История государственной финансовой политики (ГФП) прошла несколько стадий, каждая из которых может быть охарактеризована как борьба между двумя принципиальными взглядами на финансы:
Первый из них предполагает, что государство ответственно за состояние экономики, и воздействует на нее за счет реализации ГФП. Эта позиция берет свое начало еще в средневековье;
Второй, основываясь на классической экономической теории, предполагает, что государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику, предполагая ее самоорганизацию в результате конкурентных сил. В основе этой политики лежит принцип Лозаннской школы laissez faire ("пусть каждый идет своим путем"), предполагающий минимизацию вмешательство государства в регулирование экономики.
За последние полтора века каждый из этих взглядов прошел как минимум три стадии, каждый из которых характеризовался видоизменением инструментов, используемых государством банком, и постепенной конвергенцией используемых инструментов. К концу ХХ века разница между взглядами этих двух школ, оказывается, принципиальной, но малозаметной, с точки зрения, практического применения. Разница сводится не к инструментарию, а к акцентам в его применении. Основные стадии изменения в рлдитике ГФП представлены в таблице
|
|
Государство отвечает за экономику | Кредитно-денежная политика | Государство не отвечает за финансы | Кредитно-денежная политика |
Консервативная (этатистская) | А) Привлечение финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов; В) Контроль над эмиссией бумажных денег; С) Установление ставок для коммерческих кредитов. | Либеральная | А) Государство должно соблюдать паритет между доходами и расходами; В) Строгий контроль над эмиссией денег и государственных ценных бумаг; С) Установление ставки для государственных ценных бумаг на основе данных о рыночной стоимости ценных бумаг. |
Кейнсианство | А)Стимулирование спроса за счет государственных итервенций и государственной поддержки бизнеса; В) Приоритет фискальной политики над кредитно-денежной С) Точная настройка финансового рынка за счет учетных ставок и активной политики на открытом рынке D) Управление резервными ставками; | Классическая | А) Государство должно соблюдать паритет между доходами и расходами; В) Вмешательство государства должно быть минимально С) Регулирование рынка за счет учетной ставки и аналогичных инструментов; D) Установление учетной ставки исходя.из теоретической модели спроса на деньги |
Государство отвечает за финансы | Кредитно-денежная политика | Государство не отвечает за финансы | Кредитно-денежная политика |
Неокейнсианство | А)Стимулирование спроса за счет государственных итервенций в наиболее перспективные для развития экономики и поддержания социально-экономической стабильности сектора экономики; В) Приоритет фискальной политики над КДП С) Поддержание слабо изменяющихся учетных ставок; D) Приоритет операций на открытом рынке для регулирования спроса и предложения денег; Е) Активное использование политики регулирования уровня заработной платы | Монетаризм (неоклассики) | А) Борьба с инфляцией является основной государственной задачей в области финансов; В) Государство должно поддерживать эмиссию денег на рациональном уровне; С) Регулирование рынка за счет учетной ставки и аналогичных инструментов; D) Стимулирование инвестиций за счет фискальной политики; Е) Отказ от регулирования денежной массы за счет использования резервной политики. |
|
|