Органы государственного регулирования банковской системы

Конфигурация банковского сегмента финансового рынка во многом определяет черты всего финансового рынка. В целом она определяется такими параметрами как:

- уровень централизации банковской системы (БС) и число уровней банковской системы;

- зависимость ее от исполнительной государственных органов;

- состав финансовых учреждений, оперирующих на данном сегменте финансового рынка

С точки зрения, централизации различают следующие типы банковской системы:

—централизованная

—моноцентрическая

—полицентрическая

—стихийная

1. Централизованная БС предполагает наличие единого государственного банка (ЕГБ), который осуществляет практически все виды деятельности на банковском сегменте финансового рынка. В частности, ЕГБ:

- проводит эмиссию наличных и безналичных средств,

- занимается кредитованием других финансовых и нефинансовых организаций, а также физических лиц;

- организует привлечение на депозиты и расчетно-кассовое обслуживание финансовых и нефинансовых организаций, а также физических лиц;

- занимается контролем за деятельностью других финансовых организаций (если такие организации в банковской системе существуют).

Централизованная банковская система может иметь только один банк (например, в СССР фактически существовал только Госбанк СССР), но может включать в себя и несколько финансовых учреждений, часть из которых может быть негосударственными (например, банковская система России до 1918 года).

Основным преимуществом централизованной банковской системы является высокая степень ее надежности. Крах БС возможен только при крахе всей финансовой системы страны, организации и физические лица практически застрахованы от потери своих денежных средств в результате банкротства, если они держат их в ЕГБ.

Однако, возможность непосредственного кредитования ЕГБ нефинансовых организаций имеет и отрицательную сторону, связанную с практической неограниченностью их финансовых ресурсов в настоящее время. В частности, возможно длительное кредитование ЕГБ заведомо убыточных предприятий, предоставление кредитов без детального рассмотрения возможности их возврата. Эти недостатки стали особенно очевидны при отходе от золотого стандарта, когда госбанки получили возможность выпускать в обращение денежные средства не обеспеченные золотовалютными резервами. Неограниченность финансовых ресурсов ЕГБ ведет к возможности быстрого развития инфляции, особенно в случае возникновения в национальной экономике трудностей.

Другим недостатком централизованной БС является и возможность стремления ЕГБ к монополизации банковского сегмента рынка, так как негосударственные банки оказываются, с одной стороны, его конкурентами, а с другой, подконтрольны ему. Кроме того, негосударственные банки, обычно имеют более невыгодные условия по предоставлению кредитов и привлечению депозитов.

 

 

 

 


Рис. 4.1 Структура централизованной банковской системы

 

2. Моноцентрическая банковская система (МЦБС) предполагает наличие только одного центрального банка (ЦБ), который имеет право:

- выпускать деньги в обращение;

- кредитовать финансовые учреждения, а также правительство;

- привлекать временно свободные денежные средства финансовых учреждений;

- контролировать и регулировать деятельность финансовых учреждений, оперирующих на банковском сегменте финансового рынка.

Основным отличием МЦБС от ЦБС является невозможность операций ЦБ с подавляющим числом организаций и со всеми физическими лицами. Моноцентрическая БС характерна для России, фокусом которой является Центральный Банк России (ЦБР), для Европейского союза, имеющего Центральный Европейский Банк (ЦЕБ ЕС) и многих других стран. Операции с физическими и юридическими лицами осуществляют самостоятельные финансовые организации, находящиеся в сфере контроля и регулирования ЦБ. МЦБС имеет несколько уровней. Под уровнем понимают число звеньев, отделяющих большинство клиентов от ЦБ. Для России и многих других стран характерна двухуровневая система. Однако, могут существовать БС и с большим числом уровней. В частности, в ЕС наличествует трехуровневая система, промежуточный уровень которой формируют национальные банки, тех стран, которые входят в зону евро.

Основным преимуществом МЦБС по сравнению с ЦБС является то, что финансовые учреждения, оперирующие на банковском сегменте, сравнительно ограниченны в финансовых ресурсах и заинтересованы в эффективном вложении привлеченных денежных средств. Контроль со стороны ЦБ не позволяет им проводить достаточно рискованную финансовую политику и свободно манипулировать привлеченными средствами. Инфляционные процессы в многоуровневой системе обычно развиваются также медленнее, чем в ЦБС.

Ограниченность денежных средств у финансовых учреждений в МЦБС имеет кроме положительных свойств и свои минусы. В частности, из-за нее тормозится реализация крупных проектов, сдерживается экономический рост.

Во многих МЦБС возникает и еще одна финансовая структура, контролируемая государством – казначейство, которое отвечает за передачу финансовых средств из государственного бюджета в бюджетные организации и собранных налогов в государственный бюджет. Казначейство, контролирует правильность использования выделенных бюджетных средств, а также возврат трансфертов, выделяемых из государственного бюджета на срочной основе.

 

 

 


Рис. 4.2 Структура моноцентрической банковской системы с казначейством

4. Ряд стран, которые имеют большую протяженность, используется полицентрическая банковская система (ПЦБС). Примером такой системы является Федеральная резервная система США, в которую входит 7 региональных центральных банков (РЦБ). Каждый из РЦБ имеет право выпускать в обращение денежные средства и контролировать деятельность финансовых организаций, оперирующих на банковском сегменте. Если рассматривать ФРС США, то каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровень своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и утверждению Советом управляющих ФРС. Вместе с тем фактическая централизация действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение ими единой политики в области регулирования учетных ставок и формируют общие правила реализации кредитно-денежной политики на всей территории государства.

Во многом ПЦБС осталась рудиментом того периода, когда коммуникации между регионами на территории крупных стран были затруднены, а перевозка денег была сопряжена с достаточно большими опасностями. Распределение эмиссионных центров позволяла снизить риски при доставке денег, сократить сроки получения денежных средств в отдаленных регионах. Кроме того, возможность проведения относительно самостоятельной кредитной политики позволяет быстрее решать региональные проблемы, связанные с дефицитом региональных бюджетов. Децентрализация банковской системы имеет и отрицательные стороны, связанные с возможностью ослабления единого контроля за состоянием банковского сегмента финансового рынка.


           
   
     
 

 

 


 

 

 


Рис. 4.3. Структура полицентрической банковской системы

 

4 .Стихийная банковская система (СБС) не предполагает наличия у ЦБ страны функций контроля за состоянием и регулирования денежного обращения. Обычно у ЦБ в этой системе остается функция эмиссии денежных средств, но иногда и эта функция отсутствует. Подобные системы сохранились только в малых странах, в которых может даже не существовать собственной национальной валюты (Науру, Лихтенштейн и ряд других), хотя до 19-го века были распространены в большинстве стран мира. Все взаимоотношения между финансовыми организациями, оперирующими на банковском сегменте, устанавливаются на основе корреспондентских отношений. Элементы СБС могут сохраняться и в рамках в моноцентрической и полицентрических систем. В частности, в США существует достаточно много мелких и средних банков, не входящих в Федеральную Резервную Систему.

С точки зрения зависимости банковской системы от органов исполнительной власти можно выделить 2 основных типа:

- независимую, в которой ЦБ не подчиняется правительству. Его взаимодействие с органами власти в основном ограничивается согласованием основных параметром кредитно-денежной политики с правительством. Глава ЦБ или аналогичного учреждения выбирается представителями банковского сообщества (ФРС США, ЦЕБ ЕС) или законодательной власти (ЦБ РФ) по представлению исполнительной власти;

- казначейскую, в которой ЦБ или его аналоги входят в систему исполнительной власти и подчиняется главе исполнительной власти.

В большинстве стран мира в настоящее время применяется независимая банковская система, в которой затруднено скрытое (на основе льготных кредитов) и явное субсидирование центральным банком дефицита государственного бюджета и неэффективного производства. Практически, во всех странах мира, в которых использовалась казначейская банковская система в условиях экономических потрясений создавались условия для развития гиперинфляции. Так в дореволюционной России и в СССР существовала классическая казначейская банковская система. Последствия использования именно этого типа БС сказывались на состоянии финансового рынка России в течение длительного времени. Проследим последствия использования казначейской банковской системы на примере ее кризиса в начале ХХ века.

За время первой мировой войны, с 1 июля 1914 года по 1 марта 1917 года количество обращающихся бумажных денег в России возросло в 6.7 раза. За период с 1 марта 1917 года по 1 ноября этого же года денежная масса увеличилась еще в 1,95 раза. Наконец, в ноябре 1917 года денежная масса увеличилась еще в 1,31 раза. Таким образом за период военных действий до момента национализации коммерческих банков в начале 1918 года денежная масса увеличилась в 17,1 раза. Покупательная способность рубля составила в районе 5,8 копеек до военных рублей. После национализации банков процесс инфляции ускорился. Темп инфляции в 1918 годах составил 18,7 раз. 10000 рублей в ценах конца 1918 года равнялись 1 довоенной копейки. В течение 30 месяцев, то есть с 1 января 1919 года по 1 июля 1921 года, количество бумажных денежных знаков возросло еще в 38.5 раз, что обесценило денежную единицу до 0.000262 копейки июля 1914 года. Во второй половине 1921 года инфляция составила еще 7,5 раз. Ситуацию удалось нормализовать только к концу 1923 года когда на территории СССР был введен золотомонетный стандарт и была проведена деноминация валюты в 1 млн. раз. Всего инфляция за 11-летний период с 1913 по 1923 год составила 1,2 млн. раз. Переход от казначейской банковской системы СССР к независимой банковской системе Российской Федерации характеризуется значительно меньшими, но также впечатляющими инфляционными процессами. За период с конца 1990 по конец 2001 года инфляция составила 28,3 тыс. раз, а к 2006 году достигла 49,3 тыс. раз. Аналогичные процессы были характерны для всех европейских стран, имевших казначейскую банковскую систему, в период после окончания Первой и Второй Мировых войн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: