Когнитивные и речевые предпосылки успешного овладения счётными операциями

Важнейшими предпосылками изучения математики в начальной школе является сформированность элементарных представлений о:

- цвете;

- величине;

- форме;

- пространстве;

- временные;

- количественные соотношения;

- находить средства и различные на основе этих признаков и соотношений.

Зрительная ориентировка и ориентировка в пространстве обеспечивается графическим изображением цифр.

Развитие пространственных представлений необходимо таблицы сложения.

Развитие понимания пространственных отношений должно происходить как на вербальном, так и на не вербальном уровне (ориентировка на листе тетради, ориентировка на страницах учебника).

Нарушение движений точности рук оказывает отрицательное отношение на понимание математики.

При овладении элементарным математическим знаниям, нужно опираться на умения обобщать.

Роль абстрактного мышления в процессе формирования понятия «числа» школьники, отвлекаясь от несущественных признаков предметов, выделяют общий признак (число предметов). Т.О. осуществляется отвлечение и обобщение (Моро)

Сравнивать

Сопоставлять

Сопоставление 2-х видов:

1. одновременное (симультанное);

2) последовательное (сикульсивное)

Школьник может представить умножение как сложение.

Оперирование последовательными данными арифмитической задачи представляет собой пример последовательного сопоставления того, что было, с тем, что получилось.

Важнейшим фактором овладения математикой является логический уровень, мышление.

Логические операции:

1. Операция – классификация;

2. операция – сериации;

3. сформированность понятия о сохранении

Операция «Классификация».

Общий признак в ряду объектов (классы, группы)

Связан с развитием симультанного анализа – умение выделить признак из целостного объекта.

Вследствие этой способности при овладении письма ребёнок может разложить сумму на отдельные составляющие.

Операция «Сериация».

Это установление последовательности взаимосвязей.

Удлинение цепочки связей.

Осуществляется на уровне предметно-действенных связей.

По мере взросления – на языковом уровне.

Понятие о сохранении.

Это представление о постоянстве количества независимо от изменяющихся условий восприятия.

Так 3-х летний ребёнок, сравнивая количество предметной в независимости от количества предметов, назовёт там, где больше.

Эти 3 операции помогают ребёнку перейти от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к понятийному (абстрактному) мышлению.

Нарушения в овладении счётными операциями у детей (дискулькулия).

Дискалькулия – это специфическое нарушение счётных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счёту.

В исследованиях говорится о больших «стойкостях», патогенеза и трудности преодоления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: