Методические указания. К выполнению задания 2. 2

К выполнению задания 2.2

Вращающиеся детали (чаще всего это валы) испытывают деформацию кручение – касательное относительное вращение поперечных сечений. Противодействие сечений вала кручению определяется крутящим моментом Мк и касательным напряжением τ.

Чтобы вал упруго сопротивлялся кручению, крутящий момент сечения должен уравновесить вращающие моменты справа или слева от сечения (∑Мл или ∑Мп), то есть

Мк+∑Мл=0 или Мк+∑Мп=0.

Результат будет одинаков, ибо левая и правая части действуют равным образом друг на друга по принципу равенства действия и противодействия.

Однако крутящий момент недостаточно характеризует сопротивление вала кручению. Очевидно вал меньшего диаметра с тем же крутящим моментом имеет меньшее сопротивление. Поэтому для достаточной оценки сопротивляемости вала кручению применяют другой параметр – касательное напряжение τ. Касательное напряжение учитывает величины: крутящего момента Мк, диаметра вала d, площади сечения (круга) πd2/4.

.

Рабочие напряжения τ, возникающие в сечении вала при кручении, не должны превышать допустимые [τ] для данного материала. Условие прочности выражается зависимостью τ≤[τ].

 

Решение

1. Разбиваем вал на три участка – по сечениям, в которых приложены вращающие моменты.

2. Находим вращающие моменты

Р11∙ω1, то М11/ω=90∙1000/10=9∙103Н∙м.

М22/ω=60∙1000/10=6∙103Н∙м.

М33/ω=30∙1000/10=3∙103Н∙м.

Равномерное вращение обеспечивается условием

∑М=0; М1234=0;

М4123=(9+6+3)∙103=18∙103Н∙м.

Следует заметить, что в уравнении равновесия ∑М=0 знаки моментов берутся в соответствии с направлениями на схеме нагружения вала рис.17. После решения уравнения, М4 может получиться со знаком «-». В этом случае надо направление М4 на схеме напряжения вала изменить на обратное. В результате может оказаться два ведущих момента. По этой изменившейся схеме моментов и следует определять момент крутящий Мк в сечениях участков.

3. В любом сечении участка 1 в условиях прочности должен быть крутящий момент М , уравновешивающий внешние справа (или слева) от сечения.

Справа М 3=0; М 3=3∙103Н∙м.

Крутящие моменты равны, поэтому можно строить эпюру и справа, и слева. Разные знаки крутящих моментов потому, что М - это момент сопротивления левой части вала кручению правой, а М - момент сопротивления правой стороны кручению левой.

Естественно, они равны и противоположно направлены. Крутящий момент на втором участке М 43=0;

М 34=3∙103-18∙103=-15∙103Н∙м;

На третьем участке М 342=0

М =+М342=3∙103-18∙103+6∙103=-9∙103Н∙м.

4. Строим эпюру. На всех участках крутящий момент есть постоянная функция – он не зависит от длины вала.

Следовательно, эпюра – прямая параллельная оси ℓ - на правом участке (рис.18) ее координата Мк=3∙103Н∙м, на втором Мк=-15∙103Н∙м, на третьем Мк=-9∙103Н∙м.

5. Определяем диаметр вала для наиболее напряженного – второго участка из условия прочности τ≤[τ], так как τ= ,

то .

Задание 2.3. Для стальной балки, нагруженной как на рис.19, построить эпюру изгибающих моментов и подобрать сечение балки в двух вариантах: двутавр и квадрат. Сравнить массы балок по двум расчетным вариантам. Для материала балки принять [σ]=160Н/мм2. Данные своего варианта взять из таблицы 2.3.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: