Становление рынка недвижимости в России происходило под влиянием общих для всей экономики страны факторов. Это:
- политическая, экономическая и социальная нестабильность;
- высокие темпы инфляции;
- резкая дифференциация в доходах;
- неразвитость и нестабильность финансовой системы;
- недостаток денежных ресурсов в структуре оборотных средств предприятий и т.д.
Кроме того, на рынок недвижимости влияют и специфические факторы:
1) запаздывание с началом становления рынка по сравнению с другими секторами рыночной экономики.
Рынок недвижимости начал свой легальный путь лишь после принятия законов РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «О приватизации жилищного фонда» летом 1991 г., то есть фактически с конца 1991 – начала 1992 г. Рынок недвижимости, в силу нестабильности и необходимости значительных единовременных затрат, практически не рассматривался в первой половине 90-х годов, как сфера долгосрочных инвестиций. Ведущую роль на рынке весь этот период играли брокерские фирмы, оказывающие консультационные и посреднические услуги при сделках с жилой недвижимостью. Основными покупателями являлись - лица со сверхвысокими доходами, продавцами – лица, не имеющие иных возможностей улучшить свое финансовое или жилищное положение, кроме продажи принадлежащей им недвижимости (ее доли). Главным способом расчетов была оплата наличными, причем, как правило, в свободно конвертируемых валютах без их налогового декларирования, сначала в наиболее «черных» и криминально опасных вариантах, затем с использованием более цивилизованных форм (расчеты ценными пакетами, векселями и пр.);
2) отсутствие необходимых законодательных норм и процедур, обеспечивающих безопасное совершение сделок и защиту прав собственности.
Это привело к ряду следствий, влияющих на состояние рынка. В числе таких следствий:
- первоначальная легкость сделок на рынке жилой недвижимости что способствовало быстрому росту их числа;
- возможность нарушения прав потенциальных пользователей недвижимости, отсутствие механизмов защиты их интересов при проведении сделок, что в последующем привело к судебным искам, арестам недвижимости, запрещениям сделок с ней и пр. Поэтому риэлтерские фирмы не охотно берутся за сделки с квартирами с длинными историями продаж, справедливо полагая, что чем больше сделок с квартирой произошло, тем больше вероятность «прокола» на каком-либо из этапов этой истории;
- проведение сделок с недвижимостью под прикрытием сделок с ценными бумагами, долями, паями предприятий (прежде всего прошедших через процедуры приватизации).
- проведение сделок с прямым нарушением законодательства и интересов участников сделок. Последнее особенно характерно для предприватизационного периода, но довольно часто встречается и в период приватизации;
3) формирование рынка «со второго этажа» - квартир, встроенных нежилых помещений.
Рынок жилья начал развиваться с 1992 г., рынок нежилых помещений – с 1993 по 1994 гг. (особенно после принятия решения о возможности выкупа приватизированными предприятиями занимаемых ими на условиях аренды помещений), а рынок городских земель – по сути лишь с 1995 г., после принятия решений, разрешающих выкуп земли приватизированным предприятиям и собственникам зданий и сооружений;
4) развитие рынка в отсутствие необходимой для его функционирования финансовой и рыночной инфраструктуры.
Становление рынка недвижимости в России начинается при практическом отсутствии какой-либо его связи с финансовым рынком (существовавшая в советский период система жилищного и строительного в целом финансирования и кредитования к началу 1992 г. по существу уже развалилась). Для покупки недвижимости нужны были «живые» деньги, причем желательно наличные и в свободно конвертируемой валюте.
Формирование уровня цен на рынке жилья в первой половине 90-х годов происходило в крупных городах России как следствие спроса со стороны слоя лиц с наиболее высокими доходами.
Ускоренные и не всегда отлаженные процедуры приватизации, неотработанный порядок закрепления прав на недвижимость, отсутствие механизмов проверки правового статуса и юридической истории объектов недвижимости создал в начале 90-х гг. довольно льготные условия проведения сделок, а появившийся спрос на недвижимость - потребность в оказании услуг по их совершению.
Именно на этой волне на рубеже 80-90-х гг. возникли (или легализовались из бывших маклеров) первые риэлтерские фирмы, которые поневоле выполняли целый ряд функций, распределенных (в условиях развитого рынка недвижимости) между рядом профессиональных участников рынка – консультантами, адвокатами, оценщиками, экспертами по недвижимости, эскро-фирмами и другими. Последнее обстоятельство таит в себе потенциальную опасность для будущих риэлтерских фирм, С приходом на рынок профессиональных юристов, оценщиков недвижимости они окажутся не готовы к конкуренции с ними, а главное направление своей активности – знание рынка, способность оказать качественную услугу по поиску объектов, сведению контрагентов - оказывается недостаточно развитым.
Расширенный спектр функций, выполняемых риэлтерскими фирмами в начальный период становления рынка, может стать препятствием на пути их развития и специализации.
В результате анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод о том, что единого рынка объектов недвижимости (в том смысле, как они определены в Гражданском Кодексе) пока не существует. Правильнее, скорее, говорить о наличии рынков отдельных элементов недвижимого имущества (квартир, офисов, помещений производственного назначения) и формировании разрозненных предпосылок рынка объектов недвижимости.
Не выработано общегосударственной политики формирования правовых и экономических условий деятельности на рынке недвижимости:
- единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним находится в стадии становления;
- в части определения состава и размеров сборов, тарифов арендной платы за землю и другую недвижимость, а также регулирования операций с ней господствует «местное право»;
- весьма незначительны гарантии прав добросовестного приобретателя недвижимого имущества, что способствует криминализации рынка недвижимости;
- условия деятельности на рынке недвижимости «непрозрачны», что, в частности, мешает эффективному определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Отсутствует координация деятельности подразделений исполнительных органов власти, осуществляющих регулирование рынка недвижимости и управление недвижимостью. В результате в различных секторах рынка недвижимости действуют различные правила и процедуры вовлечения его в оборот.
Негативное влияние на развитие рынка недвижимости оказывает монополизм органов власти, государственных, муниципальных или «привластных» (то есть выделившихся из состава подразделений администрации) коммерческих организаций. Особенно сложная ситуация сформировалась на уровне муниципальных образований, где причиной сохранения монополии является неупорядоченность и сложность процедуры оформления прав на застройку земельных участков. Необходимо еще до начала строительства получить многочисленные согласования с различными подразделениями администрации и муниципальными предприятиями. Добавим к этому требование предварительной оплаты многочисленных сборов и услуг, уровень которых заранее неизвестен, устанавливается «по ходу» оформления сделки.
В результате складывается неравенство экономических условий деятельности, ограничивается свободный доступ к земле и нарушается нормальных ход воспроизводства недвижимости.
В общественном сознании недвижимость все еще отождествляется с «даровым благом, всеобщим бесплатным достоянием». Этот стереотипный подход в равной мере присущ и населению, и власть имущим. Население еще не осознало, что вместе с получением прав владения, пользования и распоряжения собственностью, оно стало не только непосредственным и равноправным участником рыночных отношений (со всеми присущими им рисками), но и приобрело обязанности по содержанию недвижимости. Власти же чаще рассматривают недвижимость как объект дополнительных затрат, оправдывающих сохранение межбюджетных трансфертов, а не как инвестиционный капитал.
Наряду с перечисленными недостатками есть и примеры положительного характера, которые, если наметившиеся тенденции не будут разрушены непрофессиональными действиями различных ветвей власти и несогласованными действиями участников рынка, могут и должны стать той необходимой опорой для стабилизации ситуации на рынке и последующего его развития с выводом на принципиально новое состояние: недвижимость может и должна стать, одним из существенных и привлекательных объектов по вложению свободных денежных средств, для чего часть финансовых потоков от граждан и юридических лиц должна быть переориентирована в сторону сектора экономики, которым является строительный комплекс, а также владение на праве собственности объектами недвижимости, в том числе и земельными участками.
Создались предпосылки под наиболее широкое использование недвижимости в качестве залога, в ряду способов обеспечения обязательств, предусмотренных действующим законодательством, наличие недвижимости должно перейти в разряд одного из самых весомых факторов по снижению рисков при проведении тех или иных операций.
Необходимо создать действенные правовые и организационные механизмы по развитию ипотечного кредитования в российских регионах, создающие условия по приобретению гражданами жилья с помощью кредитов под залог приобретаемой квартиры в качестве основного способа решения жилищной проблемы.
Предстоит сформировать на качественно иной основе рынок банковских услуг, на котором должно состояться усиление роли государственных банков в обслуживании основных финансовых потоков при ипотечном кредитовании.
Должен, наконец, решиться вопрос о развитии коммерческого найма жилья, находившегося в государственной собственности.
Имеют место примеры по изменению принципов расчета вознаграждения, получаемого риэлтерами на основе взимания ими обоснованного размера комиссии за оказанные риэлтерские услуги, а не исключительно посредством установления завышенного процента от стоимости жилья, фигурирующей в той или иной сделке с объектом недвижимого имущества.
Таким образом, несмотря на все имеющиеся проблемы, операции с недвижимостью способны и сегодня приносить ощутимые доходы. В целях ликвидации криминальных явлений на рынке и неэффективного использования объектов недвижимости необходим закон о лицензировании деятельности профессиональных участников рынка недвижимости.
Наконец, крайне необходим закон о рынке недвижимости, в котором должны быть определены единые понятия и термины, объекты рынка недвижимости, его профессиональные участники и стандарты их деятельности, а также рамки государственного регулирования рынка недвижимости.