Диагностика профессионального обучения как компонент образовательного процесса, включающий контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций развития дидактического процесса.
Контроль качества профессионального обучения. Функции контроля: проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная, методическая Задачи контроля, оценки и учета знаний, навыков и умений. Требования, предъявляемые к контролю и оценке профессиональных знаний, умений и навыков. Своевременность и систематичность контроля, его всесторонность и дифференцированность.
Объективность и справедливость оценки. Типовые критерии оценок по теоретическому и производственному обучению. Виды, формы, методы и средства контроля.
Методика разработки контрольного инструментария. Корректировка учебного процесса. Методы оперативной диагностики состояния учебного процесса. Текущее наблюдение. Индивидуальный и фронтальный опросы. Письменная текущая и тематическая проверка. Педагогическое тестирование.
|
|
Виды учета хода учебного процесса и успеваемости учащихся. Методика учета теоретического и производственного обучения, выполнения учебных планов и программ. Основные нормативные документы учета.
Рейтинговая система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
20. Организация и проведение пробных учебных занятий.Рефлексия дидактической деятельности
Разработка планов-конспектов пробных уроков. Проведение пробных уроков.
Контролирующая и управляющая функции наблюдения и анализа уроков. Обеспечение единых требований и подходов педагогического коллектива к учебному процессу. Воспитывающая и обучающая функции анализа уроков. Исследовательская функция. Самоанализ, самоконтроль и самооценка в ходе наблюдений.
Посещение уроков: открытые уроки и взаимопосещение. Виды анализа уроков: предметный, общедидактический, аспектный, комплексный. Планы наблюдения и анализа уроков специальной технологии и производственного обучения. Планы аспектного и комплексного анализа. Организация посещения уроков, подготовка к посещению. Методика проведения наблюдений. Обсуждение результатов посещения уроков.
Литература
Основная:
1. Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М.: Высш. Шк. 1992. Часть 1,2, - 204с., 164с.
2. Скакун В.А. Методические пособия для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений. – М.: 2001. – 184с.
3. Скакун В.А. Преподавание курса. Организация и методика производственного обучения. – М.: Высш.шк. 1990. – 254с.
|
|
4. Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения. Учебное пособие. – Екатеринбург. УГППУ. – 66с.
5.Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. Екатеринбург. Изд-во РГППУ, 2003. – 149с
6. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Дополнительная:
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
8.Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 272с.
9.Маркова С.М. Дидактические системы и модели обучения. – Н. Новгород:– Н. Новгород, ВГИПА, 2003. – 69 с.
10.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
11. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. М.: Высш.щк. 1987. – 128с.
12.Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 437с.