюдательности у студентов.

Деятельностный подход в обучении – состоит в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями (практическими и исследовательскими), которые заданы целями обучения.

Деловая игра – метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Диагностика педагогическая – изучение состояния педагогического процесса.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра – коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выйгрыш.

Дидактическая система – определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятель­ностью.

Дидактические принципы – система наиболее общих требований к процессу обучения, обеспечивающая его результативность.

Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Дискуссия как метод обучения – коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллектив­ный поиск истины.

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности студентов, при которой учитываются их склонности, интересы и проя­вившиеся способности.

Доступность обучения – один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организации форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям студентов, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

-З-

Знания – результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На основе знаний вырабатываются умения и навыки.

Задача познавательная – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова­ния в обучении связей, отношений, доказательств. Система познаватель­ных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и спосо­бам видов деятельности.

-И-

Индукция – вид умозаключений, представляющий собой метод познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности всему классу явлений. Индукция опирается на наблюдения и эксперимент и тесно связана с дедукцией.

Инновация (нововведение) – процесс создания, освоения и практичес­кой реализации педагогических научно-технических достижений.

Информационно-рецептивный метод обучения - обьяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и студентов, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Исследование (в педагогике) – процесс и результат научной деятель­ности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспита­ния, о теории и истории педагогики, методике учебно-воспитательной работы, ее организации, принципах, методах и формах.

Исследовательский метод обучения – метод, при котором студенты самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направля­ющей роли преподавателя. Он выдвигает перед студентами определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществить операции сравнения, выявления причин и др., высказывать гипотезы, проверить их, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбрать из ряда гипотез наиболее рациональную и сделать определенные выводы.

Инструктаж – метод профессионального практического обучения, предполагающий описание и показ содержания предстоящей практической дея­тельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, предмет и средства труда), а также организация труда (создание необхо­димых условий, установление последовательности действий, соблюдение технологических правил и правил техники безопасности).

Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

-К-

Квалификация – степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса) в зависимости от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности исполнителя).

Классно-урочная система – система организации учебных занятий в школе, среднем специальном учебном заведении, при которой обучение проводится фронтально в классах (учебных группах) с твердым составом учащихся (студентов), при твердом расписании, а основной формой является урок (учебное занятие).

Комплексное методическое обеспечение – процесса профессионального обучения – планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения учащихся профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом.

Компьютеризация обучения – многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе. Компьютер является одним из компонентов информационной технологии, поэтому вместо термина "компьютерное обучение" часто используется в том же значении термин "информатизация обучения". Компьютерное обучение имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес в различных видах деятельности принадлежит информационным техно­логиям.

Контекстное обучение – это обучение, в котором происходит динами­ческое моделирование предметного и социального содержания усваива­емой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста.

Консультация – письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация – важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Контроль педагогический – система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Является средством установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами. Функции:

- контролирующая, т.е. выявление знаний, умений, навыков студентов и постоянный мониторинг за ходом и результатом обучения;

- организующая, т.е. повседневная работа по усвоению и совершенствованию студентами знаний, умений и навыков;

- развивающая, т.е. стимулирование познавательной активности студентов;

- ориентирующая, т.е. получение информации о степени достижения цели обучения;

- методическая, т.е. совершенствование методики преподавания;

- воспитывающая, т.е. воспитание моральной ответственности за результаты своей деятельности;

- диагностическая, т.е. получение информации об ошибках;

- прогностическая, т.е. на основе результатов составление прогноза на будущее.

Виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Концепция – система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющая характер познавательной и практической деятельности.

Конспектирование –учебный прием, заключающийся в кратком пись­менном изложении содержания статьи, книги, доклада, лекции (основных положений и их обоснований)

Конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами. Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему. Главное в конференции – свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования, предъявляемые к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности.

-Л-

Лабораторно-практические работы – организационная форма (метод) профессионального обучения. Занимают промежуточное место между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики. В процессе профессионального обучения наиболее характерными видами лабораторно-практических работ являются: практическое изучение устройства и работы оборудования; изучение способов использования контрольно-измерительных средств; исследование количественных и качественных зависимостей между техническими величинами, параметрами, характеристиками; диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка оборудования, приборов, механизмов.

Лекция – это особая консультация учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес. В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе выделяют вводные, установочные, текущие, заключительные, обзорные лекции.

Лекция вводная открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста.

Лекция установочная (используется, как правило, в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. На установочной лекции преподаватель знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, организацией самостоятельной работы, особенностями выполнения контрольных заданий, т.е. дает установочную информацию по последующей работе.

Лекция текущая служит для систематического изложения материала учебного предмета.

Лекция заключительная завершает изучение учебного материала. На ней ранее изложенный материал обобщается на более высоком теоретическом уровне, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.

Лекция обзорная содержит краткую, в значительной мере обобщенную, обзорную информацию по пройденному материалу. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения.

Лекции информационные – самый традиционный тип лекций в высшей школе. Используется объяснительно-иллюстративный метод изложения.

Лекции проблемные – предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания происходи через научный поиск, диалог, анализ, сравнение различных точек зрения и т.д.

Лекции визуальные предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов.

Лекции бинарные (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, представителей двух научных направлений.

Лекции-провокации – это лекции с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итог, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы – ответы» или «вопросы – ответы – дискуссия».

Личность –индивид как субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности. Личность – это человек, обладающий определенным творческим потенциалом. Качества личности формируются в совместной деятельности и общения.

-М-

Межпредметные связи в обучении – дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в том или ином учебном заведении. Необходимость таких связей обусловлена задачами формирования научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Они обеспечивают решение ряда организационно-педагогических вопросов: устраняют дублирование, способствуют рациональному распределению учебного материала, объединению усилий преподавателей во имя совместной, согласованной работы и т.д.

Метод обучения – способ обучающей работы преподавателя и органи­зации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом.

Методы профессионального обучения – методы обучения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности. Для теоретической подготовки характерны следующие методы: описание, рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия самостоятельная работа с книгой; для практической – показ способов деятельности, инструктаж, упражнение, метод имитации, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловы игры, выполнение практических заданий. Методы практического обучения направлены на формирование умений планировать, выполнять и контролировать свой труд.

Методика – совокупность методов, используемых в процессе изучения конкретного учебного предмета, его раздела или темы, а также в процессе осуществления конкретных форм организации учебного процесса (методи­ка проведения семинаров, методика проведения практических занятий и т.д.).

Методическая работа – в образовании Российской Федерации – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цель методической работы – освоение преподавателем наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов.

Методический прием – элемент, деталь метода обучения.

Методика учебного предмета– частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. Объектом ее исследования является процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разраба­тывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и органи­зационных формах обучения. В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Основы­ваясь на принципах воспитания, она раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающегося.

Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программного обучения).

Моделирование педагогическое – метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.

Модель выпускника (специалиста) – характеристика существенных личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для выполнения типовых задач в определенной области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения. В свернутом виде представлена в квалификационной характеристике специалиста. Служит основанием для разработки содержания обучения. В развернутом виде представлена в учебном плане и комплексе программ по учебным предметам и производственной практике.

Мотивация– система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Зависит от характера нравственного сознания, ценностной ориентации, уровня общей культуры, способности к критическому осмыслению ситуации, волевых качеств человека. Мотивация является движущей силой любой человеческой, а значит, и учебно-познавательной деятель­ности человека.

Модульное обучение – такое построение содержания подготовки рабочих, когда каждый из них может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей. При модульном обучении педагог начинает выполнять помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора.

-Н-

Наглядность обучения– один из принципов дидактики, согласно которому обучение людей осуществляется, на основе восприятия (зрительного, слухового и др.) ими тех или иных объектов, процессов материального мира или их изображений.

Научно-технический прогресс (НТП)– взаимосвязанное поступатель­ное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

Начальное профессиональное образования – в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Непрерывное образование – явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.

-О-

Обобщение – один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков (свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт, а также его результат, который закрепляется в языке, составляя понятие, выраженное в слове. В учеб­ном процессе обобщение осуществляется в единстве с другими процес­сами: анализом, синтезом, сравнением, абстракцией.

Образованность – личностное качество, характеризующее человека по той мере, в какой он освоил и превратив в свое достижение имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры.

Опорный конспект – это составленное по определенным принципам, предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем, в логике познавательной деятельности учащихся.

Оптимизация обучения – научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителя. Принцип оптимизации требует, чтобы процесс обучения достигал наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. В основе его – требования разумности, рациональности, чувства меры. Формула оптимизации: «Максимально возможные результаты при минимальных затратах времени и усилий».

Организационные формы профессионального обучения – способы организационного построения учебного процесса, определяющие характер учебной и учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя (мастера производственного обучения), а также структуру занятий.

Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка – определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

-П-

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т.е. научный подход.

Педагогика – наука об образовании как процессе целенаправленного развития человека посредством рационального построения обучения и воспитания. Изучает общие закономерности педагогического процесса, особенности их проявления на различных видах и формах образовательной деятельности.

Педагогическая система – целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей разви­тия человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и за­висимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у ком­понентов системы общих качеств.

Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в оп­ределенном пространстве.

Педагогические технологии – последовательное и не­прерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, эта­пов, состояний педагогического процесса и действий его участников.

Педагогическое мастерство – синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся.

Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Познание – отражение и воспроизведение действительности посредством мышления. Через познание постигается сущность пред­метов и явлений.

Познавательная деятельность – сознательная орга­низация и самоорганизация познания действительности.

Понимание – активный процесс поиска и (или) конструирования человеком смысла сообщений, текстов, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей. В процессе такого конструирования происходит перевод сообщений и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных значений на внутренние или собственные языки, которыми владеет адресат.

Понятие – форма знаний, с помощью которой отображается общее и особенное в явлениях действительности.

Преподавание – обучающая деятельность преподавателей предметов теоретического обучения; компонент процесса обу­чения.

Прогнозирование – научно-аналитический этап и основа для составления перспектив, текущего и оперативного планирования.

Проблемное обучение – вид обучения, характеризующийся тем, что содержание учебного материала усваивается в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Программированное обучение – один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, в которой материал разбивается на «шаги» (этапы). Выполнение каждого этапа контролируется путем специального проверочного задания; усвоение материала является условием перехода к следующему этапу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: