Организационная структура организации

Необходимым условием успешной деятельности организации является рациональное построение его организационной структуры.

Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных органов (служб) организации, выполняющих различные управленческие функции.

При правильно сформированной организационной структуре создаются благоприятные условия для принятия своевременных и качественных управленческих решений, снижения издержек, повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости организации.

При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы:

- стратификация, т.е. сколько может потребоваться уровней управления;

- формализация, т.е. насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичнее стиль, тем более системной и формальной должна быть внутренняя структура;

- централизация, т.е. иерархия доведения принятых решений до исполнителей;

- сложность организационной структуры, т.е. на сколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.

В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.

I. Бюрократический тип управления.

В основе этой модели – представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют. Концептуальные положения данной модели управления:

- четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

- иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Различают три разновидностибюрократической организационной структуры.

1. Линейная структура управления – характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство. Решение передается по цепочке «сверху вниз», формируется иерархия руководителей данной конкретной организации. Схематически линейная структура управления организацией представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Линейная структура управления организацией

 

1.1. Разновидностью линейной структуры управления является линейно-штабная структура управления – это линейная структура, дополненная специфическими подразделениями по подготовке управленческих решений. Эти подразделения не имеют нижестоящих уровней управления, они не принимают решений, их задача – проводить анализ вариантов и последствий управленческих решений

для конкретного руководителя, к которому данное «штабное» подразделение прикреплено, рис. 2.2.

 
 

 

 


Рис. 2.2. Линейно-штабная структура управления организацией

 

2. Функциональная структура управления – осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления специализирован на выполнении им отдельных видов деятельности.

Создание функциональной структуры управления предполагает группировку персонала по задачам, которые он будет выполнять.

Конкретная характеристика функций того или иного подразделения определяется наиболее важными направлениями деятельности всей организации.

Традиционные функциональные блоки организации – отдел производства, финансов, маркетинга, реализации и продвижения товара и др.

Функциональная структура управления позволяет использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. Схематически функциональная структура управления организацией представлена на рис. 2.3.

 
 

 


Рис. 2.3. Функциональная структура управления организацией

 

2.1. Разновидностью функциональной структуры управления является линейно-функциональная структура управления. В данном случае всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Таким образом, линейно-функциональная структура включает специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации, рис. 2.4.

 

 

 

 


Рис. 2.4. Линейно-функциональная структура управления организацией

 

К основным достоинствам линейно-функциональной структуры организации относятся: детальная подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; возможность привлечения консультантов и экспертов; быстрые коммуникации; разгрузка высшего руководства; высокая компетентность специалистов; конкуренция между отдельными функциональными участками; простота управления.

Ограничения линейно-функциональной структуры управления: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями нет четкого распределения ответственности, преобладает система взаимодействия по вертикали, медленная реакция на изменение внешних условий; длительность процесса прохождения, выполнения управленческих команд и процедур; вероятность конфликтов между функциональными подразделениями.

Общее руководство
3. Дивизиональная структура управления складывается в тех организациях, в которых в силу определенных обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделенные большими правами в осуществлении своей деятельности структурные подразделения – отделения, где идет разделение организации на элементы и блоки по видам товаров и услуг, группам покупателей или географическим регионам, рис. 2.5.

 

 
 

 

 


Рис. 2.5. Дивизиональная структура управления организацией

 

Данная структура широко используется в условиях многопродуктового производства, а также в построении государственного аппарата и общественных организаций.

Основной принцип построения дивизиональных структур состоит в выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений – дивизионов и соответствующих им уровней управления с предоставлением данным подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Дивизион представляет собой организационную товарно-рыночную единицу, имеющую необходимые собственные функциональные подразделения. На него возлагается вся ответственность за производство, сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона высвобождается для решения стратегических задач по развитию и росту организации. Таким образом, разделяются оперативный и стратегический уровни управления, что в сегодняшних условиях просто необходимо. Как правило, у высшего руководства остается не более пяти централизованных функциональных подразделений. Дивизиональная структура обеспечивает более эффективную реакцию организации на тот или иной фактор внешней среды.

II. Органический тип управления.

Основные положения данной концепции:

- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;

- обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение;

- работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;

- творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;

- правила работы формулируются в виде принципов, а не установок;

- распределение работы между сотрудниками обуславливаются не их должностями, а характером решаемых проблем;

- имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Выделяют четыре типа органического типа управления.

1. Матричная структура управления создается путем совмещения структур нескольких видов (линейной или дивизиональной). Общие указания исполнителям даются линейными руководителями, а особые инструкции – руководителями проектов. В процессе такого взаимодействия возникают связи вертикальной, горизонтальной и диагональной коммуникации. Следовательно, при данной структуре управления исполнитель имеет не одного, а двух или более руководителей. Основное внимание направлено на интеграцию всех видов деятельности, создание условий, благоприятных эффективному выполнению проекта. Схематически матричная структура управления организацией представлена на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Матричная структура управления организацией

 

При такой структуре устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта. Задачей руководства компании становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами. Отличительной чертой является наличие у работников одновременно двух руководителей, обладающих равными правами. Исполнитель подчиняется руководителю функциональной службы, а также руководителю проекта или целевой программы, который наделен проектными полномочиями для осуществления управления в соответствии со сроками, ресурсами и требуемым качеством. Возникает система, базирующаяся на сочетании двух принципов - функционального и проектного.

2. Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизация управления и др.). Основу составляет проектная группа, работающая на временной основе, т.е. в течение времени, необходимого для реализации заданий проекта. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность.

3. Бригадная организационная структура управления строится на следующих принципах:

- автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев;

- предоставление ей прав самостоятельного принятия решений и координация действий с другими бригадами, в том числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретных проблем (в результате чего подрывается тенденция к традиционному обособлению производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб, сопрягаемая с появлением у них собственных интересов и целевых установок);

- замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) на гибкие связи, обязательные для совместного разрешения конкретных вопросов.

4. В настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. Это эдхократическая организационная структура управления, ключевыми элементами которой являются:

- работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновативности и эффективной совместной работы;

- работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;

- структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи;

- право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;

- отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации.

Наиболее пригодной такая структура является для организаций в таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерно-электронная, медицинская, исследовательская, производство фильмов и др.

В целом рациональная оргструктура управления организацией должна отвечать следующим требованиям:

· обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;

· быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;

· иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;

· быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: