Жизненный путь К. Д. Ушинского. (1824-1870)

В истории отечественной педагогики особое место занимает К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России и реформатор школы. У каждой науки есть свой исток; для отечественной педагогики таким истоком является творчество К.Д. Ушинского. Последователь Ушинского Б.Л. Модзалевский писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».  

 Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) родился в городе Туле в небогатой дворянской семье. Ему не было еще двенадцати лет, когда умерла мать, а отец после смерти матери почти не бывал дома, так что жил вдвоем с младшим братом на хуторе, куда никто не заглядывал. До одиннадцати лет мальчик обучался дома, а потом поступил в третий класс гимназии. Большое влияние на юного Ушинского оказала русская природа. Он жил в четырех верстах от гимназии и ежедневно пешком проходил в школу и обратно около десяти километров. На впечатлительного юношу природа оказывала огромное воздействие. Впоследствии он писал, что природа, окрестности города, душистые овраги и колыхающиеся поля тоже были воспитателями, а день, проведенный ребенком в роще и поле, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.

В возрасте шестнадцати лет Ушинский, окончив гимназию, отправляется в Москву для поступления в университет. Огромная работоспособность, усидчивость, прямота и искренность, независимость характера были присущи Ушинскому-студенту. Его выделяли среди товарищей легкость и быстрота понимания сложных научных понятий, критическое отношение к различным теориям, самостоятельность суждений. В 1844 г. Ушинский блестяще окончил юридический факультет Московского университета. Через два года по окончании университета в 1846 г. Ушинский сам стал преподавателем Ярославского юридического лицея. Блестяще начатая деятельность профессора камеральных наук (экономика, общее, финансовое и государственное право), продлилась, однако, всего два года – Ушинский был уволен как вольнодумец в связи со студенческими беспорядками. Став мелким чиновником в системе образования и не получая удовлетворения от работы, Ушинский стал активно публиковаться в литературных и педагогических журналах. В 1855 г. Ушинский получил назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. В этом учебном заведении Ушинский провел большие преобразования в учебной и воспитательной работе. Именно в этот период открываются новые педагогические журналы, в одном из них – «Журнале для воспитания» печатается его статья «О пользе педагогической литературы» (1857), которая принесла автору широкую известность. Вслед за ней появляются еще две статьи – «Три элемента школы» (1858) и «О народности в воспитании» (1857), содержащие в себе основные идеи педагогического учения великого русского педагога. Активная научная деятельность и незаурядный педагогический талант Ушинского в стенах Гатчинского института привлекли внимание императрицы Марии Александровны. Она возглавляла благотворительное Мариинское ведомство, курировавшее работу и Гатчинского института.

В 1859 г. Ушинский назначен на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где проработал до марта 1862 г. Это наиболее плодотворный и вместе с тем трагический период в жизни великого русского педагога. К моменту поступления Ушинского на службу Смольный институт требовал серьезных образовательных реформ. Институт благородных девиц являлся закрытым, аристократическим, сословно-дворянским учебным заведением. В течение десятилетий в нем сложились строгие педагогические традиции, которые не отвечали передовым педагогическим веяниям того времени. Реорганизацию учебно-воспитательного процесса Смольного института поручили Ушинскому. В течение трех лет сложной и кропотливой работы, преодолевая сопротивление руководства и части преподавателей, Ушинский провел реформу этого элитного закрытого учебного заведения. В результате образовательных реформ были пересмотрены и скорректированы учебные планы и программы; сокращены сроки обучения с 12 до 9 лет; уравнены знания воспитанниц дворянского и мещанского происхождений; определены каникулярные дни для посещения воспитанницами родительского дома; открыты двухлетние педагогические классы; введены учебные дисциплины по естествознанию и физике; увеличены часы, отводимые на изучение родного языка; приглашены для преподавания талантливые, прогрессивные педагоги В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Л.Н. Модзалевский, Я.П. Пугачевский и др.

Реформирование учебно-воспитательного процесса Смольного института привело к изменению всей идеологии женского образования. Ушинский считал неприемлемым воспитывать молодых девушек либо как светских барышень, что было характерно французской системе женского воспитания, так и ориентировать их подготовку исключительно на роль хозяйки дома, что было свойственно немецкому опыту. Русский педагог настаивал, что девушка должна получить не только хорошее образование, достаточное для участия ее в общественной жизни, но и, поскольку в будущем ей предстоит стать матерью, она должна быть подготовлена и как воспитательница и учительница своих детей. То есть, по мнению педагога, полноценное женское образование должно сочетать в себе общее и профессиональное педагогическое образование. Реформа Смольного института, возглавляемая Ушинским, оказалась настолько удачной, что с 1860 г. стала образцом для женских учебных заведений ведомства императрицы Марии. Смольный институт получил широкое общественное признание и вскоре превратился в первую достопримечательность Петербурга. Познакомиться с педагогической практикой Смольного стремились не только учителя Петербурга, но и все интересующиеся образованием.

В этот период Ушинский занимается не только реформой Смольного института, он плодотворно работает в области педагогической литературы и журналистики. В апреле 1860 г. ученый выпускает хрестоматию по русскому языку «Детский мир», содержащую много полезного материала для первоначального классного чтения. Этот учебник оказался настолько нужным и своевременным, что произвел большое впечатление в педагогическом мире. Спрос на книгу был настолько велик, что в этом же году она была трижды переиздана. Во многих российских педагогических журналах и газетах появился ряд восторженных отзывов, приветствовавших книгу, столь удачно совместившую образовательные задачи с задачами обучения русскому языку и немыслимо успешное прохождение школьного курса. В 1860–1862 гг. Ушинский является редактором «Журнала Министерства народного просвещения», превратив его из сухого ведомственного органа в научно-педагогическое руководство для учителей. Работая редактором журнала, он опубликовал большое количество статей, в том числе и такие шедевры, как «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860), «Психологические монографии» (1860), «О нравственном элементе в русском воспитании» (1860), «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова» (1862). К этому надо добавить большое число примечаний и вступлений к работам авторов журнала.

Преодолевая преграды в деле создания нового для России педагогического журнала, вскоре к редакторским трудностям прибавились и общественные нападки. Несмотря на то, что жизнь воспитанниц в Смольном в корне менялась в лучшую сторону, Ушинский постоянно наталкивался на глухую стену непонимания и открытое противодействие внутри института. Ярыми противниками педагога стали законоучитель Гречулевич и начальница института, престарелая графиня М.П. Леонтьева, имевшая широкие связи. Против ученого был сфабрикован клеветнический донос, в котором прогрессивный педагог обвинялся в безбожии, политической неблагонадежности и нарушении институтских порядков. Ушинскому казалось, что он без труда опровергнет наветы клеветников и докажет свою невиновность. Он направляет объяснительную записку графу С.С. Ланскому, встречается с главноуправляющим женскими учебными заведениями принцем П.Г. Ольденбургским, располагает покровительством императрицы Марии Александровны, но в результате вынужден подать в отставку и покинуть Смольный институт.

Педагог болезненно пережил отставку и вследствие этого тяжело заболел. Его жизнь оказалась под угрозой. Для того чтобы сгладить конфликтную ситуацию и прикрыть неблаговидные действия начальства на помощь прогрессивному ученому пришла императорская семья. По решению императрицы Марии Александровны, утвержденному Александром II, Ушинский был причислен к IV отделению Императорской канцелярии с сохранением содержания и направлен за границу для лечения, а также изучения передового европейского педагогического опыта. Несмотря на благовидность данного предложения по сути своей это была замаскированная ссылка. С 1862 по 1867 гг. Ушинский находится за границей и приезжает лишь изредка в Петербург. Летом 1862 г. он отправляется в Европу, где изучает опыт работы женских учебных заведений Швейцарии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Италии и других государств. Несмотря на тяжелую болезнь, педагог продолжает усиленно работать. Результаты своих наблюдений он публикует в виде писем, объединенных под общим названием «Педагогическая поездка по Швейцарии».

В этот период все внимание ученого сосредоточено исключительно на научной и литературной работе. Он занимается разработкой «Родного слова» – книги для чтения в начальной школе. В 1864 г. Ушинский издает первые две книги и методическое руководство к ним. Появление «Родного слова» стало большим событием в русской педагогической литературе второй половины XIX в. Эта работа выдержала 146 изданий в течение полувека. Не только в России, но и во всей мировой педагогической литературе, ни одна учебная книга не имела такого блестящего успеха: в среднем почти каждый год выходило по три издания «Родного слова», и такое интенсивное печатание продолжалось в течение пятидесяти лет. Ушинский решительно отвергал буквослагательный метод при первоначальном обучении детей грамоте и чтению. Его книга строилась на передовом звуковом методе, который быстро доказал свое превосходство и был принят учительством. Несмотря на недовольство царских чиновников «Родное слово» самым распространенным учебником в дореволюционной России, а принципы построения методики обучения родному языку, разработанные в свое время Ушинским, не теряют своей актуальности и в наши дни.

В начале 1868 г. выходит первый том фундаментального произведения «Человек как предмет воспитания, Опыт педагогической антропологии», второй том – в 1869 г. К сожалению, третий том, посвященный непосредственно педагогическим проблемам, Ушинский завершить не успел. Главная идея этой работы, по мнению педагога, заключалась в том, что предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский называл антропологическими – философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и другие. Основываясь на антропологическом подходе, Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В «Педагогической антропологии» им были рассмотрены физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, раскрыты особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, воображения, факторов формирования характера.

Вернувшись на родину в 1867 г., несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, Ушинский продолжил публиковать свои работы, активно влиял на общественное педагогическое мнение и развитие отечественной педагогики и школы. Упорная работа, постоянная борьба, неблагоприятный климат Петербурга, окончательно подорвали его здоровье. Летом 1870 г. Ушинский пережил тяжелое личное горе. По возвращению из Крыма после лечения, он узнает о гибели старшего семнадцатилетнего сына Павла, который смертельно ранил себя на охоте вследствие неосторожного обращения с оружием. Впечатление от неожиданной смерти сына было настолько сильным, что Ушинский потерял всякую надежду оправиться от своей болезни. В октябре 1870 г. Ушинский вместе с сыновьями снова отправился на лечение в Крым, захватив с собой тетрадки с черновыми очерками географии и записками к третьему тому «Антропологии». Путь его пролегал через Одессу, где педагог сильно заболел, слег и уже не смог подняться. К умирающему Ушинскому срочно была вызвана вся семья. 21 декабря 1870 г. он скончался на сорок седьмом году жизни. Согласно выраженному желанию, Ушинский был похоронен недалеко от Киева, на берегу Днепра в Выдубицком монастыре под огромным каштановым деревом.

В педагогической теории Ушинского основополагающей идеей является – народность воспитания. Свои взгляды относительно народности в воспитании Ушинский изложил в работах: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867). Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражение народности, по Ушинскому, есть родной язык, который должен лечь в основу обучения русских детей и стать основным предметом изучения в школе. Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. Такого глубокого и основательного обоснования принципа народности воспитания до Ушинского не давал ни один педагог.

По мнению Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, то она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский называл «антропологическими». К ним педагог относил– философию, анатомию, физиологию, патологию, психологию, логику, географию, статистику, политэкономию, историю и др. Эти науки, по Ушинскому, являются фундаментом педагогики. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, Ушинский изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 – 1869).

Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В них он раскрыл принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение таким дидактическим принципам как: наглядность, прочность и основательность обучения. Он внес вклад в развитие теории урока, разработал его структуру организации и типологию. Большой заслугой Ушинского являются созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения.

Ушинского по праву считают идеологом педагогического образования в России и учителем русских учителей. Он высоко оценил профессию педагога и многосторонне раскрыл ее социальную роль в обществе. Труд учителя-наставника Ушинский сравнивал с творчеством художника, но если художник и скульптор отражает жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор – в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Школьный учитель по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель, он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Русский педагог справедливо считал, что влияние учителя на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». В 1870 г. в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту.

Таким образом, Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению плеяды блестящих отечественных педагогов и методистов. Им были разработаны общие принципы профессиональной подготовки педагога и указаны конкретные рекомендации по организации обучения народного учителя в специальных учебных заведениях – в педагогических классах женских школ, в сиротских заведениях, в учительских семинариях, в университетах. Многое из того, что было предложено великим русским педагогом в середине XIX в., успешно используется и на современном этапе профессиональной подготовки учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: