Системный подход в правоведении

Понимания методологического подхода излагаются преимущественно в методологической литературе, в частности в связи с разработкой проблематики системного подхода. Так И.В.Блауберг и Э.Г.Юдин определяют методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящие общей стратегией исследования»61. По мнению авторов, подход реализуется только применительно к общенаучному уровню методологии и не работает на уровне философских, конкретно-научных методов, методик и процедур исследования62. В отличие от названных исследователей, В.Н.Садовский считает, что ограничивать значение методологического подхода только уровнем общенаучной методологии нет оснований. По мнению автора, реализация системного подхода предполагает уровень философии, логики и методологии исследования и соответствующую теорию и может фиксироваться от описания процедур исследования до выражения общесистемных процедур и методов63. Определяя системный подход, В.Н.Садовский, в частности, показывает, что понимает его как форму «восприятия методов и принципов системного исследования, которой преимущественно пользуются специалисты конкретных научных И технических дисциплин, работающих в области конкретно-научного знания о системах»64.

Соединяя, в общих чертах, элементы указанных позиций, В.А. Козлов отмечает, что «подход, намечая основной ракурс исследования объекта, определяет лишь общую особенность того или иного метода. Конкретизируется подход в принципах, присущих соответствующему методу»65. Однако далее автор делает весьма принципиальный шаг, включая подход в метод науки. «Метод науки предстает как единство подхода, принципов и норм познавательной деятельности, обусловленных свойствами и закономерностями объекта и познавательной деятельности субъекта»66. Данное утверждение задает уже иной ракурс видения соотношения метода и методологического подхода в сравнении с представлениями, изложенными в методологической литературе. Нетрудно заметить, что, несмотря на различные оценки взаимоотношения системного подхода с разными уровнями методологии, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский говорят о соотношении подхода и метода исследования. Другими словами, в понимании указанных авторов подход относится именно к конкретным исследованиям. Причем, например, В.Н. Садовский, как видно из приведенного выше фрагмента, соотносит системный подход, в отличие от теории систем, с исследованиями, проводимыми специалистами конкретных научных и технических дисциплин, возлагая задачу разработки общей теории систем на ученых, работающих в метанаучных областях. Воспользовавшись теперь предложением самого В.А. Козлова различать метод науки и метод научного исследования67 и на основе вышеизложенного понимания метода науки, можно с достаточной уверенностью утверждать, что методологический подход относится к методу конкретного научного, исследования, а не методу к науки и, следовательно, в метод науки не может быть включен. По сути дела, выносит подход за рамки метода науки и сам В.А.Козлов, когда пишет, что подход «определяет лишь самую общую особенность того или иного метода»68. В связи со сказанным, правдоподобно утверждать, что подход, представляя собой выражение наиболее фундаментальных принципов и правил метода, является формой реализации методологических средств науки в конкретных исследованиях проблем других наук.

· Существуют системы, построенные на структурах – изменение состояния одного элемента влечет за собой изменение состояния других элементов, статус объективных систем; системы, построенные на организованности закономерностях – знаки имеют системные отношения, поскольку создают смыслы только в системных отношениях, статус артефактов, т.е. созданных целевым рациональным образом, но получившим объективацию.

Это первое условие, которое нужно реализовать при использовании системного подхода. Системный подход не означает необходимости описать какой-то социальный институт, деятельность как систему, это означает, что с помощью системных представлений получить об этом новое знание, только тогда можно говорить об использовании системного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: