double arrow

Экзистенциализм и педагогика

Экзистенциализм есть философия существования. Основателем является французский писатель Жан Поль Сартр.

Экзистенциализм своей педагогической теории не выработал, но оказал большое влияние на содержание образования и нравственное воспитание молодежи в зарубежной школе. Экзистенциалисты в центре внимания держали такие вопросы, которые интересовали молодое поколение всегда: что такое личность, что такое человек, вопрос об ответственности человека за себя и за других, вопрос о свободе личности в обществе.

Экзистенциалисты говорили, что человек – одинокий, изолированный индивид, интересы которого сосредоточены на его внутреннем я. Человек обречен на непонимание в обществе, потому что общество враждебно ему. Но все-таки человек стремится к общению с себе подобными. Но это стремление базируется на его страхе перед смертью. Это неверно. Он должен подняться выше толпы, ибо он индивидуален и в этом его прелесть. Индивидуальность должна вызревать из самой себя. Обучение и воспитание ей наносят лишь вред. Самое главное в человеке его интуитивное начало. Оно занимает главное место в психике человека. У человека надо воспитывать эмоции. Моральные же принципы, регулирующие жизнь, должны выводиться из интересов самого человека. Следовательно, в любом обществе он будет свободен, т.к. исходит только из своих интересов. В итоге «человек есть лишь то, что сам из себя делает».

Неотомизм и педагогика.

Огромное распространение на западе получил неотомизм. Сторонники педагогики неотомизма пытались синтезировать веру и педагогическую науку. Они сравнивали педагогический процесс с дорогой, движение по которой предопределено свыше. Это движение можно ускорить теми или иными способами воспитания и обучения. Так, Ферстер рассматривал человека как «трагическое двойственное существо». «Бог и Дьявол наделили его добром и злом. Чтобы преодолеть эту двойственность, следует требовать от ребенка «дисциплины и послушания». Это и будет подготовкой к свободе духовной личности».

Жак Маритен критиковал светскую педагогику за недооценку цели воспитания и чрезмерное увлечение педагогическими технологиями. Основной целью воспитания он считал христианское человеколюбие. Обрести его личность может только при наличии духовного наставления.

Ватикан поддерживал педагогов-неотомистов и выдвигал лозунг: «Отделить школу от государства», т.е.подчинить ее церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: