Бенджамин Ирвин и Церковь Святости Крещённых Огнём

Бенджамин Ирвин переходит в Движение Святости из Баптизма. О Баптизме мы не говорили ранее, так как не имело нужды, он произошёл от Кальвинистов. Баптисты имеют в себе большую раздробленность в вероучении. В частности ряд баптистов придерживается лютеранского взгляда на спасение, а часть кальвинистического. Ирвин стал учить о «тройном благословении». Для того чтобы читатель не запутался, я всё-таки чувствую ответственность расписать этот момент более широко. Изложу без подробного анализа учение Церкви о «едином благословении»и Бута о «двойном» и Ирвина о «тройном».

Как я писал выше, Церковь издревле учила, что когда человек обращается к Христу, познавая христианское вероучение, он может принимать Святое Водное Крещение. Происходит и Крещение Святым Духом, рождение свыше (см. Дн. 8:26-40). Это всё «единое благословение», после которого начинается совершение спасения, освящение: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12), «праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22:11). Мы знаем, что надо «Стараться иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а также, что Христос сделал всё, чтобы мы имели эту святость и могли возрастать в ней. Поэтому здесь вопрос не в Боге, а в человеке: откликнется ли на это освящение, начнёт ли путь своего спасения? Другими словами, Церковь всегда учила, что Бог сделал всё для нашего спасения и освящения, и в этом плане «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Но ещё всё зависит от человека – пойдёт ли он по этому пути Христа, возьмёт ли крест свой и последует ли за Христом? «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), - таким образом, спасение и освящение – это процесс всей жизни, а не мгновенный акт. Так учила Древняя Церковь, так учит и Православная Церковь сегодня.

Бут стал учить о том, что есть акт покаяния – это «первое благословение», а есть акт мгновенного освящения – это «второе благословение». Но как мы сказали, в движении Бута произошёл раскол на перфекционистов и харизматов. В общем Армия Спасение приняла больше перфекционистский взгляд. Все те, которые стали придерживаться харизматического понимания, перешли в Церковь Святости Крещения Огнём (её основал уже известный нам Ирвин). Впоследствии последователи Бута разъяснили свою позицию двух благословений: «первое» - есть покаяние, «второе» - есть Крещение Святым Духом. Освящение же есть дело всей жизни.

Ирвин согласился с «двумя благословениями» Бута, но добавил «третье благословение» - Крещение Святым Духом со сверхъестественными проявлениями. Но в ходе истории, когда последователи Бута сформировали окончательно свою позицию, Ирвин тоже сделал систематизацию. «Первое благословение» - это покаяние, «второе» - это мгновенное освящение, а «третье» - это Крещение Святым Духом. Уже видно, что в будущем это породит разделение на «Пятидесятников двойного благословения» и «Пятидесятников тройного благословения». Конкретно моя община, исходя из проповедей и моего видения тенденции богословствования, придерживается учения о «тройном благословении», хотя, официально наш союз под руководством Начальствующего Епископа Гробовенко входит в союз «Ассамблеи Бога», который придерживается «двойного благословения». Как я и писал выше, здесь сказываться гибкость пятидесятнических учений и отсутствие строго вероучительных рамок.

Для систематизации материала представляю вам данную таблицу, при этом стоит заметить, что Ирвин учил, что Крещение Святым Духом происходит уже со святым человеком.

Критерии Покаяние и Крещение Водой Крещение Святым Духом Освящение и спасение
Учение Церкви Единое благословение, которое совершается в Таинстве Крещения, и сразу последующим за ним Таинством возложения рук (Миропомазанием) дело всей жизни
"Двойное благословение" (Бут) "Первое благословение" "Второе благословоение" дело всей жизни
"Тройное благословение" (Ирвин) "Первое благословение" "Третье благословение" "Второе благословение", где спасение и освящение понимается, как мгновенный акт

 

Приведу некоторые цитаты Бенджамина Ирвина: «Освящение является вторым определенным и моментальным действием благодати, обретаемым верой со стороны полностью оправданного верующего», «Пятидесятническое крещение Святым Духом и огнем обретается непосредственным актом проявления веры со стороны, полностью освященного верующего, при этом первоначальным свидетельством его обретения является говорение иными языками как Дух дает провещевать», «Исцеление свыше обетовано искупительной жертвой Христа».

Фрэнк Сендфорд

 

Фрэнк был пастором «Движения святости крещения огнём» в общине «Шилох» в США. От его общины он также возглавлял библейскую школу «Дух Святой и мы». В принципе, эта фигура ничем бы нас не привлекла, если бы не одно но: около шести недель в его школе проучился Чарльз Пархэм, «Апостол» Пятидесятничества, о котором мы очень подробно поговорим ниже. «Словарь пятидесятнических и харизматических движений» говорит о Сэндфорде следующее: «Писатель, издатель, пастор, евангелист, основатель библейской школы и утопист-мечтатель, сыгравший ключевую роль в обучении многих лидеров Движения святости, позднее примкнувших к пятидесятничеству, таких как Ч.Ф. Пархэм…»

Сендфорд учил о «божественном исцелении» всякого болящего по вере в искупительную Кровь Христа. Также он верил, что в последние дни, которые, по его мнению, уже наступили, народ Божий и народ Антихриста будет разделён по принципу, что Божьи люди будут иметь чудеса и знамения, сверхъестественные дары от Святого Духа. Видимо, Фрэнк не уделил внимание следующим текстам: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:24,25), «Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13:12-14).

Но это не всё. То время, 19 и 20 века были проведены на фоне апокалипсических и эсхатологических ожиданий. «Движение Святости» не осталось в стороне от этой идеологии. Изначально Сэндфорд провозгласил себя царём Давидом, пришедшим восстановить падшую скинию Давида, несмотря на то, что она уже была восстановлена: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам.9:11) – «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Дн. 15:14-18). Прошу прощения за столь широкие цитаты, но это важно, чтобы указать ложные учения. Потом Стендфорд провозгласил себя пророком Илией, ссылаясь на текст Зх. 4:14 и явление двух пророков в книге Откровения. Похоже, он считал себя одним из них. Чуть позже составил свой «Символ Веры» из семи пунктов, пятый из которых звучал так: «Я верую не только в Отца — единственного Владыку и в Иисуса Христа — Царя, Чье тысячелетнее Царство готовит землю для великого Бога, но и в пророка-князя-священника, приготовляющего Царство для Христа. Я верю в человека, который, как пророк, назван в Библии Илия, как князь, назван Давид, а как священник, назван «Цемах», то есть «Ветвь». Я верую, что Ф.В. Сэндфорд из Шилоха, штат Мэн, США, возвещает истину, провозглашая, что Бог говорил ему: «Илия здесь. Свидетельствуй» и «Я нашел Давида», и эти слова были обращены к нему лично, как к таковым. Я верую в него и принимаю его, как таковых». Всякому, кто не признавал его пророком от Бога, он уготовил ад и погибель: «и когда книги небесные будут раскрыты, каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок, который отверг этого человека, это движение, эту церковь и это крещение, будет повержен в озеро огненное, кипящее серой, откуда «дым их мучения» будет восходить перед Богом во веки веков, и не будет им ни малейшей пощады. Бог воззрит на них, посмеется над ними и изречет: «Вы насмехались над посланным Моим; но Я говорил вам в Книге Своей, что Я порадуюсь, когда придет на вас ужас; Я есть Бог Истины», «Человек не имеет ни малейшего шанса избежать гнева Божьего, если он имел возможность принять это крещение, но однозначно и упорно отказался от него. Конечно же, ты можешь утверждать, что уже был крещен однажды, но меня не волнует сей факт, даже если ты крещен хоть двадцать раз! Главное, что ты так и не был крещен человеком, которого Бог послал возвестить о Своем пришествии, и ты никогда не будешь готов войти в присутствие Божье, если не примешь мое крещение».

С этой идеей Сэндфорд соорудил два корабля «Царство» и «Коронет» и отправился к берегам Африки благовествовать «своё благовестие, своего Иисуса, своего духа». Но там же «Царство» потонуло, обратно возвращались только на «Коронете», где из-за недостатка пищи на два экипажа, погибло несколько человек. Картинка сверху как раз и говорит об этой «стремительной», как стрела миссии «Шилох» на кораблях к берегам Африки. Не получилось. Впоследствии он был арестован на десять лет за непреднамеренное убийство, в 1918 году освобождён. После распустил свою общину и библейскую школу, уединился и почти не попадался людям на глаза, умерев в 1948 году.

Джон Доуи

Об этом человеке мы также ничего бы не писали бы, но известный нам уже Чарльз Пархэм, «отец» Пятидесятничества общался с ним и посетил общину-город «Сион».

От Сендфорда Пархэм унаследовал учение о «трёх благословениях» и свято в это верил. А от Джона Доуи – учение о «божественном исцелении». Смысл учения описывался выше: каждый верующий во Христа человек не должен болеть, он здоров по вере в Кровь Иисуса; если человек продолжает болеть, значит плохо верит, или грешник, - он сам виноват. Доуи следовало бы изучить Священное Писание должным образом, где говорится: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:7-9), «страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Петр. 4:1-2), «Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока» (Дан. 11:35). Если верить в безусловное «божественное исцеление», то наши молитвы становятся магическими заклинаниями, которыми мы управляем суверенной волей Бога. Но так ли это? Нет. Это же видели и Доуи и Пархэм, поэтому всё сваливали на грешность людей или маловерие. Они даже не могли допустить мысль, что через болезни и страдания Господь хочет чему-то научить людей; пусть даже и тело пострадает, лишь бы душа была спасена.

Доуи был выходцем из «Движения Святости», которое, несмотря на некоторые перекосы, в общем, всё-таки не учило о «божественном исцелении». Оно и вынудило его покинуть эту конфессию и создать свою независимую общину. По своему богатству он смог приобрести в штате Чикаго 25 квадратных километров, где стал строить новый город-общину Сион, там построил храм на семь тысяч человек. Город был полностью автономен и самостоятелен, как и все города США.

Учение Доуи о «божественном исцелении» усугублялось тем, что он был против медицинской и врачебной помощи, считая это всё детищем сатаны. Так же учил и Пархэм. Интересно, как пятидесятники негодуют из-за того, что Свидетели Иеговы не против медицинской помощи, но против переливания крови, и как спокойно покрывают своих «отцов» в ещё более страшном грехе. Также Доуи принял учение от Мормонов (о них мы вообще говорить не будем), что англо-саксонская (Англия и США) нация – это восстановленные десять колен Израиля. Естественно, отсюда пошла идея священной нации США как святого народа. Также он придерживался ереси апокатастасиса (греч. «восстановление»), которая говорила о том, что все люди в итоге спасутся. Вот его речь: «Я знаю, что милость Божья никогда не прекратится, и в конце Он примет всех к Себе».

Немного позже, Доуи объявил себя пророком Апокалипсиса, Илией, и: «повелел своим последователям ожидать полного восстановления апостольского христианства и открыл им, что он послан Всевышним в качестве первого апостола обновленной церкви последнего времени». Когда его единственная дочь получила ожог от керосиновой лампы, один из его прихожан попытался облегчить её боль при помощи вазелина, за что был исключён из общины. Своему личному шофёру запретил обращаться к медикам с воспалением лёгких, и тот в 1902 году умер. В это время от Доуи уходит жена с сыном, обвинив его в прелюбодеянии. Спустя некоторое время он был парализован сердечным приступом, а в общине-городе к этому моменту свершился переворот, его отстранили от управления городом. Доуи умер от болезни, несмотря на своё учение о «божественном исцелении».

Впоследствии множество людей из «Движения Святости» Сендфорда и города Сиона Доуи перейдут в пятидесятническое движение Чарльза Пархэма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: