double arrow

Кейнсианская государственная финансовая политика


Кейнсианская государственная финансовая политика. Эта политика пришла на смену классической в середине 30-х годов и господствовала в практике вплоть до конца 70-х годов ХХ века. Основы ее были заложены в труде Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1931 году. В качестве основной цели государственного вмешательства в экономику Кейнс рассматривал обеспечение экономического роста и высокой занятости населения, которые зависят от совокупного спроса на товары, включая закупку потребительских товаров, производственные капиталовложения, а также государственные расходы. При классической ГФП правительства старались придерживаться ортодоксальной точки зрения, предполагающей малые государственные расходы и бездефицитного бюджета. Анализ Кейнса приводил к выводу, что достичь полной занятости и полного использования производственных фондов, оборудования, возможно только через искусственно стимулируемый высокий уровень совокупного спроса. Нужно стимулировать инвестиции предприятий, должны быть увеличены государственные расходы. С другой стороны, так как население имеет склонность сберегать свои возрастающие доходы, то это ограничивает денежную массу в обращении, и, следовательно, спрос. Сбережения представляют собой изъятие средств из потока доходов-расходов и тем самым вызывают недостаточность потребления, из-за чего сокращается производство, растет безработица, снижаются инвестиции.
Кейнсианская финансовая политика рекомендовала государственным органам реализовывать принцип дискреции, которые предполагает минимизацию стихийных форм экономических процессов и сознательное изменение фискальной политики и государственных расходов с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Подбор конкретных параметров государственной финансовой политики получил название «точной настройки».

Одним из первых принял кейнсианскую финансовую политику Франклин Рузвельт, который стремился перебороть последствия «Великой Депрессии» за счет роста государственных расходов. Однако, в конце 1936 г., когда экономика США начала медленно оживать, Рузвельт, еще веривший в сбалансированный бюджет, сократил государственные расходы. Результат сказался практически немедленно. В 1937 году последовал новый спад. Этот кризис был предсказан Кейнсом на основе анализа принятого бюджета. В результате его взгляд, что дефициты во времена спадов хороши, поскольку они стимулируют производство и занятость - приобрел сначала в США, а затем и в большинстве стран мира статус государственной доктрины. Таким образом первым постулатом кейнсианской финансовой политики является принятие дефицитных бюджетов во время кризиса и профицитных во время перегрева экономики.

Вторым важным положением кейнсианской финансовой политики является положение о необходимости проведения сбалансированной фискальной политики, которая бы стимулировала инвестиции и потребление, а тем самым экономический рост. Как следствие основной рекомендацией является снижение налогов во время экономических кризисов и повышение их во время чрезмерного роста. На налоговую политику накладывалась и еще одна функция – перераспределения доходов в пользу наиболее бедных слоев населения, для того, чтобы увеличить совокупный спрос и снизить сбережения.

В области кредитно-денежной политики, кейнсианство предполагало реализацию таких принципов:

1) Поддержание относительно невысокой учетной ставки, которая могла бы обеспечивать привлекательность инвестиций в реальный сектор и не создавала бы непредсказуемых кризисов на фондовом рынке. Изменение учетной ставки рассматривалось как один из важнейших элементов точной настройки. Учетная ставка должна поддерживать реальную учетную ставку (с учетом инфляции) на относительно стабильном уровне. Изменение учетной ставки в период господства кейнсианской финансовой политики представлена на рис. 3.14.

2) Обеспечение потребности экономики в деньгах осуществляется также за счет использования таких инструментов как обязательное резервирование (в долгосрочном периоде) и операциями на открытом рынке (для погашения краткосрочных колебаний в спросе на деньги).

Рис. 2.14. Динамика приростов ВВП и среднегодовой ставки ФРС в США

При реализации кейнсианской государственной финансовой политики переход с одного уровня предложения денег к другому происходит за счет создания искусственного дефицита государственного бюджета, который мультиплицируясь обеспечивает достаточное количество денег для роста экономики (см. рис. 3.15). Если имеется достаточно быстрый рост экономики, то переход от одного равновесия на финансовом рынке к другому осуществляется без участия государства. Размер дефицита определяется таким образом, чтобы переход от одного уровня ВВП к другому не вызывал резкого изменения равновесной процентной ставки на финансовом рынке.

Рис. 3.15. Механизм реализации кейнсианской КДП. Формирование дефицита бюджета для создания условий роста экономики; Мультипликатор бюджетных расходов.

Реализация кейнсианской политики в целом обеспечило достаточно устойчивый экономический рост в большинстве стран, которые ее применяли. Правда, случались достаточно значительные падения темпов роста, но сколько-нибудь заметного падения ВВП не наблюдалось. Так в период с 1950 по 1980 год максимальное падение ВВП США составило 2,5% и наблюдалось в 1954 году, когда финансовая политика не была чисто кейнсианской (см. рис. 3.16).

Рис.3.16. Динамика ВВП США в период реализации кейнсианской политики.

Основной проблемой, с которой сталкивается государство при реализации кейнсианской политики – это инфляция. Побороть ее оказывается практически невозможно. Так за период с 1936 по 1980 г когда в США активно проводилась кейнсианская финансовая политика, цены в США выросли более, чем в 21 раз, что соответствовало среднегодовой инфляции 7% в год., правда основной вклад пришелся на период Второй Мировой Войны и послевоенный период. За период с 1950 по 1980 годы цены выросли в 4,5 раза, что составляло 5,1%. В течение 50-х и 60-х годов максимальный годовой темп инфляции составлял не более 4,5% в год. В кейнсианской литературе даже существовало убеждение, что умеренная инфляция даже полезна экономике, так как стимулирует рост. Однако, в 1969 м году в США, столкнулись с явлением, которое с легкой руки П. Самуэльсона получило название стагфляции. В этом году прирост реального ВНП оказался отрицательным, но не произошло снижения инфляции, цены выросл на 5%. В 1970 году роста также не было, а цены увеличились на 6%. Стагфляция не отпускала США в течение всех 70-х годов. Средние темпы роста ВВП составили в течение этого периода около 2,2% в год, а инфляция равнялась в 1974 - 11%, в 1975 - 8.5%, в 1977 - 6.5%, в 1978 -7.5%, в1979 - 11%. (см. рис.3.17)

 
А) Динамика индекса цен в США (1935=100) В) Динамика среднегодовой инфляции

Рис.3.17. Характеристика инфляционных процессов в США в период реализации кейнсианской политики.

На самом деле такое явление как стагфляция существовало и ранее, но его серьезность не полностью осознавалась. В периоды быстрого экономического подъема цены поднимались медленнее темпов прироста производства, т.е. их эластичность от роста ВВП обычно была меньше единицы (см. рис. 3.18). Однако, во времена кризисов и предкризисных периодов эта эластичность оказывалась больше 1, что до 70- х годов выражалось только в том, что цены во время кризисов практически не снижались..

Рис. 3.18 Динамика приростов цен и ВВП США в 1950 – 1980 гг.

Основной причиной возникновения стагфляции (стагнация + инфляция) является длительная накачка экономики деньгами и возникновение в этих условиях отложенного дефицита. Причины возникновения последнего могут быть разными. В 70-е годы такой причиной стали гонка вооружений и война во Вьетнаме. При длительном экономическом подъеме происходит полная загрузка мощностей, резервов для маневра ими не оказывается. Большие военные расходы - без параллельного снижения других расходов или повышения налогов с целью снижения спроса частного сектора на невоенные товары, без ужесточения денежной политики для сокращения спроса, имеют следствием только повышение цен на гражданскую продукцию, спрос на которую оказывается неудовлетворенным. Если подобное явление возникает в рыночной экономике возникает инфляция спроса, а в плановой экономике возникает реальный дефицит продукции. Инфляция спроса провоцирует рост издержек и прежде всего требований работников в повышении заработной платы. Формируется вторая составляющая инфляции – инфляция издержек, которая возникает в результате роста цен на сырье, материалы, комплектующие и рабочую силу. В результате длительного экономического роста не происходит достаточного обновления оборудования у производственных фирм, и, в случае изменения структуры спроса, они не могут сбывать в большем объеме старую продукцию и не имеют возможностей выпускать новую. Возникает структурный кризис, который и приводят к появлению стагфляции. Наиболее ярко это явление проявилось при распаде СССР, большинство республик которого в 1990-х годах испытали длительную гиперстагфляцию. Причиной ее была конверсия производства, которая затронула первоначально только предприятия ВПК, а затем предприятия выпускавшие продукцию двойного назначения.

Выход из длительной стагфляции обычно оказывается очень болезненным. И связан либо с резким ростом учетной ставки, либо к введению практически плановой экономики. Второй способ выхода из подобного процесса применили во Франции во времена Миттерана. Первым шагом, которого была национализация всех крупных кредитных учреждений и увеличение доли государственного участия в крупном компаниях. Определенные шаги в этом направлении делались даже в США в 1972 и 1978 годах. Однако, так как эти шаги не внесли решительного перелома в борьбе со стагфляцией, они были признаны неэффективными.

Применение второго способа предполагал такие болезненные явления как удорожание кредита, падение рынка долевых инструментов, снижение объемов ВВП, сокращение инвестиций и рост безработицы. Этот болезненный путь мог быть сравнительно коротким в случаях, если инфляция оставалась только галопирующей (менее 15% в год), и очень длительных в условиях гипер- (до 100% в год) и особенно мегаинфляции (более 100% в год). В первом случае этот процесс мог занять период в 2-3 года, то во втором случае он растягивался на годы.

Продолжительность периода перехода от гиперинфляции а нормальному экономическому развитию зависит и от таких факторов, как:

- степень деформации экономики в период перегретого роста;

- возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику страны для обеспечения финансирования процесса ее реструктуризации;

- доверие к национальной валюте как внутри страны, так и за ее пределами;

- развитость финансового рынка, наличие на нем достаточного количества финансовых инструментов, способствующих торможению инфляционных процессов (прежде всего государственных ценных бумаг);

Длительность инфляционного процесса в предшествующие периоды, которое влияет как на инфляционные ожидания, так и на существование инфляции издержек;

Возможность подавить инфляцию издержек внутри страны за счет импорта и способность государства воздействовать на иностранных поставщиков сырья таким образом, чтобы они снизили (или не повышали) цены на него.


Сейчас читают про: