Государственная финансовая политика РФ

За последние 15 лет государственная финансовая политика в России прошла 3 этапа, которые условно можно было бы отнести к кейнсианской модели (1992-1994), монетаристской (1995-1998) и неокейнсианской (1999 -2006). Условность отнесения к тому и или иному типу связана со значительно меньшим набором финансовых инструментов, которыми обладала Россия, особенно в начале 90-х годов при воздействии на финансовый рынок, а также значительно большим влиянием на внутренний рынок внешних факторов, чем это наблюдалось в США.

С 1992 - 1994 года финансовая политика российского государства и денежно-кредитная политика Банка России направлены на снижение последствий перехода к рыночной экономике, кризиса в производственной сфере и в какой-то мере к достижению финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции. Этот период характеризуется очень высоким индексом инфляции: 2600% в 1992 году, 940 % в 1993 и 320% в 1994 году. Значительным в этот период было и падение ВВП – на 14% в 1993 году, 8% в 1993 и 13% в 1994 году.

Безумно высокие темпы инфляции в 1992 г. оказались прямым следствием кейнсианской политики ЦБ и правительства, которое должно было учитывать позицию парламента. Так в начале 1992 г. кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитами Центробанка, составил 6,9 % ВВП. Кроме того в апреле были выданы бюджетные кредиты экономике в размере еще 2,3 % ВВП. С февраля началось кредитование Центробанком государств рублевой зоны. Кредиты достигли уровня 8,4 % от ВВП. Во второй половине 1992 г. кассовый дефицит бюджета, покрывавшийся кредитами Центробанка, возрос до 24 % ВВП. Кроме того, бюджетные кредиты экономике были увеличены до 14 % ВВП. Наконец, ЦБ толкал на кредитование по льготным условиям коммерческие банки. Подобные кредиты достигли во второй половине 1992 г. 31 % ВВП. Рубль оставался платежным средством на территории бывшего СССР и ЦБ выдал кредиты государствам рублевой зоны на уровне 5,5 % ВВП. В целом дефицит расширенного бюджета в 1992 году составил 28,8 % ВВП, а совокупный прирост активов Центробанка - 48,9 % ВВП.

Как отмечалось выше, инфляция в 1993 года была также очень высокой. Причины были практически те же самые, что и в предыдущем году. В начале 1993 года кассовый дефицит бюджета составлял 8 % ВВП, а в пике 63% ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные кредиты экономике в размере 33 % ВВП. Кроме того, коммерческие банки получили прямые кредиты на 28 % ВВП, а государства рублевой зоны - в размере 14 % ВВП. Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы на сумму более 10 % ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка в декабре составил 93,8 % ВВП. Только со второго квартала 1993 года кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в последнем квартале 1993 года был снижен до 6,1 % ВВП, за счет отказа от большого числа субсидий, выдававшихся предприятиям. В 1993 году было положено начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска государственных краткосрочных облигаций (май 1993 г.).

В 1994 году дефицит бюджета возрос опять до 11 % ВВП. Для финансирования дефицита бюджета начали использоваться неинфляционные источники - кредиты МВФ, а также ГКО. С помощью этих источников было покрыто 20% дефицита, в том числе за счет ГКО 10 %. Однако основой покрытия дефицита были кредиты Центробанка Министерству финансов. Именно эмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалось основной причиной сохранения мегаинфляции. Некоторое ужесточение ГФП сказалось на ускорении падения ВВП (13% в 1994 по сравнению с 9% в 1993).

В целом в период 1992-94 гг. наблюдался совершенно явный процесс мега стагфляции, вызванный освобождением товарных цен в начале 1992 года, начавшимся процессом конверсии и полной неподготовленности советской экономики работать в «мирных» условиях. Значительную роль в финансовых процессах сыграли и накопленный дефицит в товарах гражданского назначения, снятие ограничение на трансформацию безналичных денег в наличные, а также крах Внешэкономбанка СССР в ноябре 1991 года, приведший к невозможности остановить кризис за счет внешних заимствований. Экономический кризис и необходимость обслуживать внешний долг СССР привели к огромным дефицитам бюджета, за счет расходов которого пытались смягчить социальные последствия кризиса. Неожиданная для правительства инфляция приводила к необходимости постоянно использовать кредитные ресурсы Банка России., как для правительственных нужд, так и поддержания значимых для государства предприятий. Отметим, что до конца 92 года механизм рефинансирования в практике экономического регулирования Банка России отсутствовал. Он пытался влиять на процентные ставки кредитных учреждений путем регулирования объема выдачи и процентным ставкам по централизованным кредитам, которые он выдавал предприятиям для поддержания их деятельности. Фактически антиинфляционного регулирования в этот период не было. Единственной мерой было повышение ставки рефинансирования, однако за счет этого удалось только несколько снизить инфляцию. Исходя из заявленных задач удержания падения ВВП центральный банк, хотя и поднимал ставки, но оставлял их ниже уровня инфляции (см рис. 3.23). Более того, как только появлялась угроза усугубления кризиса (как например в 1994 году) происходило резкое снижение ставки. Жесткая фискальная политика, проводившаяся в период 1992-1994 годов привела к тому, что началось массовое укрытие денежных доходов от налогового ведомства.

 

 

Рис. 3.23. Динамика ставки рефинансирования Банка России в 1992 – 1994 гг.

о путем простого увеличения ставок

Монетаристская политика начала проводится фактически с 1995 года, когда положительной оказывается реальная ставка рефинансирования и снижается бюджетный дефицит. Основным оружием покрытия дефицита бюджета и регулирования денежной массы становится выпуск ГКО. Жесткую антиинфляционную политику Банк России проводит практически вплоть до августовского кризиса 1998 года. Так в течение всего 1995 года действовала фактически запретительная ставка рефинансирования, которая существенно превышала ставку на рынке межбанковских кредитов, а с марта 1995 г. и до конца 1996 года - средневзвешенную доходность ГКО. В отдельные периоды ставка рефинансирования поднимается, правда на короткий период до уровня более 100% годовых (в начале 1996 г., а также в мае- июне 1998).

 

Рис. 3.24. Инфляция и ставка рефинансирования в 1995 – 1998 гг.

 

Для снижения мультипликативного эффекта в апреле 1995 ЦБ РФ расширил базу обязательного резервирования за счет введения резервов по срочным депозитам и валютным счетам. Денежный мультипликатор снизился в результате с 2,13 до 2,02, которое оставалось стабильным до конца года.

Важное значение для снижения инфляции имело введение с середины 1995 года валютного коридора, который позволил снизить рост рублевой массы, которая получалась в результате покупки валюты. Этому же способствовало также использование такого инструмента, как ограничение максимальной открытой позиции.

Наконец, начиная с 1995 года начал снижаться дефицит федерального бюджета как по отношению к ВВП, так и относительно величины расходов.

 

Рис. 3.25 Динамика дефицита российского бюджета в 1992 -1998 годах

 

В целом проведение жесткой монетаристской государственной финансовой политики начинает давать плоды. Инфляция в 1995 году сокращается до 230% годовых, в 1996 до 22%, а в 1997 и начале 1998 г. держится на уровне 11-12%. Снижается и уровень падения ВВП (4% в 1995, 2% в 1996), а в 1997 и начале 1998 годов начинается небольшой рост (на уровне 0,4%).

Однако, монетаристская политика порождала и ряд отрицательных явлений в финансовой сфере – нарушение нормального платежного оборота между предприятиями, переход на бартер и коммерческие векселя, а также быстрый рост краткосрочных государственных обязательств. Особенно печальным было то, что сокращение доходов бюджета происходило при быстром росте государственного долга. И хотя доля задолженности по государственному долгу относительно ВВП была не очень велика, но недостаточность государственного бюджета и слабость валютных резервов привела к обрушению системы покрытия долга за счет ГКО (см. рис. 3.26).

Рис. 3.26 а. Динамика госдолга в млрд. деноминированных рублей Рис. 3.26 в. Динамика доли госдолга относительно доходов бюджета и ВВП в %

Необходимо отметить, что оздоровление экономики в 1995 – первой половине 1998 г. были достигнуты во многом за счет притока иностранного капитала, в первую очередь за счет государственных заимствований и активного участия иностранного капитала в игре на российском фондовом рынке. Так, по данным платежного баланса, обязательства сектора государственного управления в 1996 г. возросли на 14,8 млрд дол., а в 1997 – на 21,9 млрд дол., в то время как активы госсектора увеличились лишь на 0,4 млрд дол. в 1996 г. и на 0,8 млрд дол. в 1997 г. Приток иностранных инвестиций приостановился в результате фондового кризиса в октябре 1997 года в Восточной Азии и сокращения положительного сальдо торгового баланса в 1997 году, которое стало отрицательным в 1-м и 2-м кварталах 1998 года. Кризис на мировых финансовых рынках стал причиной роста стоимости обслуживания государственного долга, так началась репатриация прибыли нерезидентов с рынка государственных ценных бумаг. Для поддержания интереса иностранцев к российскому рынку и была поднята ставка размещения ГКО. Однако, увеличение прибыли нерезидентов и желание конвертировать прибыль, полученную прибыль усиливали спрос на иностранную валюту. В условиях поддержания относительно стабильного курса национальной валюты золотовалютные резервы России начали быстро сокращаться. Наконец, к июню 1998 г. объем государственных ценных бумаг, подлежащих погашению в течение ближайших 6 месяцев, составлял около 190 млрд руб. или порядка 30,4 млрд дол. Эта сумма почти в три раза превышала объем валютных резервов. Поэтому попытка скорректировать параметры валютного коридора, подняв его верхнюю планку в 1,5 раза (с 6,4 до 10 руб. за 1 доллар) привели к панике на валютном рынке, а затем к краху всей финансовой системы России.

К числу фундаментальных факторов, вызвавших кризис 1998 года относится и запланированное сокращение в 1998 году бюджетных доходов по сравнению 1997 года прежде всего за счет таких налогов как НДС (на 15%), прибыль (на 35%) и платежей за пользование недрами (на 27%).

Августовский кризис 1998 года показал, что использование в чистом виде ГФП чистого монетаризма в России оказалось, не на много более успешным, чем в США и правительству РФ потребовалось достаточно быстро перестраивать свою финансовую политику.

Третий этап ГФП начинается в 1999 году, когда в качестве основной цели начинает рассматриваться экономический рост, а борьба с инфляцией стала важной, но все таки второстепенной задачи. Конечно, проведение новой ГФП в России сопровождалось рядом благоприятных экономических условий, таких как:

- обвал курса рубля в результате кризиса 1998 года, которое позволило создать экономике достаточное конкурентное преимущество (однако, подобный обвал стал результатом искусственного его сдерживания в период 1995-1998 гг.);

- рост цен на сырьевые товары и прежде всего нефть.

Во-первых, для предотвращения слишком высокого уровня инфляции в период конца 1998 – 2000 годов проводилась (не объявленная) политика валютного комитета (см. рис.3.27).

Рис. 3.27 а. Динамика М0 и М2 в млрд. деноминированных рублей Рис. 3.27 в. Динамика обеспеченности М0 и М1 золотовалютными резервами в %

 

Если в первые годы (1999-2000 гг.) обеспеченность рубля золотовалютными резервами обеспечивалось за счет свободного курса рубля и поддержания высокого уровня обязательной продажи валютной выручки, то начиная с 2002 года объем золотовалютных резервов становится настолько большим, что ЦБ получает возможность стабилизировать курс рубля, а с 2004 года начинается опасная стабилизация рубля (см. рис. 3.28)

 

Рис. 3.28 а. Динамика золотовалютных резервов РФ Рис. 3.28 б. Динамика курса рубля (до 1997 1000 рублей за 1 доллар

 

Для стимулирования стабильного экономического роста использовалась политика поддержания низкой реальной ставки рефинансирования, которая в периоды кризиса (1998-99) была отрицательной, а затем стабильно снижалась, спустившись сначала на уровень около 5% (2000 -2003), а затем до 2% (см. рис. 3.29). Снижение реальной ставки происходит для стимулирования роста ВВП.

Рис. 3.29. Инфляция и ставка рефинансирования в 1999 – 2006 гг.

В качестве основного инструмента поддержания необходимого уровня обеспечения национальной экономики деньгами в основном начал использоваться не дефицит бюджета, который стал профицитным уже в 2000 году, а покупка валюты ЦБ и правительством на валютном рынке. Для предотвращения попадания избыточного количества денег на рынок с 2004 года используется такой инструмент, как стабилизационный фонд, за счет которого стерилизуется избыточная часть наличных и безналичных денег в экономике.

В период 1999 – 2006 годов Минфин и Центральный банк достаточно осторожно использовали такой инструмент ГФП как выпуск федеральных облигаций. В результате общий объем этих инструментов, находящихся в обращении составил на 1 января 2007 года 1056 млрд. руб, что составляет около 25% от величины доходов бюджетов или 3% ВВП.

Основными результатами реализации неонейнсианской политики финансовыми властями в РФ стал заметный рост ВВП и снижение темпов инфляции.

Рис.3.30 Динамика ВВП России в период 1991 -2006 (1991 =100)

 

Во многом росту экономики способствовало снижение реальной ставки в этот период (см. рис. 3.31)

Рис. 3.31 Динамика темпов инфляции, роста ВВП и реальной ставки рефинансирования в 1999 -2006 г.

Основными проблемами, которые возникли в результате неокейнсианской политики российскими финансовыми властями оказываются:

- укрепление курса рубля, которое снижает конкурентоспособность экономики;

- возникновение секторов с высокой доходностью, спекуляция в которых может существенно сказаться на росте ВВП и устойчивости финансовой системы в целом.

 

Развитие современной ситуации в России в период с 1998 по 2006 очень похоже на то, что происходило в США в 20-х – 30- х годах. Изобразим основные процессы, происходившие тогда в США и сейчас в России, в виде таблицы (см. ниже).

В целом легко видеть разительное сходство процессов - что и не удивительно: политика ФРС и ЦБ России имеют много общего. Похожи и последствия. В России как и в 1920-х годах США первым начал падать рынок недвижимости, что и понятно: в те времена в США, как и в современной России, дом (квартиру) могли купить немногие, поэтому в условиях бешеного роста спрос на жилье удовлетворился относительно быстро. А вот акциями торговали ещё долго после этого, причём зачастую на заёмные средства. Игра на фондовом рынке в России пока не развита, но динамика увеличения вложений в него впечатляет. Рост составляет более 2 раз в год. Уже в ближайшее время можно ожидать, что его участниками станут миллионы россиян. Исправное исполнение потребительских кредитов в России пока в основном объясняется ростом экономики и высокими ценами на сырьевые товары. В случае торможения развития России возможна катастрофа схожая с Великой Депрессией.

В условиях России спусковым крючком может оказаться не фондовый рынок, а рынок недвижимости, так как многие потребители покупают ее за счет кредитов, чтобы через год (а иногда и менее) продать с прибылью. Банки активно кредитуют как строительные организации, так и покупателей недвижимости. Ставки потребительских кредитов сильно зависят от ставки рефинансирования Банка России, поэтому, когда последняя низка, то малы и ставки потребительских кредитов. Потребитель думает: возьму кредит на год под 15%, а продам недвижимость или акции в 1,5 – 2 раза дороже. Величина прибыли намного больше банковского кредита. Стало быть, политика ЦБ и государства должна быть реально направлена на ограничение раздувания огромных “мыльных пузырей” (рынок недвижимости, фондовый рынок), которые в ближайшее время могут благополучно лопнуть

 

США, 1920-1930 Россия, 1999-2006
В 1923-26 годах наблюдался бурный экономический рост. Уровень чистых сбережений людей был отрицательным из-за огромных долгов. Прирост инвестиций заметно опережал рост доходов. Почти весь спрос на товары длительного пользования и недвижимость был удовлетворён В 1999-2006 годах наблюдается бурный экономический рост. Уровень чистых сбережений населения постепенно уменьшается из-за внедрения потребительского кредитования и ипотечных кредитов. Прирост инвестиций заметно опережает рост доходов. Фондовый рынок летит вертикально вверх, за 7 лет от вырос в 17 раз. Высокая доходность фондового рынка привлекает на него сбережения все большего числа граждан
В 1926 году началось падение рынка недвижимости и сокращение производственных инвестиций К концу 2006 году началось падение рынка недвижимости и сокращение производственных инвестиций
В 1927 году ФРС США резко расширила кредитную эмиссию В 2005-2006 годах ЦБ России снизил реальную ставку (без учета инфляции) до 1,5 – 2,5%, вызвав тем самым рост кредитной эмиссии
В 1928-29 годах фондовый рынок продемонстрировал мощнейший рост. Всего акциями торговало около 25% населения В 2003-2006 годах рынок недвижимости продемонстрировал мощнейший рост. Почти весь платежеспособный спрос на товары длительного пользования и недвижимость был удовлетворён. В конце 2006 года остановился рост цен в этом секторе
В конце 1929 года произошёл крах фондового рынка, после которого началось закручивание спирали дефляционного коллапса Продолжение следует?

*) Под “чистыми сбережениями” понимается прирост сбережений минус прирост долга. Иначе говоря, отрицательные чистые сбережения означают, что откладывается меньше средств, чем занимается у банков. На заёмные средства покупается недвижимость, автомобили, а также долевые инстпументы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: