(МСФО (IFRS) 7)1
При составлении финансовой отчетности за годовые периоды, начинающиеся I января 2007 г. или после этой даты, следует учитывать положения МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты — раскрытие информации». Стандарт устанавливает требования к раскрытию информации, необходимой заинтересованным внешним пользователям в целях оценки значительности финансовых инструментов для финансового положения и финансовых результатов деятельности компании, а также понимания природы и степени рисков для компании, сопутствующих этим инструментам.
Положения МСФО (IFRS) 7 распространяются на деятельность, как банков, так и других финансовых учреждений. Его также должны применять компании, использующие простейшие виды финансовых инструментов: займы, дебиторскую и кредиторскую задолженность, денежные средства.
МСФО (IFRS) 7 включает в себя требования к раскрытию информации о финансовых инструментах, содержащиеся в МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», и заменяет действовавший ранее МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых учреждений». Таким образом, все требования к раскрытию данных о финансовых инструментах связаны в единый стандарт. При этом в новом стандарте учтены многие поправки, действующие в отношении МСФО 32 и МСФО 39.
|
|
МСФО (IFRS) 7 введены следующие новые требования:
1 Параграф подготовлен с использованием материалов «Аудиторские и консультационные услуги», опубликованных компанией ERNST @ YOUNG. TYGM Limited, 2006.
• дополнительные требования к раскрытию информации по
статьям баланса и отчета о совокупном доходе «по категориям» (например, имеется инструмент в наличии для продажи или он удерживается до погашения);
• раскрытия дополнительной информации о резервах под обесценение активов;
• представления дополнительных сведений в отношении справедливой стоимости обеспечения и других инструментов, снижающих кредитный риск;
• проведения анализа чувствительности к рыночным рискам.
Стандарт применим ко всем рискам, возникающим по всем финансовым инструментам, включая инструменты, которые не отражаются в балансе. Подобно МСФО 32, он требует раскрытия соответствующей информации в отношении дочерних компаний и для предприятий малого и среднего бизнеса. Как и в МСФО 32, в стандарте не прописано, где именно должна раскрываться требуемая информация в отношении балансовых статей. Компания может раскрывать эту информацию как в самом балансе, так и в примечаниях к финансовой отчетности. В отличие от МСФО 32 МСФО (IFRS) 7 требует более подробного раскрытия информации по каждой категории финансовых инструментов. Отдельное раскрытие предполагается по финансовым активам, переоцениваемым по справедливой стоимости, и финансовым активам, имеющимся в наличии для продажи. Несмотря на то, что стандарт не содержит прямого указания на представление финансовых инструментов в порядке их ликвидности, он устанавливает необходимость использования этого подхода в случае, когда он приводит к представлению более надежной и уместной информации, чем разделение на текущие и долгосрочные операции.
|
|
Помимо перечисленного в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 7 необходимо дополнительно раскрывать следующую информацию:
• о чистых доходах (расходах) по каждой категории финансовых активов или обязательств;
• об убытках от обесценения по каждой категории финансовых
активов;
• о комиссионных доходах и расходах (не включенных в определение эффективной процентной ставки) по финансовым
активам и обязательствам, не переоцениваемым по справедливой стоимости;
• о комиссионных доходах и расходах от операций доверительного управления.
Стандарт предписывает раскрытие положений учетной политики в отношении финансовых инструментов. При этом требуется раскрытие критериев:
• отнесения финансовых активов и обязательств к категории
переоцениваемых по справедливой стоимости;
• отнесения финансовых активов к категории имеющихся в наличии для продажи;
• использования счетов резерва (например, резерва под обесценение дебиторской задолженности), включая критерии списания сумм, отнесенных на такие счета.
МСФО (IFRS) 7 расширяет ранее существовавшие подходы к проведению количественного анализа финансовых рисков. Согласно стандарту предполагается раскрытие всех случаев концентрации рисков, которым подвержена компания, на основе общих характеристик риска (например, по местоположению, валюте, экономическим условиям и виду контрагентов). Кроме прочего, требуется описание того, каким образом руководство компании выявляет такие концентрации рисков.
Особое внимание в стандарте уделяется кредитному риску, риску ликвидности и рыночному риску.
Кредитный риск. Стандартом требуется раскрытие информации по каждому классу финансовых инструментов о максимальном размере кредитного риска за вычетом убытков от обесценения, без учета обеспечения или других инструментов, снижающих кредитный риск (например, соглашений о взаимозачете), а также описание обеспечения и других инструментов, снижающих кредитный риск. Согласно МСФО (IFRS) 7 максимальный размер кредитного риска по предоставленным займам, дебиторской задолженности и размещенным депозитам соответствует их балансовой стоимости, по производным финансовым инструментам — их текущей справедливой стоимости.
Новые требования МСФО (IFRS) 7 к анализу кредитного риска:
• представление информации в отношении кредитного качества финансовых активов, которые не являются ни просроченными, ни обесцененными (например, их анализ по кредитному рейтингу или группам кредитного риска);
• описание и оценка справедливой стоимости полученного обеспечения и других инструментов, снижающих кредитный риск;
• представление данных о полученном обеспечении, контролируемом компанией.
Риск ликвидности. Согласно положениям МСФО (IFRS) 7 банки должны представлять результаты анализа сроков погашения по финансовым активам. Финансовые обязательства должны быть проанализированы по договорным срокам погашения с использованием данных о недисконтированных денежных потоках.
Стандарт устанавливает, что по процентным свопам с выплатой плавающей и получением фиксированной суммы в анализ по срокам погашения включаются нетто-суммы, только если обмен денежными потоками происходит на нетто-основе. Таким образом, валютный своп должен быть включен в анализ по срокам погашения на основе валовых денежных потоков.
|
|
Для проведения анализа по срокам погашения обязательств стандарт рекомендует примерные временные интервалы. Он расширяет требования к осуществлению анализа риска ликвидности, вводя требование раскрытия методов управления риском ликвидности.
Рыночный риск. Согласно МСФО (IFRS) 7 предполагается раскрытие информациипо анализу чувствительности к рыночным рискам. Рыночный риск определяется как риск того, что справедливая стоимость или будущие денежные потоки от финансовых инструментов станут колебаться из-за изменений в рыночных ценах. Этот риск включает в себя риск процентной ставки, валютный риск и другие ценовые риски (например, риск изменения цен на акции и товары).
Из положений МСФО (IFRS) 7 следует, что компании должны раскрывать данные анализа чувствительности к рыночным рискам, выполненного в целях внутреннего управления рисками.
Стандарт не предписывает определенного формата, в котором должен быть подготовлен анализ чувствительности к риску, однако раскрытие информации о подверженности рискам, относящимся к разной экономической среде, должно быть представлено раздельно.
Стандарт требует раскрытия допущений и методов, а также целей применения отдельных методов, использованных при проведении анализа чувствительности к рискам. Дополнительно должны быть раскрыты причины изменений в допущениях и методах, применявшихся при подготовке анализа чувствительности к рискам в сравнении с прошлым отчетным периодом.
В марте 2009 г. были изданы поправки к МСФО (IFRS) 7, существенно расширившие требования к раскрытию информации об изменении справедливой стоимости, а также сведений о динамике риска ликвидности. Поправками были введены трехуровневая иерархия измерения справедливой стоимости, требующая раскрытия, и требования к определенным количественным раскрытиям для финансовых инструментов, находящихся на самом низком уровне этой иерархии. Особое внимание уделено требованиям к раскрытию информации в отношении риска ликвидности, в частности отмечена необходимость представления результатов специально выполненного анализа риска ликвидности для производных и непроизводных финансовыхобязательств. Принятие этих поправок было вызвано мировым финансовым кризисом и связанными с ним решениями «Большой двадцатки», направленными на повышение прозрачности финансовой отчетности. Поправки действуют для отчетных периодов, начавшихся I января 2009 г. или позднее.
|
|
Российские правила ведения учета. По российским правилам бухгалтерского учета финансовые инструменты как самостоятельный объект учета не рассматриваются: понятие финансовых активов сужается до категории «финансовые вложения», правила признания, оценки и переоценки которых при составлении бухгалтерской отчетности российских организаций содержатся в ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденном приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126и.
К финансовым вложениям организации в соответствии с ПБУ 19/02 относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и проч. Кроме того, в составе финансовых вложений учитываются вклады организации-товарища по договору простого товарищества.
Таким образом, речь идет лишь о составляющей финансовых инструментов — финансовых активах.
Согласно российскому стандарту финансовые активы признаются:
• при наличии надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
• при переходе к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и т.п.).
ПБУ 19/02 определяет также порядок оценки финансовых вложений.
Первоначальная стоимость финансовых вложений, приобретенных за плату, представляет собой фактические затраты на их приобретение (без учета НДС и других возмещаемых налогов), стоимость консультационных и посреднических услуг. При оценке финансовых вложений в расчет не принимаются управленческие расходы, за исключением той их части, которая непосредственно связана с приобретением финансовых вложений. Очевидно, что в российских условиях сформированная таким образом первоначальная стоимость финансовых вложений не всегда будет соответство вать их рыночной стоимости, как того требуют МСФО. Результаты бухгалтерского учета будут различаться и при наличии существенных затрат по сделке с финансовыми активами.
Существует и другое различие. МСФО при проведении оценки допускают возможность дисконтирования будущих поступлений, тогда как ПБУ 19/02 предусматривают такую возможность лишь для котируемых ценных бумаг, полученных безвозмездно.
Таким образом, результаты первоначального признания финансовых активов, осуществленного по правилам РПБУ и МСФО могут существенно различаться.
При составлении финансовой отчетности переоценка проводится с учетом примятого организацией способа оценки финансовых вложений при их выбытии, причем возможны следующие варианты:
• по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых
вложений;
• по их текущей рыночной стоимости;
• по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (метод ФИФО).
Выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете в тот момент, когда прекращаются условия их принятия к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений:
• финансовые вложения не обеспечивают получения будущих
экономических выгод организацией;
• у организации отсутствует контроль за денежными потоками,
генерируемыми финансовыми активами;
• организация не принимает на себя риски, связанные с данными финансовыми вложениями.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что российские правила учета финансовых активов еще далеки от подходов, предложенных МСФО в части признания в отчетности компаний финансовыхинструментов.