double arrow

Экономика расчетно-кассового обслуживания


Принято считать, что обслуживание банковских счетов до востребования дает банкам наиболее дешевые кредитные ресурсы. Их «дешевизна» во основном определяется тем, что за средства, размещенные на них в основном не требуется платить, а значительная часть операций оплачивается клиентами банка. В качестве основных прямых доходов, которые банк получает при осуществлении расчетно-кассового обслуживания относятся:

1) Взносы за открытие счета;

2) Абонентская плата за обслуживание счета;

3) Плата за получение чековых книжек (для универсальных счетов) и кредитных карт;

4) Фиксированная плата за осуществление расходных операций (перечисление средств другим организациям, кассовые операции);

5) Фиксированная плата за осуществление приходных операций (зачисление средств на счет, инкассация средств);

6) Процентные платежи за осуществление расходных операций (перечисление средств другим организациям, кассовые операции);

7) Процентные платежи за осуществление приходных операций (зачисление средств на счет, инкассация средств);

8) Плата за предоставление информации о состоянии счета и другие аналогичные платежи.

Таким образом всю совокупность прямых доходов можно разделить на доходы, зависящие от:

- числа клиентов – различного рода фиксированные платы;

- числа новых клиентов (начальные платежи);

- совокупного оборота клиентов (прихода и расхода безналичных средств, прихода и расхода наличных средств).

Основной доход от проведения рассчетно-кассового обслуживания в основном получается за счет размещения привлеченных средств в виде кредитов. Основой для выдачи кредитов служат среднедневные остатки на счетах до востребования. Кредитные ресурсы банка, основывающиеся на счетах до востребования (CRA), может быть определена по формуле:

 

CRA= Ccp * (1 – Rres)*W, (4.4)

 

Где Сср – среднедневной остаток на счетах до востребования;

Rres –обязательная ставка резервирования по счетам до востребования;

W –коэффициент вариативности размера остатков (величина в пределах от 0 до 1). Чем меньше изменяются остатки на счетах, тем ближе величина W к 1.

 

Кредитные ресурсы, сформированные на основе счетов до востребования, используются для предоставления кредитов на короткие и сверхкороткие сроки. Принято считать, что величина кредитных ресурсов прямо зависит от размера совокупного оборота клиентов.

Основными текущими расходами, связанными с организацией расчетно-кассового обслуживания, являются:

1) Расходы на персонал;

2) Расходы на аренду, эксплуатацию и ремонт помещений;

3) Коммунальные платежи и оплата различных услуг;

4) Оплата телекоммуникационных и специальных транспортных услуг.




Первые три категории расходов могут рассматриваться как условно-постоянные. В долгосрочном аспекте они зависят от числа клиентов, которых обслуживает банк. Что касается телекоммуникационных и транспортных услуг, то большая их часть, особенно в крупных городах, может рассматриваться как условно-постоянная, а меньшая, является переменной и зависит от числа расчетно-кассовых операций, совершенных клиентами.

Еще одним видом расходов, связанным с организацией расчетно-кассового обслуживания, является начисление процентов на остатки на счетах до востребования. Обычно в качестве базы для начисления используются среднемесячные остатки на счетах клиентов или устойчивый месячный.

Упрощенно, доход получаемый банком от обслуживания счетов до востребования (без доходов от привлечения новой клиентуры), можно представить следующим образом

 

P = Rl *Ccp*(1-Rres)*W-Rd*Ccp+In*V+Qf*N–Cf*N-Cv*V (4.5)

 

Где Rl – годовая ставка размещения привлеченных средств;

Rd– годовая ставка процента на остатки на счетах до востребования

V– оборот по счетам клиента

In– удельный доход на 1 рубль оборота счета клиента (процентные расходы по обслуживанию операций клиентов);

Qf– средний размер годовых фиксированных расходов клиента на обслуживание счета (плата за обслуживание счета, фиксированные платежи по осуществлению операций со счетом);

N– числоклиентов

Cf– условно-постоянные расходы на 1 клиента

Cv– условно-переменные расходы на 1 рубль оборота.

Если считать, что размер остатков на счетах прямо пропорционален обороту по ним, то приходим к следующему представлению прибыли от расчетно-кассового обслуживания:



 

P = ((Rl *(1-Rres)*W-Rd)*К+In-Cv)*V +(Qf – Cf)*N (4.6)

 

Где К – доля средств хранящихся на счете до востребования.

Прибыльность обслуживания одного клиента (Y) представляет собой отношение общей прибыли к числу клиентов, т.е.

 

Y= P/N = ((Rl *(1-Rres)*W-Rd)*К+In-Cv)*Vcp +Qf – Cf (4.7)

ГдеVср– средний годовой оборот по счету клиента.

 

Легко видеть, что для банков выгодно обслуживать крупных клиентов и не очень выгодно небольших, так как основная часть доходов зависит от среднегодового оборота по счету.

Из представленной формулы также наглядно видно, что:

1) Снижение ставки размещения привлеченных средств должно вести к росту фиксированных или процентных платежей и снижению процентных платежей по счетам до востребования. Альтернативой является уменьшение постоянных расходов на обслуживание 1 клиента, что, скорее всего, будет приводить к ухудшению качества обслуживания.

2) К таким же последствиям ведет и рост ставок обязательного резервирования

3) Ускорение обращения безналичных денег обычно приводит к уменьшению доли средств, хранящихся на счетах до востребования, а последнее также снижает доходность вложения средств. Следовательно, для клиентов последствия оказываются такими же, как и в предшествующем случае.

Совсем маленькие клиенты не выгодны для банков, так как условно-постоянные расходы на обслуживание их счетов оказываются больше, чем доходы, получаемые от размещения привлеченных средств (Обычно величина Qf – Cfявляется отрицательной).

 

Тем самым, при фиксированных тарифах банки могут увеличить прямые доходы либо за счет увеличения числа клиентов, либо за счет увеличения среднего оборота.

Хотя, кажется, что эти два критерия не противоречат один другому, но это не совсем так. Рост числа клиентов, обычно приводит к снижению среднего оборота на 1 клиента, наоборот, стараясь увеличить средний оборот у своих клиентов, банкам приходится делать невыгодным обслуживание у себя мелких организаций. При ориентации в основном на клиентов с большим оборотом банки должны стремиться отказываться от получения доходов, получаемых как процент от тех или иных операций, совершаемых клиентами и наоборот, стремясь к привлечению большего числа клиентов банки должны максимально сокращать постоянные платежи. В первом случае выигрывают крупные клиенты, во второй мелкие. Сочетание политики фиксированных и процентных платежей оказывается не выгодным ни для крупных клиентов (см. рис. 4.11).

 

Рис. 4.11. Зависимость стоимости банковского обслуживания (в процентах от оборота) при разных вариантах банковской политики в области расчетно-кассового обслуживания.

Отсюда, возникают два основных типа банковской политики в области привлечения клиентов:

1) Элитарная политика, рассчитанная на привлечение в основном крупных клиентов. Она характеризуется такими чертами как значительные платежи за открытие счета, достаточно высокие фиксированные платежи (такие как, за обслуживание счета), минимизацию процентных отчислений и, во многих случаях достаточно высокой процентной ставкой на остатки по счетам. Обычно элитарная политика сопровождается значительным набором дополнительных услуг, предоставляемых клиентам при обслуживании счета.

2) «Демократическая» политика, ориентированная на привлечение в первую очередь большого числа клиентов, в том числе и мелких. Она характеризуется такими чертами как минимальными платежи за открытие счета, очень небольшими фиксированными платежами (такие как, за обслуживание счета), значительными процентными отчислениями и обычно низкой процентной ставкой на остатки по счетам. Типичным для банков, исповедующих «демократическую» политику, является минимизация расходов на обслуживание клиентов (поэтому не надо удивляться очередям в «Сбербанке»), ограниченным числом дополнительных услуг.

Приведенная выше зависимость прибыли от числа клиентов и среднего оборота по его счету показывает, что элитарная политика более выгодна для банков, чем «демократическая». Поэтому значительное число банков, особенно небольших, стараются реализовывать именно ее. Однако, элитарная политика оказывается более уязвимой к уходу клиентов из банка (как в силу конкурентной борьбы на рынке расчетно-кассового обслуживания, так и в результате экономических кризисов), так как при ограниченном числе клиентов отказ даже нескольких десятков из них от услуг банка может сделать оказание этого вида услуг нерентабельным.

Вне зависимости от того, какую политику используют банки в области расчетно-кассового обслуживания, они стараются обеспечить ее прибыльность. Поэтому, при отсутствии достаточно высокого спроса на денежном рынке стоимость обслуживания начинает расти, а проценты по остаткам на счетах уменьшаться. Наоборот, при росте спроса на деньги стоимость обслуживания может начать снижаться, а ставка по остаткам на счетах расти.

Депозиты

Существуют различные и нередко противоположные точки зрения по вопросу определению депозитов и депозитных счетов. В мировой практике, под депозитом понимают денежные средства, размещенные на счетах в банковские учреждения. Наряду с денежными вкладами в банках понятие “депозит” иногда означает хранение в банках ценных бумаг, взносы под оплату таможенных пошлин, сборов, налогов и т. д. Иногда под депозитом понимают любой открываемый клиенту в банке счет, на котором хранятся его денежные средства.

ГК РФ (статья 834) определяет депозит, как договор банковского вклада (депозита), где банк, принявший от вкладчика денежную сумму, обязуется по договору возвратить сумму вклада и выплатить проценты.

Для того, чтобы отделить депозиты от других видов банковских счетов, мы будем понимать под ними денежные средства, которые субъекты депозитных операций - физические и юридические лица - вносят в банк на срок не менее оговоренного в договоре или другом документе, подтверждающем размещение средств в финансово-кредитной организации. Фиксированный срок, на который вносятся средства называется депозитным.

Существуют различные классификации депозитов:

· В зависимости от вида анонимности вкладчика депозитов (именные и на предъявителя).

· В зависимости от возможности обращения в виде ценных бумаг (срочные депозиты и депозитные сертификаты)

· В зависимости от срока и порядка изъятия депозитов .

Срочные депозиты - это денежные средства, находящиеся на счетах и внесенные в банк на фиксированный срок. Внесение средств на счет подтверждается договором или специальной сберегательной книжкой. Как правило, кроме варианта со сберегательной книжкой на предъявителя, срочные депозиты не имеют возможности обращения. Обычно банки вводят ограничения по досрочному изъятию денежных средств за счет введения штрафа или уменьшения выплачиваемого процента.

Таким образом, при изъятии депозита до истечения депозитного срока определяется по формуле:

Р(t) = D(0)* (1+t/365*Rl) – S (4.8)

Где D(0) –сумма размещенная на депозите;Rl– штрафная процентная ставка по депозиту;S– штраф за досрочное снятие депозита; P(t) – средства получаемые вкладчиком в момент снятия средствt.

Депозиты могут классифицироваться и по тому, что происходит с вкладом после истечения депозитного срока. Обычно считается, что после истечения фиксированного депозитного срока действие договора прекращается, и средства либо изымаются клиентом, либо переводятся на его расчетный счет. Однако, ряд видов срочных депозитов предполагает пролонгацию депозитного договора, когда исходная депозитная сумма или депозитная сумма с учетом накопленных процентов размещается на новый депозитный срок. Такие депозиты называются накопительными. В зависимости от того, как формируется тело депозита (т.е. та сумма, на которую начисляются проценты по депозитам) могут формироваться депозиты с простым и сложным процентом.

При накопительном депозите с простым процентом величина платежей вкладчику при снятии суммы в момент истечения очередного депозитного срока определяется по формуле:

Р(n) = D(0)* (1+n*T/365*Rd) (4.9)

Где T-продолжительность депозитного срока в днях, n– число полных депозитных сроков, которые прошли с размещения средств на депозиты до момента снятия средств; Rd– основная процентная ставка по депозиту

При накопительном депозите со сложным процентом величина платежей вкладчику при снятии суммы в момент истечения очередного депозитного срока определяется по формуле:

Р(n) = D(0)* (1+T/365*Rd) n (4.10)

Чаще всего используются накопительные депозиты со сложным процентом.

При накопительном депозите вкладчик может снять средства с депозитов и до окончания очередного депозитного срока, однако как и в случае срочных депозитов к нему могут быть предъявлены штрафные санкции и использован пониженный процент для определения процентных выплат за последний депозитный период. Большинство накопительных депозитов допускает снятие процентов за предшествующие депозитные сроки без предъявления штрафных санкций.

Особым видом накопительных депозитов, являются депозиты с довнесением. Под довнесением понимают перечисление на депозитный счет дополнительных средств вкладчиком. Довнесение может осуществляться как в моменты истечения очередного депозитного срока, так и в течение него. В последнем случае, на него начисляется пониженный процент вплоть до истечения того периода, в течение которого он был внесен. Затем это довнесение вместе с процентом включается в основное тело депозита, т.е. при довнесении средств в размере dза период t до завершения депозитного периода n определяется по формуле:

D(n) = D(n-1)* (1+T/365*Rd)+(1+(T-t)/365*Rl)*d (4.11)

Где Т – стандартная продолжительность депозитного периода в днях.

Депозиты классифицируются по продолжительности депозитного срока на:

· Краткосрочные, продолжительность депозитного срока менее 1 года;

· Долгосрочные, продолжительность депозитного периода по которым более 1 года.

При долгосрочных депозитах часто допускается снятие процентов по истечение определенного расчетного периода, продолжительность которого менее депозитного срока. В этом случае величина процентов на оставшийся период депозитного срока исчисляется с учетом снятых процентов, т.е. величина снимаемых процентов и тело депозита определяется по формулам:

Р(m) = D(0)* (1+m*Tp/365*Rd)-D(0)

D(m)= D (0) (4.12)

Где Тp – стандартная продолжительность расчетного периода в днях,m – число расчетных периодов, прошедших с последнего снятия процентов по долгосрочному депозиту.

По данным опроса фонда “Общественное мнение” в 2002 году 66% россиян на имеют депозитных счетов. Незначительность депозитных вкладов в России делают ресурсную базу банков нестабильной. В США, например, депозиты имеют 66% граждан и они составляют 54% пассивов банков. В настоящее время число депозитов у граждан России постоянно увеличивается, однако, их величина остается значительно ниже, чем в США.

Если в банках США совокупная доля депозитов, привлеченных кредитов и долговых ценных бумаг в пассивах составляла в 2002 году 58,5%, то в российских банках - всего 17,1%, или в 3,4 раза меньше, то есть играла лишь вспомогательную роль. Зато средняя доля бесплатных обязательств (средства на расчетных, текущих и корреспон­дентских счетах) в пассивах российских банков более чем в два раза превышает американский уровень (70,1% про­тив 32,5%).

Кредитование

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: