Понятие себестоимости

Себестоимостью товара (работ, услуг) являются выраженные в материальной форме текущие расходы организации на производство и реализацию товара (работ, услуг).

Себестоимостью товара принято считать емкую, многообразную и динамичную экономическую категорию. Она считается одним из важнейших качественных показателей, указывающих на то, во сколько обходится организации производственный процесс и реализации товара. Чем будет ниже показатель себестоимости, тем выше будет прибыль и, соответственно, доходность производства.

Эвальвация себестоимости товара организации необходима для:

¨ оценивания выполненного плана по этому показателю и его динамики;

¨ установления доходности производственных процессов и определенных видов товаров;

¨ выполнение внутрипроизводственного хозяйственного расчета;

¨ определение резервов снижения себестоимости товара;

¨ установление стоимости товара;

¨ расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий;

¨ фундирование решения о производстве новых видов товара и снятия с производства устаревшей продукции и т.д.

В состав себестоимости товара входят разные виды расходов, которые непосредственно зависят и не зависят от работы организации, вытекающих из характера этого производственного процесса и не связанных с ним непосредственно.

Влияние государственных органов на регулирование себестоимости товара имеет проявление в следующих случаях:

· подразделение расходов организации на текущие производственные издержки и долгосрочные вложения;

· разграничение расходов организации на относимые в себестоимость товара и компенсируемые посредством иных источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);

· определение норм амортизационных материальных основ, тарифов ассигнования на общественные нужды, размеров разных налогов и сборов.

Кроме этого, следует принимать во внимание, что в организациях часть расходов, хотя, и включена в себестоимость товара в реально произведенной сумме, но для целей налогообложения их размеры изменяются на основании утвержденных в определенном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы).

Ассигнование себестоимости может изменяться под воздействием следующих факторов:

1) согласно степени готовности товара и его сбыта различают себестоимость валового, товарного, отгруженного и проданного продукта;

2) согласно количеству товара – себестоимость единицы товара, всего объема выпущенного продукта;

3) согласно полноте включения обыденных затрат в себестоимость объекта оценивания – полную фактическую себестоимость и сокращенную (усеченную) себестоимость;

4) согласно оперативности регламентации себестоимости – фактическую, нормативную, плановую;

5) согласно центру учета расходов выделяют:

а) цеховую себестоимость. Ею принято считать расходы цеха, которые связаны с изготовлением товара;

б) производственную себестоимость. Она помимо расходов цехов включает в себя общехозяйственные издержки;

в) полную себестоимость. Она является отражением все издержек на производство и сбыт, состоит из производственной себестоимости и коммерческих затрат.

В результате этого становится явным, что в теории и практике учета имеется не одно понятие себестоимости, и нужно каждый раз уточнять, о каком конкретном показателе ведется речь.

Одним из ключевых условий получения правдивых данных о себестоимости товара считается научно аргументированная кодификация расходов, которые включаются в ее состав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: