Себестоимостью товара (работ, услуг) являются выраженные в материальной форме текущие расходы организации на производство и реализацию товара (работ, услуг).
Себестоимостью товара принято считать емкую, многообразную и динамичную экономическую категорию. Она считается одним из важнейших качественных показателей, указывающих на то, во сколько обходится организации производственный процесс и реализации товара. Чем будет ниже показатель себестоимости, тем выше будет прибыль и, соответственно, доходность производства.
Эвальвация себестоимости товара организации необходима для:
¨ оценивания выполненного плана по этому показателю и его динамики;
¨ установления доходности производственных процессов и определенных видов товаров;
¨ выполнение внутрипроизводственного хозяйственного расчета;
¨ определение резервов снижения себестоимости товара;
¨ установление стоимости товара;
¨ расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;
|
|
¨ фундирование решения о производстве новых видов товара и снятия с производства устаревшей продукции и т.д.
В состав себестоимости товара входят разные виды расходов, которые непосредственно зависят и не зависят от работы организации, вытекающих из характера этого производственного процесса и не связанных с ним непосредственно.
Влияние государственных органов на регулирование себестоимости товара имеет проявление в следующих случаях:
· подразделение расходов организации на текущие производственные издержки и долгосрочные вложения;
· разграничение расходов организации на относимые в себестоимость товара и компенсируемые посредством иных источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);
· определение норм амортизационных материальных основ, тарифов ассигнования на общественные нужды, размеров разных налогов и сборов.
Кроме этого, следует принимать во внимание, что в организациях часть расходов, хотя, и включена в себестоимость товара в реально произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры изменяются на основании утвержденных в определенном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).
Ассигнование себестоимости может изменяться под воздействием следующих факторов:
1) согласно степени готовности товара и его сбыта различают себестоимость валового, товарного, отгруженного и проданного продукта;
2) согласно количеству товара – себестоимость единицы товара, всего объема выпущенного продукта;
|
|
3) согласно полноте включения обыденных затрат в себестоимость объекта оценивания – полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;
4) согласно оперативности регламентации себестоимости – фактическую, нормативную, плановую;
5) согласно центру учета расходов выделяют:
а) цеховую себестоимость. Ею принято считать расходы цеха, которые связаны с изготовлением товара;
б) производственную себестоимость. Она помимо расходов цехов включает в себя общехозяйственные издержки;
в) полную себестоимость. Она является отражением все издержек на производство и сбыт, состоит из производственной себестоимости и коммерческих затрат.
В результате этого становится явным, что в теории и практике учета имеется не одно понятие себестоимости, и нужно каждый раз уточнять, о каком конкретном показателе ведется речь.
Одним из ключевых условий получения правдивых данных о себестоимости товара считается научно аргументированная кодификация расходов, которые включаются в ее состав.