Существуют общие принципы группировки текста.
Единство группировочного признака. На протяжении всего деления избранный нами признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Так, если раздел «Экономическая оценка капитала предприятия» разбить на три подраздела: 1) основной капитал; 2) оборотный капитал и 3) собственный капитал, то это будет неправильно. Дело в том, что капитал предприятия рассматривается здесь вместо одного по двум признакам: по участию в обороте и в отношении к собственности. Следствием этого является то, что, во-первых, деление окажется неполным, а во-вторых, члены деления частично совпадают друг с другом, ибо среди основного капитала есть доля как собственного, так и заемного капитала.
Соотношение подгрупп текста. По смыслу члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое. Так, нельзя с точки зрения логики признать правильным деление раздела «Обоснование размера капитала пред приятия» на подразделы: 1) внеоборотный капитал; 2) оборотный капитал и 3) денежные средства. Логическая ошибка заключается в том, что внеоборотный капитал и денежные средства перечислены в качестве самостоятельных членов деления, хотя это не так, потому что внеоборотный капитал включает те же денежные средства.
Непрерывность деления. В процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила логики, носит название «скачок в делении». Так, если раздел «Оценка источников капитала предприятия» разделить на три подраздела: 1) собственный капитал; 2) долгосрочные займы и 3) краткосрочные обязательства, то это явная логическая ошибка смешения в одном ряду понятий различной степени рубрикации. Ошибку можно исправить, разбив раздел только на два подраздела: 1) собственный
капитал и 2) заемный капитал, который в свою очередь может быть разделен на долгосрочный и краткосрочный.
Оформление заголовков и их нумерация
Заголовки разделов и подразделов дипломной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена.
Не рекомендуется включать в заголовок слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя также включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы.
Любой заголовок в тексте дипломной работы должен быть по возможности кратким, т.е. не должен содержать лишних слов. Однако и чрезмерная его краткость нежелательна. Дело в том, что чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. Особенно опасны заголовки, состоящие из одного слова. По такому заголовку сложно судить о теме следующего под таким заголовком текста.
Встречается и другая крайность, когда дипломант хочет предельно точно передать в заголовке содержание главы. Тогда заголовок растягивается на несколько строк, что существенно затрудняет его смысловое восприятие.
Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией - числовым обозначением последовательности расположения его составных частей.
В дипломных работах используется чисто цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления - из трех цифр и т.д., отделенных друг от друга точками.
Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «подраздел» и т.д. (или их сокращенные написания).
4.5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
После того как выпускная квалификационная работа написана и проверена руководителем, она должна быть рассмотрена комиссией при проведении предварительной защиты.
Не допускаются к защите:
205) работы, не преследующие экономические цели;
206) дипломные работы реферативного (описательного) характера;
207) работы, целью которых является только удовлетворение личного любопытства дипломанта.
Комиссия, рассматривая работу и прослушивая доклад, проверяет соответствие работы требованиям образовательных стандартов, для этого выпускная работа должна:
208) выполняться автором самостоятельно;
209) быть оригинальной, не совпадать с другими известными работами;
210) иметь практическую направленность;
■ соответствовать прилагаемому утвержденному заданию;
211) иметь достаточный для понимания иллюстративный материал.
Процедура защиты дипломной работы должна:
212) сопровождаться кратким исчерпывающим выступлением (докладом);
213) содержать обстоятельные ответы на вопросы комиссии;
214) иметь протокол предзащиты, отзыв, рецензию.
При оценке дипломной работы, прежде всего, учитывают выбор темы, представляющий научно-практический интерес и способствующий достижению целей экономического характера. Оценке подлежит только самостоятельно выполненная автором нереферативная часть работы. Качество работы оценивается как совокупная способность проведенных исследований удовлетворять существующие или предполагаемые потребности экономического характера (извлечение дохода или прибыли). Эти вопросы и подлежат обсуждению на заседании экзаменационной комиссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом подготовки специалистов высшей квалификации является формирование навыков самостоятельной работы. Эффективность деятельности экономиста связывают с прибыльным использованием полученных знаний. Формирование человеческого капитала специалиста является конечной целью процесса обучения в высшей школе. Процесс адаптации специалиста связывают с применением знаний в конкретной сфере экономической деятельности. Определение области использования полученных зна
ний связывают с проведением предварительных экономических (маркетинговых) исследований.
Существуют теоретические и практические аспекты применения методов экономического исследования. Цель и основное направление данной учебной дисциплины заключаются в применении методики экономических исследований. Использование методики экономических исследований осуществляется в ходе выполнения студентами самостоятельных работ. Это могут быть как научно-исследовательские (конкурсные) работы, так и учебные курсовые, выпускные (дипломные) работы, в ходе выполнения которых применяются теоретические и практические положения используемой методики.
Методика экономических и маркетинговых исследований используется для обоснования принятия научно и экономически обоснованных управленческих решений специалистами-менеджерами и маркетологами. Один из решающих моментов деятельности специалистов-профессионалов - комплексный подход, основанный на всестороннем охвате наиболее значимых факторов и социально-экономических последствий их прибыльного использования для всех заинтересованных сторон. Предложенное учебное пособие позволяет приблизиться к решению этих поставленных перед образовательным заведением задач.
СЛОВАРЬ
Авторское право - совокупность норм права, регулирующая общественные отношения по поводу произведений науки, результатов исследования, литературных трудов, программ для ЭВМ и баз данных.