double arrow

Дидактические взгляды К. Д. Ушинского.

В педагогическом наследии К. Д. Ушинского особое место занимают проблемы дидактики, которая отвечает на вопрос: чему и как учить? Дидактические взгляды К. Д. Ушинского отличаются глубиной и оригинальностью. Они основывались на солидной философской базе, в основе которой лежала теория познания - гносеология. Процесс познания ученый понимал как изучение закономерностей объективного мира. Важнейшей проблемой дидактики как науки К. Д. Ушинский считал определение целей образования. По его мнению, цель эта должна определить всю систему образовательной и учебной деятельности: программу, содержание, методы, построение учебников, режим учебных занятий, дидактические принципы, методику обучения, отбор материала для изучения и т.д.

К. Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Он дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения. Отмечал, что существует два вида внимания: активное, то есть произвольное, и пассивное - непроизвольное. К. Д. Ушинский полагал, что в детском возрасте необходимо давать пищу пассивному вниманию, но в то же время всемерно развивать внимание активное.

К. Д. Ушинский внес существенный вклад в научную дискуссию между сторонниками формального и материального образования. В XIX веке в дидактике существовали две теории о наиболее целесообразном характере образования. Сторонники, т.н., «формального образования» считали, что главная задача обучения состоит в развитии памяти, внимания, мышления и речи, несмотря на то, что учебный материал может быть далек от жизни, и не иметь практического значения. Защитники данной теории уделяли большое внимание изучению математики и классических языков - латинского и греческого.

Представители «материального образования» требовали, чтобы содержание учебного материала было жизненным и имело практическое значение. В процессе обучения они отводили главное место изучению родного языка и литературы, естествознания и новым иностранным языкам. К. Д. Ушинский признавал обе теории односторонними, считая одинаково важным, как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение необходимыми в жизни знаниями.

Процесс обучения, согласно К. Д. Ушинскому, должен строиться на основополагающих дидактических принципах: сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности. Опираясь на данные принципы, педагог детально разработал методику повторения учебного материала, теорию формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методику одновременного развития мышления и речи детей.

Следуя теории развивающего обучения, предложенной еще в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, И. Ф. Гсрбарта, русский педагог был противником искусственного разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на их единство в педагогическом процессе. При этом задачи воспитания им определялись как наиболее существенные и приоритетные. Они, по мнению К. Д. Ушинского, намного важнее, «чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями».

К. Д. Ушинский поддерживал общемировую традицию классно­урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития он считал урок - важнейший элемент классно-урочной системы. В целом К. Д. Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, виды и структуру.

В противовес традиционному буквослагателыюму методу обучения чтению, просуществовавшему в России в течение четырех столетий, ученый разработал и внедрил в педагогическую практику прогрессивный звуковой, аналитико-синтетический метод, который развивал способности учащихся и вызывал живейший интерес к процессу чтения и письма. Данный метод сокращал время на обучение чтению и письму более, чем в 10 раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: