МСФО | ПБУ |
МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» | ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО 2 «Запасы» | ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» |
МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» | ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» |
МСФО 16 «Основные средства» МСФО 17 «Аренда» | ПБУ 6/01 «Учет основных средств» |
МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты — раскрытие информации» | ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» |
МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании | ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО 18 «Выручка» | ПБУ 9/99 «Доходы организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
МСФО 11 «Договоры подряда» | ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» |
МСФО 23 «Затраты по займам» | ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» |
МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» | ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» |
МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках» | ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» |
МСФО 12 «Налоги на прибыль» МСФО 33 «Прибыль на акцию» | ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов» | ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
МСФО 24 «Информация о связанных сторонах» | ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» |
МСФО 10 «События после отчетной даты» | ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» |
МСФО (1FRS) 8 «Операционные сегменты» | ПБУ 12/2010 «Информация по элементам» |
МСФО 20 «Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» | ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» |
МСФО 38 «Нематериальные активы» | 1БУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» |
Однако ПБУ в отличие от международных стандартов имеют не рекомендательный, а обязательный характер. Кроме того, как отмечалось в предыдущих главах учебника, цель создания и применения МСФО заключается в обеспечении информацией заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, для принятия ими обоснованных экономических решений. Для отечественной практики характерен юридический подход к подготовке финансовой отчетности. При этом юридические правила чрезвычайно подробны и конкретны, а вся учетная система ориентирована на решение задач налогообложения.
Трудности перехода России на МСФО связаны с рядом объективных и субъективных факторов. Важнейшие объективные факторы выявлены в результате сравнительного анализа российских и международных правил учета, выполненного в рамках проекта «СААР 2001: сравнение национальных правил финансовой отчетности». Выявленные факторы объединены в четыре группы.
Первая группа факторов связана с тем, что некоторые правила МСФО не имеют аналогов в российском учете. Например, в МСФО 21 описан порядок пересчета данных финансовой отчетности дочерних компаний, выраженных в иностранной валюте страны с инфляционной экономикой, в российских нормативных документах этот вопрос не разработан.
Вторая группа факторов связана с тем, что в российских нормативных документах не прописаны требования раскрытия информации подобно МСФО. Например, отчет об изменениях капитала согласно МСФО считается одним из основных. Требования, изложенные в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», гораздо уже и не эквивалентны требованиям МСФО. То же можно сказать относительно раскрытия информации о финансовых инструментах.
Третья группа факторов объединяет существенные несоответствия самих правил ПБУ и МСФО, которые важны для многих компаний. Например, финансовые обязательства, предназначенные для торговли, и производные финансовые обязательства в российском учете не отражаются по справедливой стоимости, как того требует МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Подобные различия столь существенны для понимания достоверности финансовой отчетности, что на практике важны для многих компаний.
Четвертая группа факторов — это существенные несоответствия правил ПБУ и МСФО, важные для отдельных групп компаний. Они подробно рассматривались в гл. 1 учебника.
Кроме того, МСФО постоянно обновляются, особенно этот процесс активизировался в последние годы. Концептуальные изменения, происходящие в международных стандартах, необходимо оперативно отражать в отечественных стандартах, чтобы избежать их морального устаревания.
Все чаще МСФО посвящаются оценке активов и обязательств по справедливой стоимости. Применение такого метода оценки предполагает наличие в стране активного рынка соответствующих объектов учета. В большинстве случаев такой рынок в России отсутствует. Историческая оценка активов, в которой учитываются фактически понесенные расходы и которая сохраняет свое приоритетное значение в российском бухгалтерском учете, направлена в основном на оценку прошлых событий, что не соответствует задаче модернизации российской экономики.
Нерешенными до сих пор остаются вопросы корректировки данных бухгалтерской отчетности российских организации с учетом инфляции, методология бухгалтерского учета не позволяет в полной мере реализовать концепцию сохранения капитала, являющуюся базисом МСФО.
Процесс создания ПБУ должен был бы протекать по заранее утвержденному Минфином России и доведенному до сведения бухгалтерской общественности графику. Однако подобный регламент не разработан, российские бухгалтеры не знают, какие национальные стандарты будут приняты в отдаленной перспективе, каким будет их общее количество. Неясна и ожидаемая продолжительность бухгалтерской реформы. Если изначально она оценивалась руководителями Минфина России в 10—15 лет, то сегодня этот вопрос остается открытым.
Субъективные факторы сводятся к следующему.
1. Хотя с момента принятия Правительством РФ Программы реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации проделана огромная работа по созданию и принятию новых ПБУ, переломить сознание бухгалтерского сообщества и руководителей организаций, ответственных за организацию бухгалтерского учета, в сторону более глубокого понимания существа подхода к представлению и раскрытию данных финансовой отчетности еще не удалось. Составление финансовой отчетности крупных компаний до сих пор, как правило, сводится к формированию числовых показателей в пределах рекомендованных образцов форм. А ведь идеология российских ПБУ состоит в том, что основная часть информации, содержащейся в отчетности, должна приводиться в пояснениях, а не в отчетных формах. В настоящее время в отчетных формах дается 95% всей отчетной информации и лишь 5% — в пояснениях Эти показатели должны выглядеть иначе — 40 и 60% соответственно.
2. Важнейшим препятствием в сближении российских принци-
пов учета с международными стандартами продолжает оставаться
налоговый учет. Для практикующих бухгалтеров основным пользо-
вателем финансовой отчетности по-прежнему являются налоговые
органы, что отрицательно сказывается на достоверности и нейтраль-
ности формируемых отчетных показателей.
3. Трудность практической реализации принципов, заложен-
ных в МСФО, состоит и в том, что во многих случаях вместо
привычных российскому бухгалтеру прямых указаний на то, когда
признавать элемент финансовой отчетности и как его оценивать,
МСФО предлагают логику принятия профессионального сужде-
ния. Другими словами, международные стандарты вместо кон-
кретных указаний определяют обстоятельства, исходя из которых
можно выбрать способ отражения того или иного объекта в учете
и отчетности.
Обобщенно проблемы в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации отражены в Концепции:
• формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих
субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям
бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям
рыночной экономики;
• неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов
на подготовку консолидированной финансовой отчетности
по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности,
подготовленной по российским правилам;
• значительное административное бремя хозяйствующих субъ-
ектов по представлению избыточной отчетности органам го-
сударственной власти, а также по осуществлению излишних
затрат из-за необходимости параллельно с бухгалтерским
учетом вести налоговый учет;
• слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетно-
сти, в том числе невысокое качество аудита бухгалтерской
отчетности;
• недостаточность участия профессиональных общественных
объединений и другой заинтересованной общественности,
включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регули-
ровании бухгалтерского учета и отчетности, а также в разви-
тии бухгалтерской и аудиторской профессий;
• низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.