Корпоративный финансовый контроль

Контроль является одной из завершающих стадий управления финансами корпо­раций, выступая в то же время необходимым условием управления ими. Финан­совый контроль имманентно присущ контрольной функции финансов и тесно связан с нею. Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчи­вая процессом реализации готовой продукции и поступлением выручки на счета корпорации в банках.

Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В переводной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом.

Под аудитом обычно понимается ежегодная независимая проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах ее акционеров. Аудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призван помочь руководству реально оце­нить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации.

Зарубежные экономисты выделяют следующие фундаментальные принципы внутрифирменного финансового контроля:

1. Разделение обязанностей. Ответственность между служащими компании распределяется таким образом, чтобы никто не нес ответственности за операцию в целом. Таким образом, лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции.

2. Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером (директором) корпорации с опорой на те объемы денежных средств, на отпуск кото­рых он имеет полномочия. Основная идея в данном случае состоит в том, что работа каждого лица проверяется другим лицом без какого-либо дублирования. В акционерных обществах работа правления проверяется Советом директоров и ревизионной комиссией. Физический контроль заключается в праве доступа проверяющего к активам и документам компании. Чтобы эффективно управлять контролем, руководство должно составить план его организации. Данный план должен содержать четкие инструкции, права и обязанности различных официальных лиц, чтобы исключить бесполезное дублирование их работы.

3. Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера. Должностное лицо, которое проверяет работу контролера, также должно поставить свою подпись, подтверждающую, что работа выполнена качественно. Без таких свидетельств невозможно определить, что система контроля работает в запланированном режиме.

4. Ограничения системы контроля. Теоретические аспекты эффективного финансового контроля не всегда могут успешно функционировать на практике. Система контроля зависит от тех, кто проверяет, а им свойственны: усталость и недостаточное понимание. Более того, многие системы контроля становятся неэффективными, если возникает сговор между служащими компании. Поэтому даже самые лучшие системы контроля не защищены от неудач, хотя риск таких неудач понижается при привлечении к контролю высококвалифицированных специалистов. Для снижения риска неудовлетворительной работы проверяющих руководство обязано регулярно контролировать качество их работы, точность выявления слабых мест и своевременность исправления ошибок. Во многих крупных корпорациях руководители филиалов не в состоянии уделять достаточного времени выполнению контрольных функций. В этом случае потенциальные преимущества от регулярного контроля часто превышают затраты на создание отдела внутреннего аудита. Важным критерием работы такого отдела является снижение потенциальных убытков.

Система контроля предназначена для помощи руководителям компаний в воп­росах:

· выбора между различными альтернативными действиями, планирования действий, которые должны быть произведены в течение определенного периода времени;

· выявления ошибок конкретных исполнителей, которые могут заключаться в установлении нереальных планов при наличии точных прогнозов или в невыполнении тех действий, которые должны быть предприняты для реализации конкретных маркетинговых, инвестиционных и иных решений;

· исправления ошибок и закрепления успеха.

Руководству корпорации необходимо обеспечить составление достоверной бухгалтерской отчетности, поскольку она:

· формирует основу ежегодно публикуемых отчетов;

· позволяет предоставлять сведения о ежедневно принимаемых решениях, которые помогают руководству оценить текущее положение компании и детально изучить ее деятельность за истекший период;

· помогает при составлении прогнозов;

· позволяет сравнивать фактические результаты с планом и выявлять причины отклонений.

Если корпорация имеет зарубежные филиалы и отделения, в которых местное руководство принимает самостоятельные решения, то центральной дирекции необходима достоверная информация обо всех своих филиалах для оценки результатов принятых решений в целом.

Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осуществления контроля за исполнением бюджетов Министерство экономики РФ рекомендует использовать двухуровневую систему.

Нижний уровень — контроль за исполнением бюджетов структурных подраз­делений компании. Такой контроль осуществляют их руководители.

Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по эмитентам затрат). Его проводят финансово-экономические службы и бухгалтерия компании.

Ключевыми элементами системы контроля являются:

· объекты контроля — бюджеты структурных подразделений;

· предметы контроля — отдельные показатели бюджетов (соблюдение лими­тов фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и т. д.);

· технология контроля бюджетов — осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (в процентах);

· субъекты контроля — структурные подразделения и экономические службы компании.

Контроль за выполнением доходной части сводного бюджета призван обеспе­чить бесперебойность финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации. Его осуществляет финансовая служба. Контроль за соблюдением расходной части консолидированного бюджета является важной проблемой, от решения которой зависит эффективность хозяйственно-финансовой деятельности компании.

Для успешного решения данной проблемы рекомендуется устанавливать четкий порядок проведения управленческих процедур, который обеспечивает:

· оперативный анализ фактических отклонений от планового, функциональных и сводного бюджетов за месяц, квартал;

· разработку мероприятий по устранению непроизводственных расходов и потерь, а также удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа;

· оформление и передачу дирекции корпорации аналитических материалов по исполнению сводного и функциональных бюджетов в целях корректировки их доходной и расходной частей.

Рекомендуется использовать метод пересмотра расходов бюджета, основанный на принятой системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов корпорации.

В качестве приоритетных предлагаются следующие расходы бюджета:

· оплата труда работников в расчете на производственную программу;
выплата налогов в федеральный, региональные и местные бюджеты;

· взносы в государственные внебюджетные фонды;

· оплата закупок материальных ресурсов и энергии.

Целесообразно создавать и внедрять в каждой компании комплексную автомати­зированную систему бюджетного планирования (на базе локальной компьютерной сети), что позволяет оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджетов и своевременно вносить коррективы в доходную и расходную части в це­лях повышения эффективности управления корпоративными финансами.

Наряду с бюджетным, важным элементом корпоративного контроля является финансовый анализ бухгалтерской отчетности, который включает следующие виды анализа:

· горизонтальный;

· вертикальный;

· трендовый;

· финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, рентабельности активов, собственного капитала и продаж, оборачиваемости активов);

· сравнительный (пространственный);

· факторный.

Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании абсолютных показателей, представленных в этой отчетности. В процессе такого анализа устанавливаются состав и структура имущества корпорации, ее финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучаются связи с поставщиками и покупателями, определяются объем и источники привлеченных средств, оценивается объем выручки от продаж и прибыли. Устанавливается доля чистой прибыли в выручке от реа­лизации продукции, то есть величина налоговой нагрузки на корпорацию.

Метод финансовых коэффициентов отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязи показателей. При проведении анализа следует учитывать следующие факторы: эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации предприятий-конкурентов, статичность применяемых коэффициентов. В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение получили следующие финансовые коэффициенты:

 

1. RОI — прибыль на инвестированный капитал, (%):

 

Чистая прибыль

ROI =;

Инвестиционный капитал (собственный капитал + долгосрочные обязательства)

 

2. RОА (Return on Assets) — прибыль на общую сумму активов:

 

Чистая прибыль

ROA = х 100;

Всего активов

 

4. RОЕ (Return on Equity) — чистая прибыль на собственный капитал:

 

Чистая прибыль

 
 

ROE = х 100;

Собственный капитал

 

5. ROS (Return on Sates) - чистая прибыль, приходящаяся на объем продаж:

Чистая прибыль

ROS = х 100;

 
 

Объем продаж (Выручка от реализации)

 

Техника финансового анализа представлена в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, предложенных Министер­ством экономики РФ 1 октября 1997 г.

Формирование надежной и гибкой системы управления корпоративными финансами, направленной на решение проблемы бюджетной, кредитной, инвестиционной, амортизационной и налоговой политик, позволит значительно ускорить реорганизацию деятельности предприятий применительно к рыночным условиям хозяйствования. Создание такой системы требует тесного взаимодействия производственных, сбытовых, маркетинговых, экономических и других служб предприятий для обеспечения их финансовой устойчивости и повышения уровня доходности.

Финансовая система сквозного планирования и контроля (посредством бюджетирования доходов и расходов) должна быть направлена на:

· повышение управляемости и адаптированности предприятия к непре­рывно изменяющимся условиям на товарных и финансовых рынках;

· обеспечение быстрого получения информации о стратегии и тактике уп­равления финансами;

· создание условий для усиления взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере финансов, инвестиций и кредита.

После перехода на количественно иной уровень планирования и контроля предприятие должно стать более привлекательным и открытым для инвесторов, кредиторов и иных партнеров, что расширяет его финансовые возможности для модернизации и расширения производства.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные принципы корпоративного финансового контроля.

2. Для каких целей предназначена система финансового контроля.

3. Назовите ключевые термины, используемые для контроля за исполнением
бюджетов корпорации.

4. Охарактеризуйте управленческие процедуры, применяемые для контроля
расходной части бюджета.

5. Раскройте важнейшие методы финансового анализа.

 

Глава 4.Планирование в системе финансового менеджмента.

 

4.1. Содержание и значение финансового планирования.

Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия посредством выбора объектов планирования, направления операционной и инвестиционной деятельности и получения отдачи от тех или иных мероприятий, предусмотренных в плане.

Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два аспекта:

· с позиции теории фирмы и ее экономической природы;

· конкретно-управленческий, как одна из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.

Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможность и необходимость планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала организации обусловлена общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для организации. Кроме того, устраняют излишние трансакционные издержки внутри организации по торговым сделкам (контрактам). Например, на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и посредников и т.д.

Как и управление в целом планирование в организациях представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т.п.

Финансовое планирование организаций – это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации и интересами предпринимателя (собственника).

В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации. Именно в процессе финансового планирования определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности.

Финансовое планирование складывается из следующих взаимосвязанных этапов и включает в себя планирование финансовых отдельных показателей и планирование совокупности показателей, их взаимосвязей и взаимозависимости по организации в целом и по направлениям развития (см. рис. 4.1.):

 

 


Рис. 4.1. Основные этапы финансового планирования организаций.

Разработка финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота.

Финансовый план – это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на ближайшие два-три года. В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой показателей).

Бюджет – это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущий, инвестиционной и финансовой деятельности организации. В практике управления финансами используют два вида бюджетов – операционный и финансовый.

Бюджетирование капитала – это процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом организации – источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз бюджета по балансовому листу, бюджет формирования оборотных активов, бюджет обновления основного капитала на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюджетный контроль на предприятии – это текущий контроль, за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, установленных плановым бюджетом на текущий год.

Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действия по исчислению показателей. Например, смета затрат на производство и реализацию продукции (смета издержек), составляемая на год с поквартальной разбивкой показателей.

Значение внутрифирменного финансового планирования состоит в следующем:

· намеченные стратегические цели преломляют в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, издержки, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;

· устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

· определяют приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных пленов;

· оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии;

· в долгосрочных финансовых планах предусматривают финансовые ресурсы, необходимые для финансирования реальных инвестиционных проектов, обеспечивающих будущее развитие организации.

Основной целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, капитала и ресурсов, устанавливаемых на базе прогноза величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников. Данная цель может быть разделена на локальные цели:

· обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия, прежде всего, за счет собственных средств;

· увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;

· обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации инвестиционных проектов.

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, то есть с планами по: производству продукции, закупкам материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.

Назначение финансового плана – это одновременно прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы и определение текущих доходов и расходов.

Важнейшие объекты финансового планирования:

· выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);

· издержки производства и обращения;

· прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;

· фонды специального назначения и их использование;

· объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;

· объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;

· плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;

· объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:

· договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

· прогнозные расчеты;

· данные бухгалтерского учета;

· экономические нормативы.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

Контрольные вопросы:

1. Чем вызывается необходимость финансового планирования.

2. Сформулируйте основные понятия, связанные с финансовым планированием и раскройте их содержание.

3. Охарактеризуйте значение внутрифирменного финансового планирования.

4. Перечислите основные объекты финансового планирования.

5..Назовите информационные источники, используемые при разработке финансовых планов предприятий.

 

4.2. Принципы организации финансового планирования.

 

Принципы организации планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятиях (корпорациях) как сложных системах:

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» предполагает: существование совокупности элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированного на общие цели развития предприятия.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия.

2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что: нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений предприятия вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что: процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план производства – план по маркетингу – и т.д.).

5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и состоит в придании планам и процессу планирования в целом особенности и возможности изменять свою направленность с возникновением непредвиденных обстоятельств.Принцип гибкости (маневренности) состоит в придании процессам планирования и финансовым планам возможности изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств;

6. Принцип точности предполагает, что планы развития должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

7. Принцип научности состоит в том, что в процессе финансового планирования необходимо: сочетания действия экономических законов, влияния законодательных и нормативных документов на деятельность, обеспечение методологической базы расчетов;

8. Принцип единоначалия предполагает решающее слово предпринимателя (собственника) в вариантах решения поставленных конкретных задач с учетом его интересов;

9. Принцип конъюнктуры рынка предусматривает необходимость учета возможности организации в обеспечении потребностей рынка;

В развитие этих общих положений целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения (золотое банковское правило»), который предполагает, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, то есть капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала.

2. Принцип платежеспособности означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать соблюдение предприятием платежной дисциплины в течение всего года.

3. Принцип рентабельности капитальных вложений – для реальных инвестиций целесообразно выбирать самые недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, среднесрочный банковский вредит и др.) заемный капитал выгодно привлекать только в случае, если он повышает доходность собственного капитала. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа (рычага).

4. Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции предпочтительнее финансировать за счет собственных средств и привлечения денежных ресурсов спонсоров (схемы проектного финансирования).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов (заимодавцев).

6. Принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают предприятию максимальную (предельную) рентабельность. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала (Ди > Цк).

7. Принцип самофинансирования предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами;

8. Принцип коммерческой тайны заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, сами величины показателей коммерческий интерес у других субъектов хозяйствования с целью изменения положения на рынке.

Финансовое планирование в зарубежных корпорациях ориентировано на извлечение приемлемой прибыли и сохранение их позиций на товарном и финансовом рынках. Под прибылью понимают чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты процентов и налогов. Поэтому при разработке финансовых планов менеджмент предприятия должно учитывать как налоговое бремя, так и возможности его понижения.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание системного подхода к планированию.

2. Назовите основные принципы планирования и финансового планирования на предприятии.

3. Сформулируйте основные принципы внутрифирменного финансового планирования

4.

4.3. Методы финансового планирования.

 

Основной аспект финансового планирования – его стратегия. Она заключается в определении центров финансовой ответственности – доходов, расходов, прибыли и инвестиций, которые приносят предприятию максимальный эффект. Под центром ответственности понимают подразделение, которое несет максимум затрат, но играющее важную роль в производственно-коммерческом процессе. Например, многие зарубежные корпорации придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», то есть 20 % затрат капитала должны обеспечивать 80 % прибыли. Следовательно, остальные 80 % вложений капитала приносят только 20 % прибыли.

Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов. К ним относят:

· расчетно-аналитический метод;

· нормативный метод;

· балансовый метод;

· оптимизации плановых решений;

· факторный метод;

· экономико-математическое моделирование;

· сетевой метод;

· программно-целевой и другие методы.

Содержание расчетно-аналитического метода планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий период. Данный метод планирования применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики заряд периодов (месяцев, кварталов, лет).

Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей состоит в том, что на базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. В финансовом планировании применяют целую систему норм и нормативов: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормативы самого предприятия; Этот метод является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный параметр можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением организации.

Содержание балансового метода планирования финансовых показателей состоит в том, что благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Этот метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления, накопления и резервных), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др. например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:

 

О нп + П = Р + О кп,

 

где: О нп и Н кп – остаток средств фонда на начало и конец расчетного периода; П - поступление средств в денежный фонд; Р - расходование средств из денежного фонда.

Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, чтобы выбрать из их наиболее оптимальный вариант. При этом можно применять различные критерии выбора:

· минимум приведенных затрат;

· минимум текущих затрат;

· минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования;

· минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости авансированных средств;

· максимум приведенной прибыли;

· максимум дохода на рубль вложенного капитала;

· максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);

· максимум сохранности финансовых ресурсов, то есть минимум денежных потерь (финансового, кредитного, процентного, валютного и иных рисков).

Приведенные затраты представляют собой сумму текущих расходов и капиталовложений, приведенных к идентичной размерности в соответствии с принятыми нормативами эффективности. Их определяют по формуле:

 

З привед. (мин.) = Зт + Зе х Кн,

 

где: Зт – текущие (операционные) затраты; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.

В настоящее время Кн = 0,15, что соответствует нормативному сроку эффективности капиталовложений.

 

Ток = 1/ Кн = 1 /,15 = 6,6 года,

 

где Ток – период окупаемости капиталовложений; Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.

Приведенную прибыль рассчитывают по формуле:

 

Пп = Пт - Зе х Кн ,

 

где Пп - приведенная прибыль; Пт – текущая прибыль; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.

Факторный метод используют для расчета планируемого объема прибыли. Он включает в себя пять последовательных этапов:

· расчет базовых показателей за предыдущий год;

· постановку целей хозяйственной деятельности на предстоящий период;

· прогноз индексов инфляции;

· вариантный расчет прибыли;

· выбор оптимального варианта.

Для факторного метода планирования прибыли используют четыре индекса инфляции:

· изменение цен на продукцию (работы, товары и услуги);

· изменение покупных цен на сырье и материалы, приобретаемые предприятием;

· колебания балансовой стоимости основных средств;

· изменение средней оплаты труда.

Содержание экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данную взаимосвязь выражают чрез экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Функциональную связь выражают уравнением вида:

 

У = ƒ (х),

 

где: У- соответствующий показатель; ƒ (х) – функциональная связь исходя из показателя «х».

Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели типа: линейного, параболы, гиперболы, линейного и логарифмического уравнений.

При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Следует помнить. Что наибольший период исследования (кварта) не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя выбирать и слишком значительный период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут существенно изменяться в течение длительного периода времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования – квартальные данные за 1-2- года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических показателей моделей показатели вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из ряда этапов:

· изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику;

· расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов (например, прибыли от объема продаж);

· разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;

· анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;

· выбор оптимального варианта, то есть принятие планового решения.

В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Важное значение для обоснованности модели имеет ее представительность, то есть объективность наблюдений за изучаемым объектом, обоснованность выбранных моделей с помощью расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и коэффициента вариации.

Среднеквадратическое отклонение (Z) устанавливают по формуле:

∑ (y – yx) 2

z = √;

где: Y и YX - фактическая и расчетная сумма прибыли; n – число случаев наблюдений.

Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя (прибыли):

 

Кв = (+ Z / У) х 100,

 

где: Кв - коэффициент вариации; Z – среднеквадратическое отклонение; У – среднеарифметическая величина прибыли;

 

Коэффициент вариации показывает, что если степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то можно сделать вывод о возможности использования данной модели для планирования (прогноза) прибыли.

Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники; и прочее. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижения цели или конкретных задач.

Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.

Финансовое прогнозирование – расчет и обоснование финансовых показателей, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Финансовый прогноз – это расчет финансового показателя при заранее известных и обусловленных параметрах и границах.

Финансовые планы разрабатывают в соответствии с общей финансовой стратегией деятельности и оперативными управленческими решениями.

Стратегическое (долгосрочное) планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и принятия решений, каким наилучшим образом их достичь. Задача долгосрочного планирования обеспечить нововведения ресурсами, которые позволяют повысить стоимость организации, оптимизировать прибыль и осуществить соответствующие им изменения, связанные с нормализацией его финансовой структуры.

Основным решением в стратегическом планировании является выбор целей развития. Главная общая цель организаций – ярко выраженная причина их существования, обозначается как миссия. Для осуществления этой миссии определяют конкретные цели, которые служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

Формулировка миссии должна включать следующие элементы:

· задачи предприятия - с позиции его основных продуктов, товаров, работ и услуг, его основных технологий и рынков;

· внешнюю среду – законодательное регулирование финансовых и инвестиционных операций, налогообложения и других аспектов, определяющих правила его деятельности;

· структуру управления - и эффективность ее организации.

На базе формализованной миссии предприятия устанавливают цели, приводящие к ее осуществлению. Цели должны отражать ряд параметров:

· быть конкретными и измеримыми;

· быть строго ориентированы во времени, то есть когда можно получить конечный результат;

· быть достижимыми, то есть реальными, опирающимися на имеющиеся материальные и финансовые ресурсы;

· быть согласованными с общей финансовой стратегией развития организации (выбором стратегии финансирования, управлением денежными потоками, издержками, доходами и прибылью).

Основным механизмом реализации финансовой стратегии являются оперативные финансовые планы.

Оперативный финансовый план призван обеспечить повседневное руководство деятельностью предприятия, опираясь на выбранную им стратегию с целью реализации стоящих перед ним задач. Его можно разрабатывать на любой период времени (декаду, месяц, квартал) в соответствии в заложенными в него политикой, тактикой, процедурами и правилами.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные методы финансового планирования.

2. Назовите нормативные показатели, используемые в финансовом планировании.

3. В каком порядке рассчитывают приведенные затраты и прибыль.

4. Приведите последовательность расчетов прибыли с помощью факторного метода.

5. Сформулируйте методику расчета среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации.

6. Каковы цели и задачи долгосрочного финансового планирования.

7. Сформулируйте основную миссию предприятия.

8. Раскройте сущность оперативных финансовых планов.

4.4. Классификация, виды и формы финансовых планов.

 

Законодательство не предусматривает обязательность разработки, утверждения и предоставления форм финансовых планов органам государственной власти и управления. Однако косвенное требование в их составлении предопределяется в соответствии с требованиями, например, Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства о банковской деятельности, малом предпринимательстве и других актах и документах.

Финансовый план представляют собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют определенные стороны финансовых отношений организации.

Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:

· оперативные финансовые планы, которые составляются на период месяц, декаду или неделю;

· текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год с поквартальной разбивкой;

· среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на плановый период от одного года до трех лет;

· перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые разрабатываются на пять и более лет планового периода;

· программные финансовые планы, которые разрабатываются на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.

На малых предприятиях (организациях) всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, так как невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в том числе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и т.п. Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов становится разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов. Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатываются в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях), корпорациях и транснациональных компаниях. Целью разработки комплекса финансовых планов и разработочных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.

Финансовые планы, как документы, включают в себя несколько форм (регистров), которые могут быть в следующем виде:

· Смета затрат представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность в денежных средствах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей – разрабатывается на квартал, полугодие, год, программу;

· Баланс доходов и расходов характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разрабатывается на квартал, год, программу;

· Инвестиционный план отражает потребность в денежных ресурсов, направляемых на инвестиционную деятельность и источники их формирования, разрабатывается на квартал, год, программу;

· Кредитный план представляет собой план получения и погашения кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу;

· Валютный план показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал, год, программу;

· Прогноз баланса активов и пассивов, отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечению предстоящего периода, разрабатывается на год, программу;

· План движения денежных ресурсов отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации и по видам деятельности на определенный период, разрабатывается на квартал, год, программу;

· Платежный календарь (баланс) отражает доходы и расходы на предстоящий период, разрабатывается на месяц с подекадной разбивкой;

· Кассовая заявка (план) отражает поступление денежных средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денежных средствах, разрабатывается на квартал;

· Разработочные таблицы. Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:

· План распределения валовой и чистой прибыли отражает все аспекты использования прибыли и представляет собой расчет валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается на квартал, год, программу;

· План взаимоотношений с бюджетом показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денежных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу;

· План налогов и отчислений (налоговый бюджет) отражает взаимоотношения с бюджетом и государственными фондами денежных средств, разрабатывается на квартал, год, программу;

· Расчет амортизационных отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения;

· План потребности в оборотных средствах отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения;

· Прочие.

Плановая смета представляет собой расчет всех затрат и расходов организхацтии(издержек), связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Она может иметь следующий вид (см. таблицу №1):

Таблица №1

«Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по организации на _____________ год».

№ п/п Элементы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Сумма (в валюте Российской Федерации)
     
1. Материальные затраты ВСЕГО в том числе, например: - сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты - вспомогательные материалы - топливо и энергия - плата за природные ресурсы ____________
2. Затраты на оплату труда ВСЕГО в том числе, например: - заработная плата за выполненные работы - выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость - материальная помощь, включаемая в издержки ____________
3. Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) ВСЕГО в том числе в: - пенсионный фонд - фонд социального страхования - фонд медицинского страхования   ___________
4. Амортизация основных фондов ВСЕГО в том числе: - собственных основных фондов - арендованных основных фондов - прочих (уплаченных) ___________
5. Прочие затраты ВСЕГО в том числе, например: - отчисления в бюджетные фонды - местные налоги и сборы - оплата информационных и аудиторских услуг - оплата банку, в том числе: - проценты за кредит и услуги - отчисления в ремонтный фонд - прочие расходы ____________
6. Итого расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство)  
7. Списано затрат на непроизводственные счета  
8. Изменение остатков незавершенного производства (+, -)  
9. Производственные издержки продукции, работ, услуг  
10. Коммерческие расходы ВСЕГО в том числе, например: - расходы на рекламу - представительские расходы - прочие расходы ____________
11. Полные издержки произведенной продукции, работ, услуг  
12. Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года по полным издержкам  
13. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года по полным издержкам  
14. Полные издержки реализованной продукции (работ, услуг) за год  
15. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг)  
16. Сумма налога на добавленную стоимость  
17. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС с учетом уровня инфляции (выручка от продажи продукции, работ, услуг)  
18. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных ценах с учетом НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг)  
  Дополнения к расчетам: Разработочные таблицы  
19. Прочие расходы ВСЕГО -прочие расходы -сумма НДС ____________
20. Общие расходы организации без НДС ВСЕГО Сумма НДС Общие расходы организации с НДС ____________
21. Прочие доходы ВСЕГО - прочие доходы - сумма НДС ____________
22. Корректировка валовой прибыли для целей налогообложения -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________ ВСЕГО __ (+, -) _________________________________________   ____________ ____________ ____________ ____________ ____________

 

Финансовый план (Баланс доходов и расходов) организации представляет собой таблицу, в которой в активе отражаются доходы и поступления средств при любой форме расчетов, а в пассиве – все расходы и отчисления. Он может быть выражен в следующей форме (см. таблицу №2):

Таблица №2

«Финансовый план организации на на ___ год»

(БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ)

 

№ п/п Разделы, статьи Сумма (в валюте Российской Федерации)
     
  ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ  
1. Прибыль организации (общая прибыль), облагаемая налогом на прибыль ВСЕГО (справочно-налогооблагаемая прибыль)___________ в том числе: - доходы от обычных видов деятельности - от реализации продукции (работ и услуг) - разница между прочими доходами и расходами ____________
2. Доходы организации (доходы), облагаемые налогом на доходы ВСЕГО (справочно-налогооблагаемый доход)___________ в том числе: - разница между прочими доходами и расходами ____________
3. Амортизационные отчисления ВСЕГО в том числе: - амортизационные отчисления - арендная плата полученная ____________
4. Отчисления в ремонтный фонд (начислено)  
5. Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении организации (предприятия)  
6. Излишек собственных оборотных средств  
7. Мобилизация внутренних ресурсов  
8. Штрафы, пени, неустойки полученные  
9. Поступления: ВСЕГО - централизованных средств____________________ - бюджетных ассигнований_____________________ - от выпуска ценных бумаг_____________________ - прочие______________________________________ ____________
10. Заемные средства ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - иностранные инвестиции ____________
  ИТОГО доходов и поступлений (БАЛАНС)  
  РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ  
1. Расходы и отчисления, относимые на финансовые результаты ВСЕГО в том числе: - налог на имущество предприятий -штрафы, пени, неустойки уплаченные - прочие ____________________________________________   ____________
  Сумма льгот по налогу на прибыль  
  Сумма налога на прибыль (справочно-налогооблагаемая прибыль) __________ ____________
  Сумма налога на доход (по видам доходов) (справочно-налогооблагаемый доход) __________ ____________
2. Использование денежных фондов предприятия ВСЕГО в том числе: 1.Фонд накопления ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ - инвестирование в основные фонды - пополнение недостатка собственных оборотных средств - оплата процентов банка сверх ставки ЦБ - плата за сверхнормативные выбросы в окружающую среду - плата за природные ресурсы сверх лимита - расходы на рекламу сверх нормы - налог на рекламу сверх нормы - лицензионные сборы - другие __________________________________________ 2.Фонд потребления ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)________________________ - дивиденды, выплаченные по акциям предприятия акционерам - надбавки к пенсиям - другие - ______________________________________   ____________   ____________   ____________  
3. Использование резервного фонда ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ ____________
4. Использование ремонтного фонда ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли) _______________________ ____________
5.   Другие направления денежных средств ВСЕГО в том числе: ____________
  ИТОГО расходов и отчислений (БАЛАНС)  

 

Инвестиционный план представляет собой обоснование имеющихся инвестиционных ресурсов и предполагаемых направлений их расходования. Форма инвестиционного плана может быть в следующей форме (см. таблицу№3):

Таблица №3

Инвестиционный план организации на ____год”

 

№ п/п Разделы и статьи Сумма (в валюте Российской Федерации)
     
Доходы и поступления средств
1. Собственные средства ВСЕГО в том числе: - прибыль - амортизационные отчисления - прочие внутренние финансовые ресурсы в том числе: - прибыль в строительстве при хозяйственном способе производства - доходы от попутной добычи строительных материалов на пятне застройки - выручка от реализации основных средств в строительстве (операционные доходы) - мобилизация внутренних ресурсов - прочие собственные средства - __________________________ ____________
2. Привлеченные средства ВСЕГО в том числе: - централизованные средства - бюджетные ассигнования (инвестиционные средства) - эмиссия ценных бумаг - иностранные инвестиции - прочие привлеченные средства - ____________________________ ____________
3. Заемные средства ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - другие - ____________________________ ____________
  ИТОГО доходов и поступления средств (БАЛАНС)  
Потребность в инвестициях (План капитальных вложений)
4. Потребность в инвестициях: ВСЕГО в том числе: - выполняемых подрядным способам - выполняемых собственными силами - приобретения оборудования - прочие капитальные затраты  
  ИТОГО потребность в инвестициях (БАЛАНС)  
5. Коэффициент самофинансирования  

План движения денежных средств на счетах в банке и в кассе (платежный баланс) разрабатывается на предстоящий месяц с разбивкой по декадам. С его помощью обеспечивается оперативное использование денежных средств на текущие операции. В платежном балансе выделяются наличные и безналичные доходы и платежи. Платежный баланс может быть представлен в следующей форме (см.таблицу №4):

Таблица №4

«Платежный баланс организации

на _____ месяц ____года»

 

№ п/п Разделы, статьи Сумма (в валюте Российской Федерации)
1. 2. 3.
  Доходы и поступления денежных средств  
1. Остаток денежных средств на начало месяца  
2. Поступления средств в течение месяца ВСЕГО в том числе: - выручка от реализации продукции (работ, услуг) - выручка от продажи основных средств и иного имущества - авансовые поступления ВСЕГО в том числе: - внереализационные доходы - арендная плата - средства, полученные по ценным бумагам - временная финансовая помощь - поступление дебиторской задолженности - средства от продажи ценных бумаг - валютные поступления - ссуды банков - бюджетные ассигнования - прочие поступления ___________     ___________
3. ВСЕГО доходов и поступлений  
  Расходы и отчисления денежных средств  
4. Платежи в счет неотложных нужд  
5. Налоговые платежи ВСЕГО В том числе: - НДС и акцизы - таможенные платежи - налоги на прибыль (доходы) - налоги на имущество, землю - прочие налоги и сборы ___________
6. Отчисления в бюджетные и государственные внебюджетные фонды ВСЕГО в том числе: - ____________________________________________        
7. Обязательные платежи по расходам за водоснабжение, телефон и другие  
8. Платежи по усмотрению организации ВСЕГО в том числе: - оплата труда - оплата поставок - выплаченные авансы и предоплата - оплата накладных расходов - погашение ссуд банков - оплата векселей - выплата дивидендов - прочие выплаты ___________
9. ВСЕГО расходов и отчислений  
10. Превышение доходов и поступлений над расходами и платежами  
11. Превышение расходов и отчислений над доходами и поступлениями  
12. Планируемый остаток денежных средств на конец месяца  

 

Кассовый план представляет собой план движения наличных денег, проходящих через кассу организации. Своевременность обеспечения наличными денежными средствами характеризует определенное финансовое состояние и может быть представлено в следующей форме (см. таблицу №5):

Таблица №5

«Кассовый план организации

на ____ квартал _____ года»

 

№ п/п Показатели Сумма (в валюте Российской Федерации)
1. 2. 3.
1. Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке ВСЕГО в том числе: - от реализации продукции (работ, услуг) - прочие поступления__________________________   ___________
2. Расходование наличных денег ВСЕГО в том числе: - на оплату труда - на командировочные расходы - на хозяйственно-операционные расходы ___________
3. Расчет выплат заработной платы ВСЕГО в том числе: - фонд оплаты труда - прочие выплаты - удержания ВСЕГО в том числе: - налоги - добровольное страхование, пенсионное обеспечение - прочие Подлежит к выдаче ВСЕГО в том числе: - из выручки - из наличных денег, полученных в банке ____________   ____________    
  Календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат Дата  

 

Финансовые планы и разработочные таблицы являются основой процесса бюджетирования затрат. В процессе финансового планирования формируются проекты оперативных, текущих и перспективных финансовых бюджетов. Для организации системы бюджетирования создаются центры ответственности. Завершающим элементом процесса бюджетирования является консолидированный бюджет организации. Однако все показатели документов, представляющих финансовый план организации, также требуют расчетов с применением вышеназванных методов, способов и приемов финансового планирования.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные виды финансовых планов.

2. Дайте характеристику баланса доходов и расходов.

3. Основные этапы разработки сметы затрат на производство и реализацию продукции.

4. Сформулируйте основные параметры кассовой заявки и плана движения денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow