В 18 веке появляется историческая школа права (Савиньи, Пухта, Гуго), которая ставит задачу разрушить школу предшественников. Эти традиции формируют две разные традиции права.
Классическая – право – нормы, содержащиеся в действующих законодательных актах (позитивное право). Основа норм не критикуется, не оспаривается. Закон это право.
Естественная школа – право – качества природы человека, являющиеся его неотъемлемыми правами, которые оформляются в позитивном праве. Право – необходимый атрибут человека. Право едино, универсально для всех народов, эпох, культур. Оно объективно.
Историческая школа права начинает формироваться в Германии. Появляется определенная группа юристов, которая обосновывает идею о том, что право – культурный элемент народа. У каждого народа свой язык. Право возникает в исторической среде народа, отражает его национальный дух, особенности культуры, уклада. Критикуют школу естественного права – право не может быть единым; классическая школа – право не может иметь одно основание (римское частное право).
|
|
Занимаются пересмотром всех понятий, категорий, догм. Соединяют методы предшественников и задают собственную линию движения – смотрят на право в исторических рамках.
В 19 веке начинает осознаваться дефицитность научно-естественных знаний в историческом познании. Историки ищут свои пути к становлению науки. Историческая школа и ее разработчики являются предтечами возникновения диалектической методологии или герменевтики, которые будут альтернативой методологии классической науки.
Школа естественного права порождает два следствия:
3) модельно-понятийная работа с правом;
4) построение идеальной системы позитивного права, разрабатываемого как учение о праве, реализованное в законодательной системе – пандектисты и пандектное право.
Пандектистика развивается в рамках германской юриспруденции.
19 век – век германской юриспруденции, которая доминирует в мире.
Виндштейн создал первый вариант германского гражданского уложения. Пандектисты создали систему германского права, но называют это римским правом. Считают, что осуществляют разработку римского права. В германском гражданском уложении появляются общая и особенная части. Создают учение о правосубъектности, субъекте, праве, норме права и т.д. Они занимаются продолжением позитивной юриспруденции.