Вопрос 1: Закладка Петропавловской крепости. Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы

Закладка Петропавловской крепости. Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы

2. Строительство города, проекты его планировки

Начало формирования архитектурного облика города. Петровское барокко

Первые обитатели будущего города

Отражение в культуре Петербурга радикального поворота в отношениях государства и церкви при Петре

Складывание в Петербурге светских форм литературы

Появление в СПб светских форм литературы

Значение петровского времени для истории музыки Петербурга

Особенности становления светского изобразительного искусства в СПб (Никитин, Матвеев, Зубов, Растрелли)

Типологические особенности культуры петровского Петербурга. Проблема «Русского Ренессанса»

Преодоление опасности разрушения СПб и утраты центра новой культуры после Петра

Рождение в СПб первого большого литературного направления – классицизма (Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов)

Развитие процесса огосударствления культуры в царствование Елизаветы Петровны

Ломоносов – центральная фигура культурной жизни Петербурга середины XVIII столетия

Создание в Петербурге профессионального театра

Особенности развития изобразительного искусства в СПб в середине 18 века (Вишняков, Антропов, Аргунов, Махаев)

Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность Еропкина

Архитектура СПб второй трети 18 века. Зрелое русское барокко (Растрелли, Чевакинский)

Особенности СПб Просвещения

Роль Екатерины Великой в формировании духовного облика столицы

Развитие светской системы образования во второй половине 18 века

Научная мысль СПб второй половины 18 века

Открытия литературы Петербурга последней трети 18 века (Фонвизин, Державин, Радищев, Карамзин)

Рождения первой композиторской школы (Березовский, Пашкевич, Хандошкин, Фомин, Бортянский)

25. Переход к классическим градостроительным принципам. Генеральный план СПб 1769 года

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (Вален-Деламот, Ринальди, Фельтен)

Строгий классицизм в архитектуре СПб (Старов, Камерон, Кваренги, Бренна)

Формирование в СПб русской классической культуры

Типологические особенности петербургской культуры первой половины 19 века

Петербургские салоны первой половины 19 века

Особенности развития системы образования в первой половине 19 века

Место художественной культуры в пушкинском СПб

Рождение в Петербурге нового типа россиянина – русского интеллигента. Дворянские интеллигенты

Реализация принципа «ансамблиевости» в застройке Петербурга

Александровский классицизм в архитектуре Петербурга

Ампир в архитектуре Петербурга

Поздний классицизм в архитектуре Петербурга

Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского

Влияние научно-технического прогресса и социальных противоречий на динамику столичной культуры второй половины 19 века

Интеллигенты-разночинцы

Строение художественной культуры в Петербурге Достоевского

Особенности строительства города в пореформенную эпоху

Период эклектики в архитектуре Петербурга

Вопрос 1: Закладка Петропавловской крепости. Причины, побудившие Петра основать город в устье Невы

Продолжающаяся война, угроза нападения шведского флота заставили срочно решить важнейший вопрос – укреплять Ниеншанц или строить новую крепость? На военном совете Ниеншанц был признан непригодным для целей обороны. Был проведен целенаправленный осмотр Невской дельты. Из островов выбрали для будущей крепости небольшой (750 метров в длину и 360 – в ширину) Заячий остров (Яннисаари). Остановить на нем выбор Петру I подсказал французский генерал-инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герен. Остров обладал несомненными достоинствами: с юга и запада его прикрывала река, с востока и севера – протоки, а малые размеры острова позволяли всю береговую линию занять крепостными стенами, не оставляя врагу возможности закрепиться под ними. Пушки, установленные на острове, могли наглухо закрыть вход в Неву с моря.

По преданию, торжественная закладка крепости состоялась 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года.

Причины строительства:

1. Военно-стратегические — необходимость иметь укрепленный форпост для борьбы со шведами

2. Торгово-экономические — необходимость построить порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы кратчайшим путем;

3. Государственно-политическое своеобразие — невозможность осуществить задуманные Петром реформы в Москве из-за сопротивления бояр и духовенства;

4. Культурный аспект

Петербург — город нового типа — регулярный город.

Вопрос 2: Строительство города, проекты его планировки (1703-1725 гг.)

Застройку Петербурга первых лет можно назвать естественной, иррегулярной. Петербург начинает строиться на юго-восточном берегу Березового (Городского, Городового, Троицкого, Гарнизонного, С.Петербургского, Петроградского) острова.

Гласис - пространство возле крепости, оставляемое без построек и растительности для того, чтобы лишить противника при приближении к крепости каких-либо укрытий.

Восточная часть гласиса стала первой городской площадью. На ней возвели первый храм будущего города – Троицкий собор. На территории южной части острова появляются первые городские слободы, образование которых происходит по различным признакам: профессионально - производственному, национальному, социальному, переселенческому, воинскому. В первые годы становления Петербурга здания приходилось возводить из дерева. Троицкая площадь и улицы рождающегося города, не имели четких границ, т.к. не были соответствующим образом обстроены. Не было готового плана застройки, и она возникала спонтанно, хаотично. Благодаря энергии царя всего за один год было возведено Адмиралтейство 5 октября 1704 года (спуск кораблей на воду и оборонная функции). Другая большая каменная постройка Адмиралтейского острова – церковь Святого Исаакия Далматского (архитекторы: И.-Г. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г.-К. Киавери, М.Г. Земцов). Палаты адмиралтейского советника Кикина – первый каменный дом в Петербурге. Еще одно пятно застройки начинает формироваться на Васильевском острове. На правом берегу Невы, в километре от Стрелки, Александр Денисович основал свою усадьбу, состоявшую из деревянного двухэтажного дома и придворных построек. Но уже в 1710 году рядом с этим домом по проекту архитектора Д.-М. Фонтана сооружается трехэтажный каменный дворец. Продолжал строительство с 1714 года архитектор И.-Г. Шедель.

Постепенно регулярность становится основным эстетическим критерием. Переход к регулярному строительству был связан, прежде всего, с таким нововведением, как проектный чертеж и учреждением градостроительных организаций (Канцелярия городовых дел). В 1712 году Петербург становится столицей России. Складываются и материальные условия превращения Петербурга в крупный город. В январе 1716 года Д. Трезини завершил проект планировки Васильевского острова, одобренный царем (но не воплощен в жизнь). Ж.-Б. Леблону - проект 1717 года “Генеральный чертеж Санкт-Петербурга”. План обнаруживал близкое сходство с “идеальными городами” Запада эпохи Возрождения. Он произвел на Петра I большое впечатление, но реализован не был. Гравированный план - первым генеральным планом Петербурга.

К концу первой четверти XVIII века начинает формироваться облик совершенно нового по своей планировочной структуре приморского столичного города с обилием естественных и искусственных водных артерий, с большими территориями лесов, садов и огородов, с характерным сочетанием регулярной (прямоугольной) и радиально-дуговой системы планировки. Мазанковые постройки – деревянный каркас обмазывался глиной. Начало “каменного периода” в строительстве Петербурга можно отнести к 1715 году. Дальнейшее совершенствование в Петербурге массового строительства было связано с переходом к строительству по “образцовым чертежам”. Проекты “образцовых” жилых домов “для подлых” и “для зажиточных” были составлены Д. Трезини, а “для именитых” - Ж.-Б. Леблоном. “Образц овые” чертежи были отгравированы и в напечатанном виде выдавались заказчикам. Эти проекты отличались простотой и стройностью фасадов при минимальном архитектурном оформлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: