В маркетинге существуют следующие функции:
- Аналитические, т.е. имеются в виду: анализ работы предприятий, анализ покупателей, анализ товаров и услуг, изучение конкурентов, анализ источников снабжения фирмы ресурсами, изучение поставщиков и посредников.
- Производственно-сбытовые – это организация разработки новых товаров, их производства, проведение ценовой политики.
- Функции управления и контроля – совершенствование системы управления, планирования на предприятии.
Таким образом, рассматривая маркетинг как систему связей, можно выделить в качестве ее основных субъектов фирмы и рынок, которые соединены четырьмя главными потоками: фирма направляет на рынок товары и услуги в обмен на деньги и информацию. Основную группу элементов системы маркетинга составляют поставщики, изготовители, посредники, конкуренты, потребители.
К субъектам маркетинга как системы связей относятся такие поставщики:
- предприятия, обеспечивающие производителя товаров необходимыми ресурсами;
|
|
- посредники – организации оптовой и розничной торговли;
- люди, деятельность которых связана с продажей товаров или организацией услуг, брокеры, маклеры, дилеры, дистрибьюторы;
- специалисты по маркетингу – маркетологи;
- организации потребители – люди, приобретающие товары;
- конкуренты – группы лиц или организаций, поставляющих на рынок аналогичные товары.
ТЕМА 2: «Рынок – как объект маркетинга».
- Типы рынков.
- Виды товарных рынков.
- Маркетинговое сегментирование рынка. «Ниша рынка».
- Спрос и предложение.
Типы рынков
С древних времен рынок определяется как место торговли товарами. Предпосылками его возникновения является общественное разделение труда и частная собственность на продукты труда. Условием существования рынка является необходимость обмена результатами труда между хозяйствующими субъектами.
Различают следующие типы рынков:
- Свободный рынок – он характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические лица, т.е. предприятия, фирмы, компании, и физические лица, т.е. лица, имеющие собственность.
- Стихийный рынок – характеризуется неограниченной свободой его контрагентов.
- Организованный рынок – это цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено рамками дозволенного. Формами организованного рынка выступают: оптовая и розничная торговля, биржи, аукционы.
Различают 4 модели цивилизованного рынка:
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | М О Д Е Л И | Р Ы Н К А | ||
Свободная конкуренция | Монопольная конкуренция | Чистая монополия | Олигополия | |
1. Число предприятий на рынке | очень много | много | одно | несколько |
2. Тип товара | стандартизированный | дифференцированный | уникальный | любой |
3. Контроль за ценой | отсутствует | в узких рамках | значительный | ограниченный |
4. Условия вступления в отрасль | легкие | сравнительно легкие | блокированные | наличие барьеров |
|
|