double arrow

Экспериментальная педагогика.


Ее представители: Вильгельм Август, Лай, Поль Лапи, Альфред Бине и др.

Они считали, что ребенка, воспитывая и обучая, нужно хорошо знать. На первый план они выдвигали психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить. Они стремились освободить воспитание от умозрительности и опереться на конкретное, экспериментально точное изучение ребенка и его поведения. На основе лабораторных наблюдений они выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности.

Так, французский педагог Поль Лапи считал, что в прошлом педагогика была либо метафизической гипотезой, либо литературным романом. Психология дала педагогике знания об индивидуальных качествах личности, выявив различные типы мышления, способностей, внимания и т.д. На этой основе он пытался применять визуальные, слуховые и моторные методы обучения.

Август Лай исходил из того, что в основе детских поступков лежат врожденные или приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораториях, так и в естественных условиях. Углубленное изучение детской физиологии он рассматривал как главный ориентир в воспитании.

Альфред Бине считал, что в процессе воспитания следует, прежде всего, опираться на врожденные данные. Социальную среду он воспринимал слишком прямолинейно и в этой связи считал целесообразной жизненную систему наказаний и практически отрицал роль педагогического примера.

Экспериментальная педагогика выдвинула теорию врожденной умственной одаренности. Эта теория родилась в Англии и приобрела сторонников во Франции и США. Ее сторонники Адамс и Адамсон, Пьерон, Дючиль. Основным приемом приверженцев этой теории было интеллектуальное тестирование.

Ряд педагогов (Бэгли, Валлон, Монтессори и др.) выразили сомнения, что тесты определяют врожденную одаренность, и заявили, что применять их надо с существенными оговорками. Так, Бэгли считал, что интеллектуальные тесты помогают лишь определить уровень знаний, но не могут дать объективный показатель врожденных умственных способностей. Анри Валлон считал, что тестирование на врожденные способности обрекает детей на неравные возможности в получении образования.

Таким образом, оптимистические прогнозы экспериментальной педагогики не согласовывались с педагогической действительностью. В этой связи известный итальянский педагог Мария Монтессори писала: «Мы полагали, что, таская камни экспериментирования к искрошившимся камням старой школы, мы сможем перестроить ее… Но этого мало. Для практического улучшения школы необходимо действительное слияние теории и практики».


Сейчас читают про: