Ушинский о программе подготовки учителя

К. Д. Ушинского по праву считают идеологом педагогического образования в России и учителем русских учителей. Он высоко оценил профессию педагога и многосторонне раскрыл ее социальную роль в обществе. Труд учителя-наставника К. Д. Ушинский сравнивал с творчеством художника, но если художник и скульптор отражает жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор - в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека.

Школьный учитель, по К. Д. Уиганскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель, он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Русский педагог справедливо считал, что влияние учителя на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Воспитателем, по мнению К. Д. Ушинского, может быть тот человек, который умеет видеть недостатки не только у детей, но и свои собственные, когда несет детям правду подлинно народных убеждений и сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил. В статье «Проект учительской семинарии» (1861) К. Д. Ушинский подробно и обстоятельно разработал концепцию подготовки народного учителя. По этому проекту учительские семинарии следовало бы открывать в небольших городах и селах с тем, чтобы будущий учитель не подвергался соблазнам большого города, а всецело отдавался учебе и оттачивал свое профессиональное мастерство, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

В 1870 году в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту К. Д. Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом наших современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту. До сих пор именно это наиболее сильная сторона педагогической подготовки педучилища. По проекту К. Д. Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки психолого-педагогического и естественнонаучного циклов. Будущие учителя должны были получить хорошую методическую подготовку по разным предметам и пройти практику в специально организованной при семинарии образцовой школе.

К личности народного учителя К. Д. Ушинский предъявлял серьезные требования. По его глубокому убеждению, народный учитель должен быть не только преподавателем конкретного учебного предмета, но и внимательным воспитателем. Педагог должен любить свою профессию, ответственно относиться к своему делу, быть образованным человеком, знать педагогику, психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом, сочетать в себе подлинную нравственность, глубокую православную веру, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела.

В «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинский обозначил проблему открытия педагогических факультетов при университетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он отмечал, что цель педагогического факультета могла бы быть определеннее даже цели других факультетов. Этой целью, по мнению русского ученого-педагога, было изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания. К. Д. Ушинский с сожалением указывал на то, что если в России есть медицинские факультеты, но нет факультетов педагогических, это лишь означает, что здоровьем своего тела люди дорожат больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием. Эта мысль великого педагога смогла реализоваться в России лишь после Октябрьской социалистической революции, когда повсеместно стали открываться педагогические средние и высшие учебные заведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: