Отпадение Рима от Церкви

Постепенно в Христианстве сформировалось пять центров: Рим, Константинополь, Иерусалим, Антиохия и Александрия. К огромному сожалению, из-за постоянных войн и политических волнений, Римская община очень часто теряла общение со всеми остальными Поместными Церквями. Это привело к тому, что все спорные вопросы в вероучении и управлению Церковью, Рим не всегда решал соборно, а часто единолично, тем самым развиваясь как бы самостоятельно, не органично со всей полнотой Церкви. И постепенно противоречия стали накапливаться, пока в 1054 году Римская община окончательно не откололась от Православной Церкви, внеся раскол в Тело Церкви. В данной статье мы не говорим о причинах раскола и подробно его не описываем, но всё-таки указать две главные причины стоит.

Первая – это учение об «исхождении Святого Духа от Сына (лат. фелиокве)». Еще в 381 году на Втором Вселенском Соборе в Константинополе Церковь постановила в Символе Веры (главная вероучительная молитва Церкви) такой текст: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и с Сыном споклоняемо и славимо, глаголовшего в пророках». Третий Вселенский Собор 431 года в Эфессе подтвердил следующее: «По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся, и да не отменяется Символ веры трехсот восемьнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифании, но да пребывает оный непреложен: и да предается анафеме всякая ересь». Видно, что вся полнота Церкви, включая Рим, запретили изменять Символ Веры. Но в течение времени в Римских общинах блуждала идея «фелиокве». И в 1054 году она была окончательно принята Епископом (Папой) Рима, несмотря на прямой текст Писания: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Вторая ересь, которая была принята Римом к тому времени – это учение о Римском Епископе (Папе Римском), которое гласит: «Римский первосвященник, когда говорит ex cathedra, то есть когда, выполняя роль пастыря и учителя всех христиан, в силу своей верховной апостольской власти определяет то учение о вере и нравственности, которое должно содержаться всей Церковью, — по Божественному содействию, обещанному ему в блаженном Петре, обладает той непогрешимостью, которою Божественный Искупитель благоволил наделить Свою Церковь для определения учения о вере и нравственности, вследствие чего таковые определения Римского первосвященника сами по себе, а не по согласию Церкви, суть непреложны». Таким образом, столпом и утверждением истины является не Церковь Божья, а человек, Папа Римский.

По этим двум еретическим нововведениям Рима, и не только, Вселенское Православие отлучило от себя Римскую Кафедру. В силу своей гордости, Папа Римский не признал отлучение, и, согласно догмату о самом себе, решил, что постановление Церкви об отлучении Рима от себя недействительно, а на самом деле это он отлучает Вселенское Православие от Рима. Так Римская Кафедра окончательно отпала от Церкви, и стала развиваться самостоятельно, а впоследствии приобрела название ныне известное нам, как Римо-Католическая Церковь или просто Католическая Церковь.

Реформация

Отпав от Церкви, Католичество сохранило многое от неё, но со временем сильно извратило. Так Католичество ввело новые «вероучительные истины», такие как учение о непорочном зачатии Девы Марии, учение о Чистилище, учение об индульгенциях и т.д. Несмотря на внешнее сходство Католичества и Православия, несмотря на то, что они могли говорить одни и те же слова, - значение этих слов и вообще жизни было разным. Аморальность и гордыня Римских Епископов достигла того, что они стали пьянствовать, вести кровопролитные войны, блудить. Временами в Католичестве присутствовала порнократия (правление проституток), что означало, что определённые женщины, занимавшиеся проституцией во дворах Папы Римского, настолько овладевали ими, что практически правили всей римской общиной и даже государствами. Процветала симония (продажа церковных должностей), что приводило к тому, что на место Пап и церковных служителей вставали страшные и недостойные своего звания люди.

Вероучительное и нравственное разложение Рима и римской общины привели к тому, что в 1517 году католический монах по имени Мартин Лютер провозгласил свои 95 тезисов, которые прибил к воротам одного из католических храмов. Если свести их все к пяти столпам, то они будут выглядеть так: «Только Писание, только вера, только благодать, только Христос, только Богу славу». Мне кажется, что любой православный христианин бы согласился с такими формулировками (кроме первой, скорее всего, православные бы его переименовали как «только Слово Божие»), хотя понимание этих тезисов, конечно же, было разным. Мартин Лютер был знаком с тем, что существует Православная Церковь, о ней в полемике с Католичеством он говорил так: «Церковь, с благодатными дарами своими и духовной властью, - не только в Риме, и не только в Папах Римских, но и повсюду, где есть Таинства. Ни Собор Никейский, ни первые Отцы Церкви, ни древние общины Азии, Греции, Африки не были подчинены Папе; да и сейчас на Востоке существуют истинные христиане, у которых епископы Папе не подчинены… Не вопиющая ли несправедливость — извергать из Церкви и даже из самого Неба такое великое множество мучеников и святых, какими в течение четырнадцати веков прославлена Восточная Церковь?». Под «Восточной Церковью» он и понимал Православную. Несмотря на все исторические «минусы», в Православной Церкви никогда не наблюдалось такой сплошной аморальности, и никогда Вселенское Православие не впадало в ереси подобно Католичеству. Всё это привлекало Мартина Лютера, но, к сожалению, по политическим причинам он не мог иметь полного общения с Православием, чтобы вернуться в лоно Церкви. Некоторые источники говорят даже, что Мартин Лютер вёл переговоры с Патриархом Константинопольским Иеремией I. Но кроме религиозного фактора в Реформацию вступили и политические силы. Правители государств, буржуазия захотели иметь самостоятельность от Папы Римского, и протестантские волнения были для них тем самым средством, которым бы они могли в своих странах сместить власть Рима. По этой причине, Лютеранство стало развиваться самостоятельно и стало национальной религией Германии. Лютер, отвергая искажения Католичества, отверг и саму Церковь, провозгласив, что только Писание теперь всё решает. Ещё при Апостолах, и в течение полутора тысячи веков, основой истины всегда была Церковь, но Мартин Лютер провозгласил новое учение, которое никогда и никто ранее не слышал: оказывается книга, Библия, является основой всего. Это было связано с тем, что Мартин Лютер не знал полноты учения Православия, а пред глазами имел опыт только Католичества, которое уже на тот момент само не являлось Церковью в течение 500 лет.

Примерно в это же время появляется второй человек, который совершит немалое для Реформации, - это Жан Кальвин. Будучи католиком в 1532 году он становится лютеранином, принимая активное участия в протесте Мартина Лютера. Он поддержал учение Лютера в его 95 тезисах и пяти столпах. Так как Жан использовал принцип «только Писание», то он стал понимать Писание не так, как понимал Мартин Лютер; считал, что именно его понимание истинно. Так появился Кальвинизм. Два этих исторических протестантских течения очень и очень важны для понимания Пятидесятничества. Разница между Лютеранством и Кальвинизмом заключалось в учении о спасении. Вот одна из цитат Лютера: «Будь грешником и греши храбро, но имей более сильную веру и радуйся во Христе, который есть победитель греха, смерти и мира. Ни на момент не представляй что эта жизнь есть место, послушное закону: грех должен быть совершен. Для тебя должно быть достаточно того, что ты признаешь Агнца который убирает грехи мира, грех не может оторвать тебя от него, даже если ты совершаешь прелюбодеяния сто раз в день и столько же убийств». Мартин Лютер прекрасно знал вероучение о Папе Римском, которое мы приводили выше, и он говорит подобную фразу: «Меня гораздо больше пап и кардиналов пугает то, что внутри моего сердца. У меня внутри есть самый лучший папа – я сам». Читая это, я начинаю понимать фразу: «В Православии – один Глава всего, Христос! У Католиков – Папа Римский, а у Протестантов: что не протестант, то Папа Римский». Потеряв соборность, Лютер и Кальвин посчитали, что они сами вправе решать, что истина, а что нет, чему учит Библия, а чему нет. В своей гордыне породили на свет множество протестантских конфессий, которые имеют разные вероучения и духовные практики, противоречащие друг другу, а порой и самим себе. Забыли они слова Апостола Павла: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17,18). И тут стоит сделать личное замечание: большинство пятидесятников не изучают Писание. Их особо к этому никто и не призывает. Многим достаточно проповедей. Проповедник выступает как Папа Римский, говоря своё понимание Библии, при этом (в отличие от Пап) не претендует на истинность. В этом принципе есть противоречие: зачем слушать того, кто изначально предупреждает, что он может говорить не истину на собрании? Кто проверяющий истинность проповеди проповедника? Сами люди? Воистину «что не протестант, то Папа Римский!». Люди не изучают историю Христианства, своей конфессии, нет глубокого изучения веры. От этого они простодушны и легко обманываются. Они влюбляются в общину, поэтому им сложно показать что-то. Они научены не изучать Писание, а просто верить. Увы, но это бич пятидесятнических общин!

Учение Кальвина о спасении было отлично от учения Лютера. Впоследствии он выдвинул свои пять столпов:

1) полная испорченность (люди совершенно не способны услышать Бога и покаяться, потому что мертвы. От этого Бог всё делает только Сам, но лишь для избранных);

2) безусловное избрание (Бог изначально сотворил одних для Вечной Жизни, и они никогда не потеряют спасения, а других – для вечного ада, и они никогда не покаются, как бы они этого не хотели);

3) ограниченное искупление (Христос умирал только для тех, кто был предопределён к спасению);

4) непреодолимая благодать (как бы люди, предопределённые к спасению, не грешили и не были далеки от Бога – Жертва Христа их всё равно спасёт);

5) сохранность святых (предопределённые к спасению никогда не потеряют его).

Разница в учении Лютера и Кальвина была в том, что Кальвин стал учить, что у человека вообще нет доброй воли и свободы выбора, поэтому Бог «насильно» кого-то спасает, а кого-то отправляет в ад. Лютер же верил, что, несмотря на испорченность падшей греховной природы, у человека осталось достаточно доброй воли и свободы выбора, чтобы откликнуться на весть о спасении, а когда человек принимает Спасителя, он становится спасённым. Эти учения о спасении сыграли роковую роль в появлении других, так называемых неопротестантских конфессий («нео» значит новый). Надо признать, что Лютеранство и Кальвинизм не признают неопротестантизм и относятся к нему так же, как католики к ним или как православные к ним и католикам вместе взятым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: