Задание 8. Определение уровня сформированности технических умений в рисовании у 2-3 детей

С помощью воспитателя выберите 2-3 детей, проявляющих интерес к рисованию. Подготовьте необходимое оборудование для рисования. Предложите знакомую им тему для рисования, выбранную с воспитателем. Не объясняйте и не показывайте приёмы рисования, не вмешивайтесь в процесс создания рисунка. Проанализируйте процесс создания изображения (наблюдая за ребёнком) и результат изображения (рисунок), используя предложенные показатели. Адаптируя предложенные показатели, ориентируйтесь на программные требования своей возрастной группы. Занесите данные в диагностический лист. Сделайте обоснованные выводы на основе проведённого анализа технических умений.

Анализ выполняйте по следующим показателям

Показатели   Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
высокий уровень 2 балла средний уровень 1 балл низкий уровень 0 баллов
1. Технические навыки и уме­ния владения раз­личными изобра­зитель­ными ма­териа­лами Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварель­ными красками и гуашью. Созна­тельно приме­няет выразительные средства в карандашном рисунке (тони­ровка, штрих, напряжен­ность и характер линий) Не всегда правильно дер­жит карандаш и кисть, не совсем правильно пользу­ется крас­ками. Слабо вла­деет графичностью каран­дашного рисун­ка (тони­ровка, штрих, напря­жен­ность и характер линий) Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графично­стью каран­дашного рисунка (графические приемы исполь­зует несознательно)  
1.1. Умение пользоваться ка­рандашом Регулирует нажим и направле­ние штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков Не всегда может регулиро­вать нажим и направление штри­ховки при использо­вании карандаша Использует карандаш без регу­лиро­вания нажима и направле­ния штри­ховки
1.2. Умение пользоваться кис­точкой и краска­ми Регулирует силу нажима и на­правления движения кисти при передаче изображения. Вла­деет техникой работы с худо­жествен­ными материалами. Умеет накла­дывать краски в одном направле­нии, закраши­вать без просветов, заполняя последовательно всю поверх­ность; умеет размывать и сме­шивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила Умеет использовать кисть при передаче изображения. Пра­вильная техника ра­боты предлагаемыми ху­дожествен­ными материа­лами для полу­чения оттен­ков цвета приме­няется не всегда. Закрашивает изо­бражения с просветами, недостаточно аккуратно Владеет элементарными навы­ками использования кисти. Не владеет техникой работы пред­лагаемыми художественными материалами для получения от­тенков цвета
1.3. Владение нетрадиционны­ми техниками рисования По собственной инициативе в соответствии с замыслом ис­поль­зует нетрадиционные техники рисования (НТР). Эксперименти­рует с изобрази­тельными и нетра­диционными материалами для создания ху­дожественного образа НТР использует фрагмен­тар­но, чаще всего после подска­зок педагога. Экс­перименти­рует с материа­лами в основ­ном по пред­ложению педаго­га НТР использует только под ру­ковод­ством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа
2. Владение формообразую­щими движения­ми Умеет проводить горизонталь­ные, вертикальные линии, ри­совать круг, овал, многоуголь­ники. Регу­лирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии лег­кие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линии Не всегда верно рисует гори­зонтальные, верти­кальные линии, круг. За­крашивает крупными, раз­машистыми движениями, иногда выходит за пре­делы контура. Линия дро­жащая, слабая, прерыви­стая. Часто обращается за помощью взрослого Закрашивает беспорядочными ли­ниями (мазками), не уме­щающими­ся в пределах кон­тура. Не регулиру­ет силу на­жима. Линии грубые, же­сткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику  
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ  
3.1. Умение пе­редавать форму предмета Форма сложная, передана точно Форма простая, есть незна­чи­тельные искажения. Ребенок делает объект уз­наваемым и вычленяет от­дельные детали Форма не удалась, искажения зна­чительные. Объект неузна­ваемый  
3.2. Выражение отношения к соз­даваемому образу через цвет в ри­сунке Умеет выделять смысловой центр посредством контраст­ности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цвето­вого решения поставленной изобразительной задаче. Ис­поль­зование в рисунках раз­личных оттенков цвета. Передача цветовых соотноше­ний как близких к реальным, так и наличие элементов фан­тазии в цветовых соотноше­ниях. В декоративном рисова­нии — наличие гармоничного соотноше­ния цветового реше­ния узора с фоном Использует цвет как гра­фиче­ский материал для передачи контура пред­мета. Соотнесе­ние цвета с общим содержани­ем сю­жета изображения и его элементов без передачи оттен­ков — контрастность цветов с четким разделе­нием границ закрашивае­мых областей. Цвет предметный, связан только с конкретным предме­том (иногда шаб­лонным). Со­ответствие цветового решения постав­ленной изобразительной задаче достигается не все­гда. Количество исполь­зуемых цветов небольшое Цвет предмета передан не­верно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пят­на. Отсутствие соотнесения цвета с содержа­нием изображения — ис­поль­зование «любимых» каранда­шей и красок безотносительно к тому, что закрашивается. Цветовые соотношения, близ­кие к реальному, но бывают отступления. Наличие элемен­тов творчества в передаче цве­товых соотношений проявля­ется в редких случаях  
3.3. Умение пра­вильно передавать пропорции пред­мета Пропорции предмета соблю­дают­ся. Правильно определяет величи­ну изображения в зави­симости от размера листа. Со­блюдает про­порции между элементами сю­жетных изо­бражений Есть искажения пропорцио­нальности пред­мета. Не всегда верно оп­ределяет величину изобра­жения в зависимости от размера листа и пропорции между элементами сюжет­ных рисунков Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер лис­та при определении вели­чины предмета. При сюжетном единстве изображения пропор­ции не соблю­даются  
3.4. Умение пра­вильно передавать пространствен­ное положение предмета и его частей Части предмета расположены верно. Правильно передает в ри­сунке пространство (близкие предметы — ниже на бумаге, дальние — выше, передние — крупнее равных по размерам, но удаленных)   Расположение частей предмета немного иска­жено. Есть ошиб­ки в изо­бражении пространст­ва Части предмета расположены не­верно. Отсутствие ориенти­ровки изображения как в от­ношении к пространственной ориентации лис­та, так и в расположении изобра­жаемых предметов по отношению друг к другу  
3.5. Умение пра­вильно строить композицию предметов на лис­те Композиция интересная (много­уровневая), предметы расположе­ны по всему листу. Присутствует композиционное равновесие дета­лей рисунка на площади листа. Ориентировка изображения с уче­том про­странства листа с соблю­де­нием основных пропорций ме­жду элементами сюжета Нет композиционной цело­ст­ности, изображение фри­зовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует перспектива. Возможно деление изображе­ния на верх, где изображается то, что далеко и высоко, и низ, где на одной линии пред­став­лены элементы сюжета Присутствует изображение не­скольких моментов на одном листе, композиция «скучен­ная». Нет ком­позиционного равновесия  
3.6. Эмоцио­нальность соз­данного образа, предмета или яв­ления Яркая эмоциональная вырази­тель­ность, где проявилось отношение автора к содержа­нию рисунка (эмо­циональные жесты, мимика персо­нажей, состояние природы). Ис­крен­ность, правдивость, непосред­ственность переживаний Имеют место отдельные эле­менты эмоциональной вырази­тельности Изображение лишено эмоцио­наль­ной выразительности    
3.7. Разрабо­танность содер­жания изображе­ния   Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впе­чатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно допол­нить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (соз­дать новую комбинацию из усвоен­ных ранее элементов) Ребенок детализирует художе­ственное изображение лишь по просьбе взрослого Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла  
3.8. Динамич­ность художест­венного образа   Динамические состояния персо­нажей или объектов изображения переданы достаточно четко и оп­ределенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения композиции с использованием характерной пла­стики Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета) Статическое изображение  
                       

 

Далее прилагается диагностический лист, который необходимо заполнить

Диагностический лист результатов изучения уровня сформированности технических умений в рисовании

Показатели Фамилия, имя ребенка
1. Технические навыки и уме­ния владения различными изо­бразительными материалами Лена Витя Ма­ша  
1.1. Умение пользоваться ка­рандашом      
1.2. Умение пользоваться кис­точкой и красками      
1.3. Владение нетрадицион­ными техниками рисования      
2. Владение формообразую­щими движениями      
2.1. Изображение прямых линий (вертикальных, горизонтальных)      
2.2. Рисование геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника)      
2.3. Регуляция силы нажима на карандаш, кисть      
2.4.Характер линии      
2.5. Закрашивание в пределах контура (амплитуда, размах кисти)      
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ      
3.1. Умение правильно пере­давать форму предметов      
3.2. Умение правильно пере­давать цвет предметов      
3.3. Умение правильно пере­давать пропорции предметов      
3.4. Умение правильно пере­давать пространственное поло­жение предметов и их частей      
3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе      
3.6. Эмоциональность создан­ного образа предмета или явления      
3.7. Разработанность содер­жания изображения      
3.8. Динамичность художест­венного образа      
Средний балл      

Результаты наблюдения и анализ их рисунков в соответствии с каче­ственной и количественной характеристикой показателей (см. табл.) отражается в диагностическом листе балловой оценкой. Далее подсчитайте все баллы и определите средний балл. Определите уровень сформированности умений по следующей таблице

 

Уровни Количественные границы уровней
Низкий От 0 до 0,6
Средний От 0,7 до 1,5
Высокий От 1,6 до 2

Обобщите результаты и сделайте обоснованные педагогические выводы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: