Идея народности как основа педагогической системы К. Д. Ушинского

Идея народности широко обсуждалась в середине ХТХ века деятелями отечественной культуры и науки. В ее основе лежало признание творческих сил народа в историческом процессе, отражение в литературе и искусстве психологии народа, его национального характера. Эту идею разделяли те общественные деятели, которые отстаивали право народа на самобытность национальной культуры в противовес бездумному заимствованию западной.

К. Д. Ушинский был первым педагогом и общественным деятелем, который, подняв проблему народности в воспитании, дал ей глубокое, убедительное теоретическое обоснование и реальное воплощение в практике. Идея народности стала стержнем всей его педагогической системы. В статье «О народности в общественном воспитании» (1857) К. Д. Ушинского писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [50, с. 119]. Свои взгляды относительно народности воспитания ученый изложил в таких работах как - «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870) и др.

Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Лучшим выражение народности, по мнению педагога, есть родной язык, который должен лечь в основу обучения русских детей и стать основным предметом в школе. Система воспитания, построенная на национальных традициях, считал К. Д. Ушинский, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость, знакомит с историей страны, ее природой и культурой.

Не менее важное место в трактовке народности отводил К. Д. Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. По этому поводу педагог писал: «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: