Революционно-демократическая педагогика в России в 30-40 гг. XIX века

В первой половине XIX в. вопросы просвещения и воспитания приобрели заметное общественное звучание. Умы политиков, педагогов, философов, общественных деятелей особенно занимала идея народности воспитания и образования, имевшая различное толкование. Русская философско-педагогическая мысль активно участвовала в поиске путей развития отечественного просвещения. Полемика об исторических путях развития России, проблема Восток – Запад стала занимать умы всего просвещенного общества. В наиболее яркой и поучительной форме она велась между так называемыми западниками и славянофилами, в большой степени коснувшись, конечно, и образования.

«Западники» представляли разнородное общественное явление, но их объединяла основополагающая идея, согласно которой, развитие отечественного просвещения должно идти по западноевропейскому образцу. Разделяли взгляды «западников» Александр Иванович Герцен (1812 – 1870), Николай Владимирович Станкевич (1813 – 1840), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813 – 1855) и др.

Огромную роль в развитии отечественной прогрессивной общественно-политической мысли в 30 – 40-е гг. XIX в. сыграл В.Г. Белинский. За свою короткую жизнь он много сделал в направлении гуманистической и демократической литературной критики, демократизации образования. Белинский был гениальным критиком, обладал неиссякаемой, страстной любовью к России, русскому народу, верил в его лучше будущее. Любовь к своей родине сочеталась у него с глубоким уважением к другим народам. Белинский поставил пред воспитанием новые, прогрессивные задачи. В противовес официальной педагогике, которая видела в воспитании средство подготовки детей к выполнению в будущем их сословно-профессиональных обязанностей, он выдвинул требование общечеловеческого воспитания. «Первоначальное воспитание, – писал он, – должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком». В этом огромная роль отводилась образованию и воспитанию, начиная с семейного.

Важной задачей воспитания он считал – любовь детей к Родине, к ее природе, языку, истории. Подходя к общечеловеческому в образовании и воспитании с позиций народности, Белинский писал в статье «О воспитании детей»: «Народность обыкновенно выпускалась у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не знают о сокровищах народной поэзии, русской литературы, Петре I». Важнейшими учебными предметами Белинский считал гуманитарные науки (историю, родной язык, литературу), способствующие «очеловечиванию людей». Не менее полезны естественные науки, которые, по его мнению, сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа сродни детской натуре. В соответствии со своими революционными социал-демократическими взглядами Белинский считал, что воспитание должно готовить бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший политический деятель, публицист, писатель А.И. Герцен, также был приверженцем западнических взглядов на развитие отечественного образования. Его мировоззрение сложилось под влиянием российской вольнолюбивой мысли, европейского Просвещения, немецкой классической философии. В отличие от западноевропейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Вместе с Николаем Платоновичем Огаревым (1813 – 1877) Герцен создал за границей вольную русскую типографию и прессу, издавал журнал «Колокол», распространял нелегальную литературу, в которой призывал на борьбу с самодержавием. А.И. Герцен, назвав царствование Николая I «тридцатилетним гонением на школы и университеты», показывал, как оно «развращало отрока, беспощадно, систематически вытравляя человеческие чувства и оставляя только одно – покорность». Возмущаясь, что школы «задавлены надзором и попами», Герцен не приветствовал и популярные на Западе сентиментально-романтические идеи Руссо о свободном воспитании, критиковал его за изоляцию детей от окружающей жизни. В романе «Кто виноват?» Герцен показал, как в условиях жестокой действительности юноши, воспитанные в духе абстрактного гуманизма, теряются, становятся «лишними людьми». Виноваты в этом и тяжелые жизненные условия, и не соответствующее им воспитание. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен активно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее всеобщим достоянием. Придавая большое революционизирующее значение просвещению, Герцен большое внимание уделял умственному образованию, формированию материалистического мировоззрения. Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание.

Славянофилы также не были едины в своих взглядах. Вместе с тем их объединяли серьезные мировоззренческие и педагогические подходы. Они исходили из самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были философ и публицист Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856), философ и поэт Алексей Степанович Хомяков (1804 – 1860), литературный критик, поэт и историк Степан Петрович Шевырев (1806 – 1864) и ряд др. представителей отечественной интеллигенции. Ими была выдвинута идея воспитания «цельного человека», сочетающего в себе как народно-православные, так и общечеловеческие черты.

Заслугой славянофильства явилось пробуждение общественного интереса к самобытному русскому образовательно-воспитательному наследию. Практическая деятельность представителей этого направления способствовала обогащению традиций отечественного образования. Так, С.П. Шевырев, возглавлявший кафедру педагогики Московского университета, считал, что основной задачей школьного воспитания является не наполнение учащихся прикладными знаниями, а их «духовное возвышение», которое возможно лишь в единстве общечеловеческого и национального русского начала.

Особенно резко против западноевропейских заимствований в ущерб русской самобытности воспитания и обучения выступал сын известного русского писателя Иван Сергеевич Аксаков (1823 – 1886). Он сравнивал Россию с красавицей, которая рассматривает западноевропейскую науку в кривом зеркале, где прекрасная истина отражается в уродливом виде. Вне опоры на народность, утверждал И.С. Аксаков, отечественное просвещение не спасут никакие зарубежные педагогические идеи и школьные системы.

Огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания русского народа сыграли труды историка и писателя Николая Михайловича Карамзина (1766 – 1826). Большое значение имел вышедший в свет его капитальный труд «История государства Российского» (1816 – 1829). В нем автор не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и сделал это таким образом, чтобы «наполнить русские сердца гордостью за свою историю, ответственностью за будущее». Его современники высоко оценили фундаментальный труд историка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: