double arrow

Либеральная и классическая государственная финансовая политика

Либеральная государственная финансовая политика была характерна для США, не имевших централизованных органов управления финансами до 1914 года, и Великобритании, в которой Банк Англии до 1946 года полностью не зависел от правительства. Возникновение Банка Англии (БА), а затем Федеральной Резервной Системы США (ФРС) первоначально было связано с необходимостью концентрации финансовых ресурсов, в которых нуждались правительства этих стран в 19-м – начале 20-го века. Также как и при консервативной политике, ЦБ этих стран в качестве основной задачи рассматривали соблюдение пропорции между эмиссией денег и золотовалютными резервами. Еще одной задачей оказывался контроль за бюджетной политикой государства. Как независимые кредитные организации ЦБ не позволяли государству формировать дефицитные бюджеты. В случае возникновения дефицита, чаще всего в военное время, правительствам предоставлялись кредиты, которые затем погашались за счет доходов бюджета. Однако, в отличие от консервативной политики, ставка по кредитам государству формировалась на внутреннем, а не внешнем финансовом рынке. Фактически ЦБ этих стран, кроме особой задачи эмиссии национальной валюты, действовали как обычные кредитные учреждения, а правительство рассматривалось как обычный заемщик.

Конец либеральной КДП центральных банков наступил приблизительно в тоже самое время, что и консервативной, т.е. после Первой мировой войны, которая привела сначала к временному, а затем и полному отказу от золотого стандарта. Отказ от него заставлял центральные банки значительно более интенсивно вмешиваться в функционирование финансовых рынков. Считается, что переход от либеральной политики к классической произошел в середине 20-х годов ХХ века.

Классическая государственная финансовая политика возникла в условиях постепенного отхода от золотого стандарта. Отличительными чертами этой ФГП является приоритет кредитно-денежной политики (КДП), проводимой ЦБ, и использование им инструментов косвенного экономического регулирования. В качестве основной задачи ФГП ставилась задача обеспечение бездефицитного бюджета.

Классическая КДП в качестве основных инструментов регулирования финансового рынка рассматривала учетную ставку и кредитную эмиссию (ремиссию). Учетная ставка должна была регулировать спрос на деньги. Обеспечение увеличения денежной массы, необходимой для роста экономики предполагалось осуществлять за счет кредитной эмиссии.

 

Рис. 3.11. Механизм реализации классической КДП

Изменение предложения денег в результате выдачи эмиссионных кредитов ЦБ при сниженной учетной ставки;

Рост предложения денег со стороны населения и фирм в результате роста ВВП и постепенное повышение учетной ставки ЦБ

Правда, как оказалось, классическая КДП не смогла справиться с задачами, возникшими в новых условиях. Наиболее ярко несостоятельность классической КДП проявилась во время кризиса конца 20-х – начала 30-х годов, который по мнению большинства экономистов был спровоцирован ФРС США. Этот анализ представляется тем более актуальным, что многие проблемы современной финансовой ситуации в России схожи с теми, с которыми ФРС столкнулась в 20-е годы.

В основу приводимого ниже анализа реального применения классической КДП в США в 20-х -30-х годах ХХ века положены работы Ротбарда. Рассмотрим хронологию событий этого периода.

В начале 1920-1921 годах в США случилась первая после I мировой войны рецессия, однако она была непродолжительной и легко преодолимой. После нее в течение 1922- 1926 годов наблюдался бурный рост экономики США. Если в период 1917 – 1920 годов существовал дефицит федерального бюджета США, то за счет его профицита в 1922 – 1926 годах происходило погашение военных займов и вливание денег в экономику. Учетная ставка ФРС держалась на уровне 5-7% годовых. Однако начиная с середины 1926 года начали появляться первые признаки возникновения нового экономического кризиса. В 1926 году начал сокращаться объём жилищного строительства, который до этого быстро рост. К концу 1926 года стали падать объёмы продаж автомобилей, а с 1927 и радиоприемников. Наконец, с конца 1926 года начали сокращаться и производственные инвестиции. Наступал обычный циклический кризис. В 1927 году ФРС США начали предпринимать, рекомендуемые классической экономической теорией меры антикризисные меры, а именно снижать ставку рефинансирования. Ставка снизилась до 3% годовых. В результате возникла значительная кредитная эмиссия. В начале 1929 года был зафиксирован достаточно заметный рост потребительского спроса. Казалось, что кризис преодолен. Однако, ФРС не учитывал рассмотренную выше взаимосвязь между учетной ставкой и ценами на долевые инструменты. В результате возникло уникальное явление, цены на них росли при падении экономики (см. рис.3.12)

Рис. 3.12. Динамика цен на долевые инструменты в США с 1924 по 1932 годы

Быстрый рост цен на акции и низкая процентная ставка приводила к тому, что значительная часть кредитной эмиссии уходила на спекулятивные операции на фондовом рынке. Наметившийся выход из кризиса еще больше подхлестнул рост стоимости акций. За период с середины 1928 года по октябрь 1929 года их цены выросли почти в 2 раза. На бирже играли огромные массы народа. К осени 1929 года акциями владели около четверти американских семей, а 2 % населения непрерывно спекулировали акциями через посредство инвестиционных (трастовых) компаний.

«Дешевые» кредиты вели и к росту потребительских кредитов, на которые приобреталась недвижимость, товары длительного пользования и долевые инструменты. Фирмы, также активно брали кредиты для осуществления инвестиций и игре на бирже.

Появление признаков роста экономики и спекулятивный фондовый бум, убедили ФРС в том, что необходимо повысить ставку рефинансирования для ограничения роста денежной массы. С августа по октябрь 1929 года ФРС поднял ставку рефинансирования с 3% до 8%. Резкое ужесточение кредитной политики случилось при скрытом ухудшении финансового состояния многих должников. В 1926-1929 годах начало наблюдаться резкое увеличение объемов перекредитования, так как значительная часть должников не могла вернуть взятые кредиты, но могла их рефинансировать за счет новых. Рост процентных ставок превратил их в невозвратные. Особенно много их было у компаний финансового сектора, которые до этого брали кредиты для спекулятивных операций на бирже.

Крупнейшие банки США быстро отреагировали на складывающуюся ситуацию. С начала сентября они начали выводить свои активы с фондового рынка, превращая их в золото. 24 октября 1929 года крупнейшие банки Нью-Йорка перестали выдавать финансовым компаниям кредиты со сроком погашения более одного дня. Наступил мгновенный паралич финансово-кредитной системы, ответом на который стал катастрофический обвал фондовый биржи 28 и 29 октября («черный вторник») 1929 года, в течение которых индекс Доу-Джонса упал почти на 50%, а в целом стоимость акций упала на 90%. Огромные сбережения, вложенные в акции резко обесценились. В течение ноября 1929 – апреля 1930 годов разорилось около 5760 банков и других кредитных организаций, а с ними и миллионы вкладчиков. в результате случился крах всей финансовой системы - платить стало нечем уже почти всем. Произошло то, что должно было произойти несколькими месяцами ранее - начался новый экономический спад. Даже "обычный" спад обещал быть резким, но спад, усугубленный биржевым крахом и нестабильностью банковской системы, утратой общественного доверия к банкам, к долевым инструментам, привел к катастрофе. Согласно официальной статистике, за годы кризиса потерпели крах более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, разорилось свыше 1 млн. фермеров, безработица достигла к 1932 году 25%.

ФРС, следуя рекомендациям классической школы, не желала выходить из кризиса посредством инициализации инфляционных процессов, что и привело к возникновению долгосрочного кризиса, хотя учетная ставка ФРС за 1929 - 1933 гг. понижались 8 раз. Жесткость ДКП в период Великой депрессии была обусловлена еще и тем, что существовал «золотой стандарт», ограничивавший возможности для маневра. Он был восстановлен ФРС в 1929 г. для стабилизации ситуации в экономике. В соответствии с этими правилами 40% бумажных долларов должно было быть обеспечено золотом. Однако, в условиях кризиса это ограничение существенно снижала возможности ФРС по регулированию экономики.

Когда стало ясно, что кредитная политика ФРС потерпела крах, президент Герберт Гувер и Правительство США стали принимать энергичные меры (вопреки расхожему мнению), пытаясь выйти из кризиса. В 1930 году были снижены налоги, увеличены государственные расходы, что привело к созданию самого большого за всю предшествующую историю США дефицита бюджета мирного времени..Но всё было бесполезно, ибо политика ФРС 1920-е годы сделала неэффективным вмешательство государства в развития кризиса. Причин этого достаточно много. Назовем основные из них:

1) Для преодоления кризиса нужно, чтобы масштабы спровоцированных государством дополнительных расходов были выше, чем величина естественного падения частных расходов. Но классическая политика рекомендует минимизацию государственного вмешательства в экономику. В результате, падение расходов частного сектора не могло быть покрыто за счет роста государственных расходов, настолько первые превосходили последние перед кризисом. Только в 1933 году, когда ВВП США упал более чем в 1,5 раза, а с учетом дефляции в 2 раза, государственные вливания в размере 8% ВВП привели к улучшению ситуации.

2) Значительное социальное расслоение: (более 40% населения США ещё до великой депрессии жило ниже уровня бедности) способствовало снижению совокупного спроса.

3) Бурный рост потребительских расходов в 1924- 1926 годах был связан с приобретением инвестиционноемких товаров длительного пользования (недвижимость, транспортные средства, драгоценности) в результате платежеспособный спрос на них был удовлетворён еще до кризиса и они не могли стать локомотивом выхода из него. Именно поэтому кредитная эмиссия 1927 – 1928 гг. приводила к беспрецедентному спросу на акций. Отсутствие спроса привело к тому что объем производства автомобилей сократился в 5 раз, а строительство новых домов практически полностью прекратилось.

4) ФРС США до 1933 года практически не вмешивалось в экономические процессы, ограничиваясь снижением процентной ставки и выдачей кредитов Правительству США. Практически не было предпринято сколько-нибудь заметных попыток спасения сбережений населения и кредитных учреждений.

В результате кризиса денежный агрегат М2 упал с 1929 по 1935 в 3,2 раза, а цены за период с 1929 по 1934 снизились в 2,4 раза (см. рис. 3.13). Как видно из рисунка, до тех пор пока ФРС пыталась следовать тенденциям рынка происходило падение денежной массы, которое провоцировало снижение цен. ФРС снова сокращал избыточную денежную массу, в результате уменьшались цены и падал ВВП.

Рис. 3.13 Динамика индекса цен и денежного агрегата в период с 1920 по 1940 годы

Итак, в результате реализации классической политики обычный циклический кризис разросся до масштабов сначала национальной, а затем мировой экономической катастрофы. Крах фондового рынка США, ускоренный ужесточением монетарной политики Федеральной резервной системы привел к кризису фондовых рынков по всему миру. Из-за последующего падения цен и мирового производства некоторые страны заемщики сначала отказались платить проценты по своим долгам, а затем объявили дефолты, что привело к прекращению международного кредитования в 1931 году. В это же время продолжающаяся в Соединенных Штатах депрессия и дефляция спровоцировала банковские и валютные кризисы в центральной Европе. Приверженность ЦБ многих стран золотому стандарту и классической политике сыграло роль «золотых кандалов», препятствуя увеличению предложения денег в экономике практически всех стран. В некоторых странах Европы положение было хуже, чем в США: В некоторых из них, например в Германии, максимум безработицы достигал 35%. Экономика США и большинства европейских стран находилась в депрессивном состоянии вплоть до Второй Мировой Войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: