Методы анализа и прогнозирования финансовых показателей

 

Ключевой целью финансового анализа деятельности предприятий является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину его финансового состояния:

· изменения в структуре активов и пассивов;

· динамику расчетов с дебиторами и кредиторами;

· величину прибылей и убытков и уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж (реализации);

· оборачиваемость активов (имущества).

При этом аналитика и финансового управляющего (директора или менеджера) может интересовать как текущее финансово-экономическое положение предприятия, так и прогноз на перспективу.

Исходной базой для финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспекты деятельности и совершенных операций обобщенной форме, то есть в необходимо1 для аналитика степенью агрегирования. Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· трендовый анализ;

· сравнительный (пространственный) анализ;

· факторный анализа;

· метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении показателей

финансовой отчетности за период с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

· простое сравнение статей отчетности и изучение их существенных изменений;

· анализ изменений татей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.

При этом особое внимание уделяют ситуациям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует колебанию другого показателя.

Вертикальный анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений за ряд периодов (кварталов, лет)от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляют прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения отдельных показателей деятельности предприятия и межхозяйственных показателей аналогичных предприятий-конкурентов.

Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом анализе результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном – отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Примером факторного анализа может служить трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:

 

ЧП ЧП ВР А

чрск = = х х;

СК ВР А СК

 

где: чрск – чистая рентабельность собственного капитала (доли единицы или процент); ЧП - чистая прибыль за расчетный период (по форме отчетности № 2); СК - собственный капитал на последнюю отчетную дату (раздел 3 бухгалтерского баланса); ВР – выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг); А – активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа финансовой отчетности (за квартал, год) установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась по сравнению с базисным периодом, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

· снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации (продаж) продукции (работ, услуг);

· менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации (продаж);

· изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа);

· на завершающем этапе устанавливают сопряженное воздействие трех факторов на результативный показатель (с помощью способа цепных подстановок).

Анализ параметра чистой прибыли, приходящийся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может увеличить свои активы в будущем без прироста заемного капитала (кредитов и займов), то есть:

· при выборе рациональной структуры капитала;

· при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

Метод финансовых коэффициентов (относительных показателей) – расчет отношений параметров финансовой отчетности и определение взаимосвязей показателей. К финансовым коэффициентам относят показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, оборачиваемости активов и собственного капитала и др.

Указанные методы используют не только для изучения динамических рядов показателей за предшествующие периоды, но и для их прогноза на будущие периоды (квартал, год).

Планирование финансовых показателей на предстоящий период осуществляется на базе:

· прогноза отчета прибылей и убытков (форма № 2);

· прогноза бухгалтерского баланса – по основным статьям активов и пассивов;

· прогноза отчета о движении денежных средств (форма № 4).

Прогнозные финансовые показатели помогают собственникам и руководящим менеджерам предприятия принимать решения по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, разрабатывать оперативные, текущие и стратегические финансовые планы (бюджеты) развития предприятий и корпораций.

Контрольные вопросы:

1. Назовите ключевую цель финансового анализа деятельности предприятия.

2. Приведите основные методы финансового анализа.

3. Дайте интерпретацию трехфакторной модели Дюпона..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: