К выполнению этого задания студент может приступить после изучения тем 1.9. «Основные понятия и аксиомы динамики», 1.10. «Метод кинетостатики», 1.11. «Трение. Мощность».
Движение трактора определяется параметрами движения: скоростью, ускорением; параметрами действия – силами: движущей Fдв, сопротивления качению Fк, сопротивления прицепа Fп, сопротивления тяжести на подъеме Fi, собственному сопротивлению – силе инерции Fи.
Приняв трактор за точку Т, изобразим векторы сил (рис.10а).
Соотношение между силами определяется уравнением равновесия сил:
∑F=0, то есть Fдв-Fк-Fп±Fi±Fи=0.
Силы Fi, Fи, Fп могут быть со знаком «+», если они помогают Fдв (направлены с ней), или со знаком «-», если они противодействуют Fдв.
Потребная движущая сила находится из уравнения равновесия сил после определения остальных по формулам:
Сила сопротивления качению на горизонтальном участке при
Fк=fк∙Gт,
где fк – коэффициент сопротивления качению, зависящий от фона (основания, по которому движется трактор), его состояния (табл.1.3.2.), состояния колес.
|
|
Gт – вес (сила тяжести) трактора, Н.
Сила сопротивления прицепа (крюковая сила)
Fп=fк∙Gп,
здесь Gп – вес прицепа, Н.
Если прицепом является с.-х. орудие, типа плуг, культиватор, то его сопротивление определяется иначе, по формулам дисциплины «Сельскохозяйственные машины».
Сила тяжести на склоне Fi=±i∙G,
где I – синус угла наклона дороги.
Сила тяжести на склоне положительна при спуске (+i) и отрицательна при подъеме (-i).
Сила инерции прямолинейного движения Fи=±m∙а,
где m – масса трактора, прицепа; m= ,
q=9,8 – ускорение свободного падения, м/с2.
Ускорение положительно (+а) при разгоне трактора и отрицательно (-а) при торможении.
Решение задачи состоит из этапов:
1. Построение линии векторов сил с учетом знаков уклона I и ускорения а.
2. Запись уравнения равновесия в соответствии со знаками сил Fi и Fи.
3. Подстановка вместо сил Fк, Fп и т.д. их выражений.
4. Выражение неизвестной Fдв из полученной формы уравнения.
5. Постановка численных значений в соответствии с табл. 1.3.1 и 1.3.2.
Пример 3. Определить движущую силу и развиваемую автомобилем мощность, если масса автомобиля m, начальная скорость υ1, конечная скорость υ2, время t, коэффициент трения f, кпд η
m=2000кг
υ1=0 Решение
υ2=16 м/с 1. Выполним расчетную схему сил, для чего:
t=4с 1.1. Автомобиль примем за материальную точку.
f=0,2 1.2. Приложим к нему активные силы – движущие
η=0,8 силу и силу тяжести ;
Fдв-?Р-? 1.3. приложим реактивные силы – силу трения
и нормальную реакцию плоскости .
2. Показав направление ускорения , условно приложим силу инерции .
|
|
3. Уравнение по принципу Даламбера в векторной форме:
∑
4. Выбрав оси координат спроектируем на 0х и 0у:
0х: Fдв-Fтр-Fин=0,
0у: Rп-G=0
6. Решим их относительно неизвестных.
Сила тяжести G=mq=2000∙9,81=19620Н
Нормальная реакция плоскости Rп=G=19620Н.
Из основного закона трения сила трения Fтр=f∙Rп=0,2∙19620=3924Н.
Сила инерции Fин=m∙а;
ускорение а= Fин=2000∙4=8000Н.
Движущая сила Fдв=Fтр+Fин=3924+8000=11924Н.
6. Мощность на передвижение: Р=Fдв∙υ=11924∙16=190784Вт=190,784кВт.
С учетом КПД Рполн=
Задание 1.4. Определить параметры привода: угловые скорости, вращающие моменты, мощности на валах, передаточные отношения, КПД. Описать назначение, принцип работы, устройство привода. Данные взять из таблицы 1.4.
Таблица 1,4
№ варианта | № схемы по рис. 11 | Мощность эл. дв.Р1, кВт | Частота вращ.. электродв. n об/мин | Перед. число ред..uр | № варианта | № схемы по рис. 11 | Мощность эл. дв. Р1, кВт | Частота вращ.электродв. n, об/ мин | Перед. число. ред. uр |
8,5 | 2,0 | 3,0 | 1,6 | ||||||
3,2 | 3,15 | 7,2 | 1,25 | ||||||
4,0 | 2,5 | 8,3 | |||||||
3,5 | 3,15 | 9,6 | 2,5 | ||||||
3,6 | 2,2 | ||||||||
1,9 | 12,5 | 3,5 | |||||||
2,8 | 3,8 | ||||||||
2,6 | 8,0 | ||||||||
3,3 | 3,15 | 5,1 | 2,5 | ||||||
3,0 | 3,0 | ||||||||
4,7 | 4,6 | 95,5 | 1,25 | ||||||
3,6 | 6,9 | 2,5 | |||||||
2,0 | 5,3 | 3,15 | |||||||
6,4 | 1,6 | 4,7 | |||||||
8,5 | 8,9 | ||||||||
9,8 | 1,25 | 3,2 | |||||||
4,4 | 1,6 | 5,6 | 2,5 | ||||||
8,6 | 6,1 | ||||||||
3,7 | 7,6 | ||||||||
3,2 | 2,5 | 8,8 | 2,8 | ||||||
2,6 | 1,25 | 6,6 | 3,15 | ||||||
2,1 | 5,0 | ||||||||
2,9 | 1,6 | 4,5 | |||||||
2,4 | 3,15 | 2,6 | 1,6 | ||||||
5,5 | 2,8 | 2,4 | |||||||
4,2 | 2,5 | 4,6 | |||||||
3,8 | 4,0 | 3,15 | |||||||
3,2 | 31,5 | 2,3 | |||||||
4,6 | 4,8 | 2,5 | |||||||
6,2 | 3.5 | ||||||||
5,6 | 1,6 | 2,4 | 3,15 | ||||||
4,6 | 8,5 | ||||||||
2,6 | 2,5 | 8.0 | |||||||
2,7 | 3,15 | 3,4 | 2,5 | ||||||
3,2 | 1,25 | 4,9 | |||||||
4,8 | 2,0 | 3,9 | |||||||
2,8 | 2,8 | 2,5 | |||||||
2,5 | 6,0 | 2,5 | |||||||
2,8 | 3,15 | 3,6 | |||||||
4,4 | 5,4 | ||||||||
5,8 | 1,25 | 3,3 | |||||||
6,3 | 1,6 | 4,5 | 3,15 | ||||||
2,0 | 2,5 | 4.4 | 2,5 | ||||||
5,0 | 3.6 | 3,15 | |||||||
3,4 | 3.4 | ||||||||
2,8 | 3.0 | 2,5 | |||||||
4,9 | 4.0 | ||||||||
3,5 | 2,8 | 8.4 | |||||||
5,6 | 2,5 | 3.9 | 2,4 | ||||||
3,7 | 3,15 | 2,4 | 2,8 |