Менеджмент в специальном образовании. Арнайы білім берудегі менеджмент. Management in special formation

Пререквизиты: «Основы акмеологии», «Специальнаяпсихология», «Специальная педагогика».

Постреквизиты: «Профессиональные ориентиры учителя», «Профильно-ориентированный курс по специальности «Дефектология».

Компетенции: Владеет теоретическими знаниями педагогического менеджмента в сфере образования в соответствии с современными требованиями; умеет проектировать и осуществлять различные виды управленческой деятельности; использует навыки системного подхода к организации внутришкольного управления; умеет оценивать качество управленческой деятельности в системе организаций образования; применяет усвоенные теоретические знания в практике управления образовательным процессом общеобразовательной школы. Иллюстрирование теоретических положений примерами из образовательной практики в МКШ; подготовка презентаций об эффективной и современной системе подготовки руководящих кадров в образовании;

Краткое содержание программы: Научно-методологические основы педагогического менеджмента. Внутришкольное управление в системе специального образования. Закономерности и принципы управления специальной школой на основе менеджмента. Функции управления педагогического менеджмента в системе специального образования. Методы управления в системе специального образования. Информационные технологии в управлении специальной школой. Стили руководства в менеджменте. Этика и культура управленческой деятельности в системе специального образования. Маркетинг. Методическая работа в специальной организации образования. Конкурентноспособность специальной организации образования.

Целью дисциплины « Менеджмент в специальном образовании» является формирование у студентов теоретических и практико-ориентированных знаний о необходимости внешного и внутренного оценивания качества, изучает содержание управления и позволяет освоить основы классического менеджмента, формирует комплекс знаний о принципах, функциях и процессах управлении, вырабатывает конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности и анализа систем управления.

Задачи дисциплины: Задачи изучения данной дисциплины заключаются в: Формировании у студентов целостной системы знаний теорий и практики менеджмента. Формировании основ знаний для решения практических задач по планированию, организации, мотивации и контроля деятельности персонала различных организаций. Изучении передового зарубежного опыта и возможности его применения в Казахстанской практике. Развитии творческих и аналитических способностей, необходимых для правильного решения управленческих проблем. Воспитании дисциплины, получения основ управления рабочим временем, стрессами и конфликтами в организации.

Основная литература:

1. Каланова Ш.М., Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества, Фолиант, 2006.

2. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие// Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В – Москва–Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001. – 192с.

3. Управление качеством. Том 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. Основы обеспечения качества. Под общей ред. Азарова В.Н. – М.: МГИЭМ, 2000.

4. Руководство по качеству ТарГПИ, Изд-во ТарГПИ,Тараз 2011

5. Документированные процедуры ТарГПИ.Тараз.: Изд-во ТарГПИ

6. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. СПб.: Изд_во СПбГЭТУ, 2006. 408 с.

7. СТ РК ИСО 9000-2007. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Изд-во стандартов

8. СТ РК ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – Астана.: Изд-во госстандартов.

Дополнительная литература:

1. Колесников А.А., Козин И.Ф., Кожевников С.А., Соболев В.С., Степанов С.А., Щербаков А.Ю. Всеобщий менеджмент качества/ Под общей редакцией Степанова С.А. - СПб: СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. - 200 с.

2. Горбашко Е.А., Колесников А.А., Леонова Т.И., Степанов С.А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Часть 1. Системы качества, основы менеджмента качества и управление затратами на качество. - СПб.: Издательско- полиграфический центр СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000.-160 с.

3. Колесников А.А., Степанов С.А., Щербаков А.Ю. Менеджмент качества в образовательных учреждениях, Часть 2. Оценка систем менеджмента качества. - СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. – 108 с.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: к.п.н., доцент Мунатаев Б.М., Пак А.И.

 

Психолого-педагогический практикум. Психологиялық-педагогикалық практикум. Psychological and Pedagogical practicum.

Пререквизиты: «Психология и развитие человека», «Педагогика», «Специальная психология», «Специальная педагогика».

Постреквизиты: «Специальная дошкольная педагогика», «Теория и методика воспитательной работы вспециальной школе», «Ранняя диагностика и организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями».

Компетенции: Владеет качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований; диагностики детей с нарушениями интеллекта; способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.

Краткое содержание программы: Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями интеллекта. История возникновения диагностики. Общие теоретические основы психолого-педагогической диагностики. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями интеллекта. Общее понятие о предмете. Основные научные категории. Диагностика детей с ОВ. Методы исследования, методологический комплекс.

Цель дисциплины: формирование особой профессиональной исследовательской позиции, позволяющей продуктивно решать сложные профессиональные ситуации.

Задачи дисциплины: смоделировать и апробировать различные профессиональные позиции участников образовательного процесса, ознакомить с алгоритмами исследовательской деятельности, научить моделировать и решать на модельном уровне профессиональные задачи различных типов.

Основная литература:

1. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя. – М. – Новосибирск, 2002.

2. Психолого-педагогический практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; Под. ред. В.А. Сластенина. – М.:Академия, 2005. – 224с.

3. Громкова Н.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003

4. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006.— 352 с.— («Gaudeamus»).

5. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2007. -116 с. Издание второе, переработанное и дополненное.

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов. – 8-е стер. изд. – ИЦ Академия, 2007. – 567 с.

Дополнительная литература:

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб, 2000.

8. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.

9. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М., –1986.

10. Засобина Г.А. и др. Практикум по педагогике. – М., 1986.

11. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-н/Д, 1997.

12. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. – М., 1995.

13. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. – М., 1995.

14. Омельяненко В.Л. и др. Задания и педагогические ситуации. – М., 1993.

15. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

16. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. – М., 1983.

17. Практикум по педагогике. Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1988.

18. Практикум по педагогике. Под ред. Н.В. Савина. – М., 1986.

19. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов –н/Д, 1996.

20. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Елубаева М.С., Бекембетова.Л.И.

 

Методика составления индивидуальных развивающих программ для детей раннего возраста. Ерте жастағы балаларға арналған жеке дамыту бағдарламасын құрастыру әдістемесі. The Methods of the formation individual developping programs for детей of the early age.

Пререквизиты: «Инклюзивное образование», «Интегрированное обучение детей с ОВ в условиях общеобразовательной школы», «Развитие детей раннего возраста».

Постреквизиты: «Специальная дошкольная педагогика», «Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями».

Компетенции: владеет качественными и количественными методами психологических и педагогических исследований; способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей раннего возраста для прогнозирования и дальнейшего психолого-педагогического сопровождения отклоняющегося развития у детей с ограниченными возможностями.

Краткое описание дисциплины: В результате изучения дисциплины «Методика составления индивидуальных развивающих программ для детей раннего возраста» студент узнает особенности психического и физического развития нормально развивающихся детей и детей с различными нарушениями развития раннего возраста; значение сензитивных периодов в развитии детей для последующего «безболезненного» включения их в общеобразовательный процесс ДОУ. Студенты научатся практически решать вопросы содержания и организации воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста для эффективной подготовки их к школьному обучению. Овладеют навыками психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста и составлять ИПР в соответствии с поставленным диагнозом.

Цель дисциплины «Методика составления индивидуальных развивающих программ для детей раннего возраста» является знакомство студентов с системой, направлениями и основами коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста, ориентированной на подготовку их к обучению в общеобразовательной школе.

Основные задачи дисциплины: «Методика составления индивидуальных развивающих программ для детей раннего возраста» являются: сформировать у студентов представление о сущности психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста и раскрыть ее теоретические и методические основы; познакомить с современными тенденциями в коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста;

Основная литература

1. Галигузова, СЮ. Мещерякова. Педагогика детей раннего возраста.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 301 с.

2. Дефектологический словарь: в 2-х томах / под ред. В. Гудониса, Б.П. Пузанова; Российская академия образования; Московский психолого- социальный институт. - М.: Изд. МПСИ. - 2007Т.1. - 808 с

3. Дефектологиялық сөздік / Намазбаева Ж.; Сулейменова Р. - Алматы: Респ.баспа каб., 1993. - 36 с

4. Жалмухамедова А.К. Оказание ранней коррекционно-развивающей помощи детей с ограниченными возможностями. / Под. ред. Сулейменовой Р.А. – А., 2008. – 60 с.

5. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого–второго года жизни. – М., 2003.

6. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2003.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

8. Сулейменова Р.А. Система ранней коррекционной помощи детям с ОВ в Казахстане; проблемы создания и развития. Алматы, 2001.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Онласынова.Г.К., Медетбекова А.С.

 

Методика исследования речи. Сөйлеу тілін зерттеу әдістемесі. Technique of research of speech. Пререквизиты: навык работы со словарем, умение анализировать литературные источники, «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Основы логопедии».

Постреквизиты: «Методика коррекционной работы при нарушении звукопроизношения», «Организация работы школьного логопункта».

Компетенции: Имеет представление о видах речевой патологии, их причинной обусловленности, путях коррекции и профилактики; знает онтогенез речевого развития, формы речевых нарушений, содержание коррекционной работы с детьми-логопатам и дошкольного и школьного возраста; умеет диагностировать речевые нарушения.

Краткое содержание курса: Научно-теоретические и методологические основы предмета. Психологические особенности детей с речевыми нарушениями. Закономерности довербального и раннего вербального развития детей. Особенности обследования речи детей с различными речевыми расстройствами. Методы и приемы исследования речи детей. Общие и частные требования к организации диагностической деятельности. Дифференциальная диагностикасходных состояний детей с речевыми нарушениями. Приемы диагностических мероприятий и методы их проведения. Речевые карты и интерпретация полученных данных обследования.

Основной целью данного курса является – формирование знаний о принципах, методах исследования речевого развития лиц с первичным недоразвитием речи, овладение основами дифференциальной диагностики нарушений речи для оптимизации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями.

Основными задачами курса являются:овладение научно-теоретическими основами предмета; изучение онтогенеза развития речи в норме и патологии, симптоматики, структуры речевых расстройств; умение отграничивать речевые расстройства первичного характера от детей с олигофренией, с задержкой психического развития, с нарушением слуха, с ранним детским аутизмом и т.д.; усвоение методов и приемов исследования речи при различных речевых расстройствах.

Основная литература

1. Луцкина Р.А. Методические рекомендации к обследованию дефектной речи детей. – Алма-ата, 2001г.

2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М., 2000 г.

3. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М., 2004г.

Дополнительная литература

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2004г.

2. Ефименкова Л.Н. Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 2003 г.

3. Калягин В.А., Овчиникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – С.Петербург, 2004г.

4. Каше Г.А Подготовка к школе детей с недостатками речи.

– М., 2005 г.

5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). – М., 2008г.

6. Преодоление задержки речевого развития. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М, 1999 г.

7. Словарь-справочник. Дефектология. Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2005г.

8. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 2002г.

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2000 г.

10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000г.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Боранбаева.С.Т., Онласынова Г.К.

 

Основы профильного обучения в 12-летней школе. 12 жылдық мектепте бейінді оқыту негіздері. Profile teaching at the 12th school.

Пререквизиты: «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика», «Психология и развитие человека».

Постреквизиты: знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются прохождении педагогической практики в школе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Компетенции: знать: основные направления развития курса в условиях перехода к 12-летней средней общеобразовательной школе. владеть: навыками рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения данному курсу.

Краткое содержание программы: Курс рассматривает научно-педагогические основы профильного обучения в средней школе, проблемы формирования содержания и разработки учебно-методического обеспечения профильного обучения и перспективы развития профильного обучения данного курса в Казахстане в условиях перехода на 12-летнее обучение.

Цель дисциплины: подготовка высококвалифицированных преподавателей профильной общеобразовательной школы, владеющих современными технологиями обучения в профильной школе. Обучающиеся должны быть готовы к оценке технологий профильного обучения, их внедрению в учебный процесс и диагностике эффективности образовательных нововведений.

Задачи дисциплины: изучение законов и закономерностей введения профильного обучения, как одно из проявлений личностно ориентированной гуманистической направленности образования; исследование основных характеристик профильного обучения; освоение инновационных форм организации профильного обучения; совершенствование способности применения приемов и технологий профильного обучения; создание основ для проведения научных исследований в области технологий профильного обучения; развитие у обучающихся мотивации самореализации, самоактуализации, профессиональной автономии и мобильности, а также конкурентоспособности и профессиональной стрессоустойчивости.

Основнаяе литература:

1. Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, разработанная в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Министерство образования и науки Республики Казахстан, Астана 2010 год

2. Криворучко В.А. Профильное обучение информатике: проблемы и перспективы. Монография. – Павлодар, 2008.

3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Среднее общее образование. Основные положения. - Астана, 2012

4. Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. — М.: «5 за знания», 2006. — 256 с. — («Методическая библиотека»)

5. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.

Дополнительная литература:

1. Кобдикова Ж. У. Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе. - Монография. - Алматы: «Print», 2000. 165 с.

2. Концепция предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (проект) // 12-жылдық білім. 2006. № 12

3. Профильное обучение: состояние, поиск, перспективы. Книга для учителя. - М.: Новая школа, 2005. - 184 с.

4. Садыков Т.С., Абылкасымова А.Е.. Методология 12-летнего образования. Учебное пособие. - Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 - 164 с.

5. Содержание образования основного звена 12-летней школы (на русском и казахском языках). / Под ред. д.п.н., проф. А.Е. Абылкасымовой. Астана: Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования. 2005. - 224 с

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Бузаубакова К.Ж., Аубакирова С.А.

 

Балалар әдебиеті, әдебиеттану негіздерімен. Десткая литература с основами литературоведения. Childrens literature.

Пререквизиты: «Специальная педагогика», «Педагогика», «Психология и развитие человека», «Специальная психология».

Постреквизиты: знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются прохождении педагогической практики в школе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Компетенции: знаком с закономерностями и основными этапами культурно- исторического процесса, оказавшими эстетическое воздействие на литературный процесс. знать: основные особенности литературного процесса, понятия о разнообразных формах, жанрах и стилях произведений; персоналии. уметь: анализировать и отбирать наиболее ценные в идейно-эстетическом и нравственном отношении литературные произведения, выделять воспитательный потенциал художественных текстов, актуальных для решения педагогических задач современности

Краткое содержание программы: Курс состоит из 15 часов лекций и опирается на историко-хронологический принцип построения и изучения предмета, что дает возможность проследить процесс формирования детской литературы. В программу вошли произведения устного народного творчества, произведения классической литературы, наиболее значительные произведения 20 века русских, казахских и зарубежных детских поэтов и писателей.

Цель дисциплины: сформировать основные знания по детской литературе как своеобразном отражении и освоении действительности в дидактико-деятельностном плане.

Задачи дисциплины: Усвоение литературоведческих понятий, таких как функции детской литературы, литературный процесс, направление литературного развития, жанровое и тематическое своеобразие. Анализ художественных произведений с точки зрения воспитательной значимости. Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Основная литература:

1. Ф.И. Сетин. История русской детской литературы, М., 1990.

2. Детская литература/ под ред. Е. Зубаревой, М., 1989.

3. Зарубежная детская литература. М., 1981.

4. Ш.К. Сатпаева, Х.А. Адибаев. Казахская литература. Алматы, 1979.

Дополнительная литература

5. Разумневич В.Л.. Всем детям ровесники. М., 1980.

6. Луканова И.. Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1989.

7. Александрова В.. В желуде – целое слово. М., 1981.

8. Чуковский К. От двух до пяти. М., 1986.

9. Хрестоматия по детской литературе казахстанских авторов./ сост. Г.А. Карбушева. – А-Ата: Рауан, 1990.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Калматаева А.М., Керимбеков М.М.

 

Трудовое и профессиональное обучение в специальной школе. Арнайы мектепте еңбектік және кәсіби оқыту. Labor and professional education in special school.

Пререквизиты: «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями», «Инклюзивное образование».

Постреквизиты: знания и умения, полученные при изучении дисциплины, используются прохождении педагогической практики в школе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Компетенции: иметь представление: об общих и частных закономерностях трудового обучения во вспомогательной школе; о научно-теоретических и методологических основ предмета; знать: особенности учебно-трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы; систему и принципы профессионально-трудового обучения; характеристику программных требований по предмету; принципы и методы трудового и профессионального обучения детей с отклонениями в развитии; распределение учебного времени по видам труда и годам обучения; уметь: планировать учебно-производственную работу; определять цели, структуру урока, формы организации занятий и методы их проведения.

Краткое содержание программы: Цели и задачи профессионально-трудового обучения в коррекционных школах. Особенности трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями. Характеристика программных требований к профессиональному и трудовому обучению в коррекционных школах. Формы внеклассной работы по труду. Особенности трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии. Основные понятия трудовой деятельности. Принципы и методы обучения детей с отклонениями в развитии профессинально-трудовому обучению. Система трудового обучения во вспомогательной школе. Основные этапы трудовой подготовки. Виды труда во вспомогательной школе. Учебные программы. Структура урока труда. Оборудование уроков труда. Основные требования к организации и оборудованию кабинета труда. Определение цели урока. Соблюдение правил безопасности и гигиены на уроках труда. Правила внутреннего распорядка и техники безопасности в кабинетах труда. Особенности профориентации во вспомогательной школе.

Цель дисциплины: подготовка учителей-дефектологов, которые наряду с другими предметами преподают трудовое и профессиональное обучение в специальных школах для детей с ограниченными возможностями.

Задачи дисциплины: формирование интеллектуальных умений в труде; коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков с учетом синзетивного периода для их формирования (12-15 лет); осознанную регуляцию трудовых действий технологических операций; обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту; становление личности ученика в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки; адресная подготовка на конкретном рабочем месте; определение базовых предприятий; социализация учащихся; разработка структуры специальных образовательных учебных заведений с профподготовкой учащихся на базе 10 классов.

Основная литература:

1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. — М., 1988г.

2. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).- М.: ИРПО, 2003. 132с.

3. Белявский Б.В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.-С. 48-52

4. Бружес А.П. Метод экспериментальных исследований мышечныхнапряжений при трудовых движениях (Метод миограм)// Изучение трудовых движений при помощи циклографического метода.- М.: ЦИТ,-1923. С.12-18

5. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомо­гательной школы: учеб. пособие / В. А. Шинкаренко. — Минск: Университетское, 1990. — 144 с.

6. Шинкаренко, В. А. Экзамен по трудовому обучению учащихся с интел­лектуальной недостаточностью: пособие для педагогов 1-го отд. вспом. шк. с белорус. и рус. языками обучения / под ред. В. П. Гриханова / В. А. Шинкаренко, И. Е. Петкевич. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. — 56 с.

Дополнительная литература:

1. Бушуров В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования некоторых трудовых навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1959. - 18с.

2. ВасенковГ.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45

3. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостаткамиинтеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67

4. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях// В сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999

6. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов// Воспи4473. Волошинова Е.В. Динамика двигательного навыка// Проблемы инженерной психики. 2008. – Вып

7. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интернаташколы) VIII вида для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23

8. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственноотсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. - С. 69-75

9. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75

10. Методические указания по проведению исследованияпо дидактике производственного обучения. M.: Педагогика, 1972. 146с.

11. Жиделев М.А. Современные требования к методам производственного обучения. М.: Просвещение, 1977. - 350с.

12. Жозе Ван Белле, Вили Класс Профессиональное обучение в специальном образовании. С.-Петербург.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Боранбаева.С.Т., Архабаева Б.Д.

Методика обучения физической культуре детей с особыми нуждами. Ерекше қажеттілігі бар балаларды дене шынықтыру пәніне оқыту әдістемесі. The Methods of teaching to physical culture children with person necessity.

Пререквизиты: « Специальная психология», «Специальная педагогика».

Постреквизиты: « Специальная дошкольная педагогика», «Семейное воспитание детей с ОВ».

Компетенции: способен использовать средства учета общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, знать особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях, должны знать методику физического воспитания и оздоровление детей с особыми нуждами. Уметь проводить занятию по физическому воспитанию и оздоровлению детей с особыми нуждами. Быть компетентным в области проведения занятии по физическому воспитанию и оздоровлению детей с особыми нуждами.

Краткое содержание программы: Подготовка будущих специалистов коррекционно-компенсаторной направленности физического воспитания детей с особыми нуждами. Цели, задачи, средства, методы и содержание физического воспитания детей особыми нуждами дошкольного и школьного возраста. Приемы наглядного, словесного и практического методов формирования двигательных умений и навыков у детей с особыми нуждами.Закономерности и особенности формирования двигательных умений и навыков у детей с особыми нуждами. Понятие двигательной активности. Характер и причины нарушения двигательной активности у детей с особыми нуждами. Коррекционно-педагогические пути совершенствования двигательной активности у детей с особыми нуждами. Психолого-педагогические основы овладения детьми с особыми нуждами произвольными движениями. Этап обучения основным движениям детей с особыми нуждами. Развивающая и коррекционно-компенсаторная роль подвижных игр в воспитании детей с особыми нуждами. Специфика разучивания и методика проведения подвижных игр с детьми сособыми нуждами.

Цель дисциплины: теоретически обосновать и разработать психолого-педагогические и методические основы по преодолению социальной недостаточности, максимально возможному введению детей в социум, формировать способности жить самостоятельно.

Задачи дисциплины: укрепление физического и психического здоровья детей; укрепление эмоционального благополучия; подготовка к реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций физической воспитания детей с особыми нуждами; подготовка будущих специалистов осознанному подходу к использованию методического наследия, традиционного и инновационного опыта работы; организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий.

Основная литература:

1. Өмiрбекова Қ. Логопедия: Оқу құралы. - Алматы: Респ.баспа каб., 1996. - 247 с.

2. Нурмухамбетова Т.Р. Психологиялық дамуында ауытқуы бар балалардың психологиялық дамуын диагностикалау.Оқу-әдістемелік құрал. ОҚМУ, Шымкент, 2008. 55 бет.

3.Сулейменова Р.А. Система ранней коррекционной помощи детям сограниченными возможностями в Казахстане: проблемы создания и развития. - Алматы, 2001г.

4. Гимнастика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2010г.

5. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК. – Астана, 2000.

Дополнительная литература:

6. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – Спб: Питер, 2005. – 366с.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2004. – 384с.

8. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: «5 за знания».- М., 2006. – 176с.

9. Организация и содержание воспитательного процесса в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 256с.

10. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – Спб.: Каро, 2003. – 208с.

11. Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М., 2004.

12. Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика Учебник для вузов. – СПб., 2001.

13. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом. — М., 1999.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Амиркенова Э.Ж., Досмаханова Л.Д.

Методика игры с коррекционно -развивающими технологиями. Түзету –дамыту технологиясымен ойын әдістемесі. The Methods of the play with correction -developping technology.

Пререквизиты: «Основы логопедии», «Специальная педагогика», «Специальная психология».

Постреквизиты: «Специальная дошкольная педагогика», «Семейное воспитание детей с ОВ».

Компетенции: должен знать: психолого-педагогические основы развития игры у ребенка, ее структурные компоненты; специфику коррекционного воздействия игровыми методами на детей с различными нарушениями; должен уметь: консультировать родителей о создании в семье игровой среды для полноценного развития ребенка с ОВЗ; должен владеть: навыками разработки рекомендаций по организации развивающих занятий с использованием игровых средств.

Краткое содержание программы: Характеристика игровой деятельности. Игра - ведущий вид деятельности ребенка; удовлетворение основных потребностей ребенка в игре; выделение из игры других видов. Структурные компоненты игры. Своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Значение игрушек, предметов-заместителей в развитии игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Творческие игры, их характеристика. Творческие игры, их особенности. Характеристика сюжетно-ролевой игры; сюжеты и содержание игр; роль и игре. Предпосылки сюжетно-ролевой игры. Совместные игры взрослого и ребенка, изменение роли воспитателя на разных этапах развития игр. Характеристика игр со строительным материалом. Руководство играми с природным материалом. Использование авторских развивающих игр и игрушек в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Цель дисциплины: Освоение теоретико – методологических орентированных навыков использования развивающих игр и игрушек в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), использования знаний в области теории детской игры в разработке психокоррекционных занятий с детьми с нарушениями развития.

Задачи дисциплины: создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи; воспитывать бережное отношение к культурному и литературному наследию народов Казахстана и формирование общей культуры речи обучающихся в рамках реализации программы; создавать условия развития и воспитания творческой индивидуальности обучающихся, их самореализации и самоактуализации; формировать психофизические навыки, как основы культуры здоровья

Основная литература:

1. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. М.: Теревинф, 2012. - 241 с.

2. Телина, И. А. Социальный педагог в школе [Электронный ресурс]: учеб.пособие для студентов вузов / И. А. Телина. -2013. - М.- 265 с.

3. Дж. Циантис. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками/ Дж. Циантис; пер. с англ. В.И. Белопольский, науч. ред. О.Л. Савостьянова - М: Когито-Центр, 2006. - 196с.

Дополнительная литература:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., «Как преодолеть трудности в обучении детей»,Москва, 2000г., «Ось-89».

2. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в образовательном учреждении», Санкт-Петербург, 2001г., «Детство-пресс».

3. Галкина И.А. «Электронные физминутки для глаз».

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., «Организация логопедическойработы в школе», Москва, 2005г., Творческий центр «Сфера».

5. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е., «Настольная книга логопеда», Москва, 2005г., Профкнига, «Астрель».

6. Ковалько В.И., «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва, 2004г., «Вако».

7. Кольцова М.М., «Ребёнок учится говорить», «Пальчиковый игротренинг».

8. Корнев А.Н., «Нарушения чтения и письма у детей», 2003г., С-Петербург, изд-во «Речь».

9. Нищева Н.В., «Система коррекционной работыс детьми с общим недоразвитием речи», 2003г., Санкт-Петербург, «Детство-пресс».

10. Поваляева М.А., «Справочник логопеда», 2006г., Ростов-на-Дону, «Феникс».

11. «Понятийно-терминологический словарь логопеда», Москва, 1997г., под редакциейВ.И. Селиверстова, «Владос».

12. Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., «Логопедия: методические традиции иноваторство»,2003г., Москва, изд-во «Московский психолого-социальныйинститут».

13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П., «Инструктивно-методическое письмо оработе учителя-логопеда при общеобразовательной школе», Москва, 2000г., «Когито-центр».

14. Ястребова А.В., «Преодоление общего недоразвития речи», 2000г., Москва, изд-во «Аркти»

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Аликулова С.А., Бекембетова Л.И.

Методика измерения качества усвоения детьми дошкольных образовательных программ. Мектепке дейінгі жалпы білім беретін бағдарламаны игерудің сапасын анықтау әдістемесі. The Methods of the measurement quality assimilations children preschool educational programs.

Пререквизиты: «Педагогика», «Специальная педагогика».

Постреквизиты: «С пециальная дошкольная педагогика».

Компетенции: Способен применять знание теоретических основ и технологий коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками с различными нарушениями, владеет методами мониторинга уровня развития у них психических и речевых процессов, формирования социально-значимых умений и навыков, стимуляции их познавательной деятельности и применения полученных ими навыков в повседневной жизни; владеет умением организовывать педагогическое сотрудничество с другими специалистами и семьей дошкольника с ОВР.

Краткое содержание программы: качество дошкольного образования следует рассматривать как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процессов воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. При этом качество дошкольного образования понимается как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образования и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дошкольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образовательных услуг. То есть, осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потребителей услуг ДОУ.

Цель дисциплины: образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Задачи дисциплины: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Создание благоприятных условий развития детей в соответствии и сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий.

Основная литература:

1. Социально­-педагогические основы измерения и оценки качества профессиональной деятельности учителей предметников [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кудайкулов С. М. ­ Алматы: [б. и.], 2005. ­ 25 с.

2. Основы стандартизации, сертификации, метрологии [Текст]: учебник для вузов / Крылова Г. Д. ­ 3­е изд., перераб. и доп. ­ М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2006. ­ 671 с. ­

3. Методика оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ [Текст]. ­ [Астана]: Арман­ПВ, 2004. ­ 232 с. ­ ISBN 9

Дополнительная литература:

1. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под науч. ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2011.

Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. — М., 1998.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Аликулова С.А., Калматаева А.М.

Теория и технология обучения географии во вспомогательной школе. Көмекші мектепте географияны оқыту теория мен технологиясы. Theory and technology of the education to geographies in auxiliary school.

Пререквизиты: Специальная педагогика, Специальная психология, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Постреквизиты:

Компетенции: Способен применять знание теоретических основ по методике преподавания географии, применять технологии коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями, владеет методами развития у них психических и речевых процессов, формирования социально-значимых умений и навыков, стимуляции их познавательной деятельности и применения полученных ими навыков в повседневной жизни;

Краткое содержание программы: Задачи и методы преподавания географии. Воспитательные и образовательные цели преподавания географии в специальной школе. Виды обучения. Работа с глобусом в специальной школе. Знакомства с физической картой Казахстана. Роль конкретных представлений в географическом образовании. Географические понятия и их роль в географическом образовании. Географические суждения и их роль в географическом образовании. О методике образования у учащихся географических представлений. О методике образования у учащихся географических понятий. О методике образования географических навыков. Методика закрепления в памяти учащихся географических названий. Виды географических наблюдений. Географические школьные экскурсии.

Цель дисциплины: образовательная деятельность по повышению эффективности решения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач на уроках географии.

Задачи дисциплины: изучить и проанализировать состояние современного опыта использования в процессе обучения географии в специальных (коррекционных) образовательных школах; выявить особенности и определить уровни сформированности географических знаний и умений у умственно отсталых учащихся; разработать и апробировать технологию создания и использования учебных презентаций, определить эффективность их применения в процессе обучения географии учащихся с нарушениями интеллектуального развития; теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия на уроках географии в специальных (коррекционных) школах.

Основная литература:

1. Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей. - М.: Просвещение, 2004.

2. Барышева 1О.Г. и др. Географический комплекс средней школы. - М.: Просвещение, 1998.

3. Методика обучения географии в средней школе./ Под ред. А.Е.Бибик, Т.П.Герасимовой и др. - М.: Просвещение, 2005.

4. Методика обучения географии в средней школе./ Под ред. Л.М.Панчешникова.-М: Просвещение, 2003.

5. Ю.Морозова Н.Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 2000.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. АИ Дьячков- М., 2005.

7. Панчешникова Л.М. Урок географии: подходы к анализу и оценке.- «География в школе», 2000, № 5.

8. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. - М.:Просвещение, 2001.

9. Семакин Н.К. Географический кабинет и учебная площадка в школе. М., Педагогика, 1971.

10. Герпихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии. - М., 2000.

11. Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии. - М.,2003.

13. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М., Педагогика, 2002.

15. Статьи из журнала «География в школе» и «Дефектология» с 2000 - 2008 гг.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Жунисова Ж.К., Хаби А.А.

Теория и технология обучения естествознанию во вспомогательной школе. Көмекші мектепте жарытылыстануға оқыту теория мен технологиясы. Theory and technology of the education to knowledge in auxiliary school.

Пререквизиты: « Специальная педагогика», «Специальная психология», «Инклюзивное образование».

Постреквизиты: Методики обучения в специальной (коррекционной) школе.

Компетенции: Способен на обучение, ориентированное на результат и мобильность которые помогут обучающимся развивать компетенции необходимые им для адаптирования к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами.

Краткое содержание программы: Цели и задачи дисциплины. Принципы специальной методикик обучения детей с ограниченными возможностями естествознанию. Содержание работы. Особенности проведения занятий по естествознанию в классе с детьми с ограниченными возможностями.

Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических и практических умений и навыков использования теоретических знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы, взаимосвязях между ними, вооружение студентов знаниями, умениями и навыками методики обучения естествознанию детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи дисциплины: углубление и закрепление теоретических знаний студентов об особенностях организации и проведения учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе; овладение студентами умениями и навыками планирования, организации и проведения учебно- воспитательного процесса по естествознанию в специальной (коррекционной) школе; овладение студентами навыками использования различных методов и приемов обучения естествознанию детей с интеллектуальной недостаточностью; совершенствование навыков студентов в проведении на уроках и во внеклассных мероприятиях по естествознанию с умственно- отсталыми детьми коррекционно- развивающей и учебно- воспитательной работы с учетом индивидуальных и типологических особенностей школьников старших классов;

Основная литература:

1. Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания во вспомогательной школе. - М.: МГОПУ, 1993. - Книга 1т "Неживая природа" и "Растения". Книга 2 - "Животные" и "Человек".

2. Лифанова Т.М. Использование занимательного материала в повышении интереса учащихся к изучению естествознания во вспомогательной школе // Всесоюзная научная конференция "Человек, природа, общество".-М.:Прометей МГПИ, 1990, с. 43-45.

3. Лифанова Т.М. Использование элементов программированного контроля за знаниями учащихся в процессе изучения географии во вспомогательной школе // Повышение эффективности профессиональной подготовки учителя-дефектолога в условиях заочной формы обучения. - М.:МГЗПИ, 1990, с. 6 3 - 8 1.

Дополнительная литература:

1. Лифанова Т.М. Использование элементов программированного обучения и контроля на уроках географии во вспомогательной школе // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. - М., 1984.

2. Лифанова Т.М. Развитие речи умственно отсталых школьников на уроках естествознания // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М., 1987, с.57-65.

3. Программы по естествознанию для специальной (коррекционной) школы 8 вида. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. Программы по естествознанию для специальной (коррекционной) школы 8 вида. М.: Просвещение, 2003.

5. Обучение детей с нарушениями интеллекта (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.

6. Синев В.Н., Капустин А.И. О коррекционной роли образной наглядности в старших классах вспомогательной школы //Дефектология.- 1978.- N2

7. Синев В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе.- Киев: Радянська школа, 1977.

8. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания. // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1983.

9. Шевырева Т.В. Особенности обобщения у учащихся вспомогательных школ при изучении курса "Растения" // Всесоюзная научная конференция "Человек, природа, общество". - М.:Прометей МШИ, 1990, с.36-37.

10. Яблокова Г.Ф. Пути совершенствования обучения детей-олигофренов на уроках естествознания // Дефектология. - 1980. - N2.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Боранбаева С.Т., Амиркенова Э.Ж.

 

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями письменной речи. Жазба тілі бұзылған балалармен түзету жұмысын ұйымдастыру. Organization of correctional job with children with infringements of written speech.

Пререквизиты: «Специальная педагогика», «Основы невропатологии», «Основы логопедии».

Постреквизиты: Методики обучения в специальной (коррекционной) школе.

Компетенции: способен использовать средства учета общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, знает особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

Краткое содержание курса: Расширение представлений о психологических закономерностях развития письменной речи, о нарушениях письменной речи, о механизмах нарушений. Вооружение студентов практическими профессиональными умениями и навыками научно-исследовательской работы. Научить осуществлять наблюдение за ребенком с нарушением письменной речи, определять динамику его общего и речевого развития. Научить: изучать состояние речи и индивидуальные, особенности детей с речевой патологией; дианостировать речевые нарушения; разрабатывать наглядные и дидаактические материалы для логопедического обследования и логопедических занятий, апробировать их; наблюдать, анализировать, обощать психолого-педагогический опыт логопеда, работающих в различных типах учреждений для детей с речевой патологией; вести логопедическую документацию.

Цель дисциплины: Формирование у студентов теоретических и практических знаний о методике коррекционной работы при нарушением письменной речи, методике выявления детей с нарушением письменной речи.

Задачами курса являются: уточнение и расширение представлений о психологических закономерностях развития письменной речи; иметь представления о нарушениях письменной речи, о механизмах нарушений;

-вооружение студентов практическими профессиональными умениями и навыками научно-исследовательской работы; научить будущих специалистов дефектологов работать со специалной логопедический литературой;

-научить осуществлять наблюдение за ребенком с нарушением письменной речи, определять динамику его общего и речевого развития; научить изучать состояние речи и индивидуальные, особенности детей с речевой патологией; научить дианостировать речевые нарушение; научить разрабатывать наглядные и дидаактические материалы для логопедического обследования и логопедических занятий, апробировать их; научить наблюдать, анализировать, обощать психолого-педагогический опыт логопеда, работающих в различных типах учреждений для детей с речевой потологией; научить вести логопедическую документацию.

Основная литература.

1.Выготский Л.С. История развития высших психический функций. – М,. 2001 г.

2.Истрин В.А. Развитие письма. – М.,2000 г.

3. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 2005 г.

4. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2006 г.

Дополнительная литература

1. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – М., 2000 г.

2. В.А.Истрин Развитие письма. – М., 2009г.

3. Л.С.Цветкова Афазия и восстановительное обучение. – М., 2002г.

4. Т.Г.Егоров Очерки обучения детей чтению. – М., 2004г.

5. М.Н.Русецкая Нарушение чтение у младших школьников. – М., 2007г.

6. Р.Е.Левина Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2001г.

7. Р.И.Лалаева Нарушение процесса овладения чтением у детей. – М., 2009г.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Аликулова С.А., Онласынова Г.К.

 

Методика психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями. Мүмкіндігі шектеулі балалардың ағзалық және психомоторикалық даму әдістемесі. Technique psycho of motor and physical development of children with the limited opportunities.

Пререквизиты: Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ, Развитие детей со сложными дефектами, все виды практик, практическая деятельность.

Постреквизиты: Методики обучения в специальной (коррекционной) школе.

Компетенции: способен использовать средства учета общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, знать особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях, должны знать методику психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями и оздоровление их. Уметь проводить занятию по оздоровлению детей с особыми нуждами.

Краткое содержание программы: Подготовка будущих специалистов коррекционно- компенсаторной направленности физического воспитания детей с особыми нуждами. Цели, задачи, средства, методы и содержание физического воспитания детей особыми нуждами дошкольного и школьного возраста. Приемы наглядного, словесного и практического методов формирования двигательных умений и навыков у детей с особыми нуждами.Закономерности и особенности формирования двигательных умений и навыков у детей с особыми нуждами. Понятие двигательной активности. Характер и причины нарушения двигательной активности у детей с особыми нуждами. Коррекционно-педагогические пути совершенствования двигательной активности у детей с особыми нуждами.Психолого-педагогические основы овладения детьми с особыми нуждами произвольными движениями. Этап обучения основным движениям детей с особыми нуждами. Развивающая и коррекционно-компенсаторная роль подвижных игр в воспитании детей с особыми нуждами. Специфика разучивания и методика проведения подвижных игр с детьми сособыми нуждами.

Цель дисциплины: помочь студентам в области выявлении особенностей физического и моторного развития, функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей с ОВ, для обоснования организации и методов их физического воспитания.

Задачи дисциплины: получение сравнительную характеристику показателей физического и моторного развития, физической подготовленности, функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей с особыми нуждами; подготовка студентов к реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций детей с особыми нуждами; разработать комплекс мероприятий физической реабилитации детей с особыми нуждами; организация реабилитации детей с особыми нуждами при наличии соответствующих условий.

Основная литература:

1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А. Литвак М.С.. Общая психопатология. –Ростов- на –Дону, 2000

2. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.-М.: Медицина,2001.-272с.-С.7-259.

3. Комплексная программа воспитания в организациях образования РК. – Астана, 2000.

Дополнительная литература:

1. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – Спб: Питер, 2005. – 366с.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2004. – 384с.

Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М.: «5 за знания».- М., 2006. – 176с.

Организация и содержание воспитательного процесса в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 256с.

Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – Спб.: Каро, 2003. – 208с.

Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс. – М., 2004.

Бордовская Н.В., Реан А.А.Педагогика Учебник для вузов. – СПб., 2001.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом. — М., 1999.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Мордвинцева И.Ю., Досмаханова Л.Д.

 

Методика коррекционной работы при нарушении звукопроизношения. Дыбыс айту қабілетінде бұзылысын түзету жұмыстың әдістемесі. The Methods correcting the work at breach sounds pronunciations.

Пререквизиты: навык работы со словарем, умение анализировать литературные источники, «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Основы логопедии».

Постреквизиты: Методики обучения в специальной (коррекционной) школе.

Компетенции: владеет умением организовывать и обеспечивать оптимальные социально-средовые и образовательные (профессиональные) условия жизнедеятельности лицам с ограниченными возможностями; имеет представление о видах речевой патологии, их причинной обусловленности, путях коррекции и профилактики; знает онтогенез речевого развития, формы речевых нарушений, содержание коррекционной работы с детьми-логопатам и дошкольного и школьного возраста; умеет диагностировать речевые нарушения.

Краткое содержание курса: Научно-теоретические и методологические основы предмета. Принципы логопедического воздействия при исправлении звукопроизношения. Закономерности речевого развития детей. Классификация звуков русского языка. Этапы коррекционнойработы при исправлении звукопроизношения у детей. Методы и приемы постановки звуков. Общие и частные требования к организации диагностической деятельности. Приемы диагностических мероприятий и методы их проведения. Речевые карты и интерпретация полученных данных обследования. Дидактический материал для коррекции произношения.

Основной целью данного курса является – формирование знаний о принципах коррекционного воздействия при нарушениях звукопроизношения, методах исследования произношения лиц с первичным недоразвитием речи, овладение методами и приемами исправления звукопроизношения, для оптимизации коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями.

Основными задачами курса являются:овладение научно-теоретическими основами предмета; изучение онтогенеза развития речи в норме и патологии; умение дифференцировать формы нарушений произношения; усвоение методов и приемов исследования звукопроизношения при различных речевых расстройствах.

Основная литература

1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 2000 г.

2. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М., 2004г.

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 2001г.

Дополнительная литература

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2008г.

2. Ефименкова Л.Н. Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 2005 г.

3. Калягин В.А., Овчиникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – С.Петербург, 2004г.

4. Каше Г.А Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 2000 г.

5. Луцкина Р.А. Методические рекомендации к обследованию дефектной речи детей. – Алма-ата, 2001г.

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (Ранний дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). – М., 2002г.

7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М., 2000 г.

8. Преодоление задержки речевого развития. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М, 2001 г.

9. Словарь-справочник. Дефектология. Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2005г.

10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000г.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Онласынова Г.К., Досмаханова Л.Д.

 

Основы коррекционной работы с детьми с ринолалией. Ринолаликтермен жүргізілетін түзету жұмысының негізі. Bases of correctional job with rinolalia.

Пререквизиты: навык работы со словарем, умение анализировать литературные источники, «Специальная психология», «Педагогика», «Специальная педагогика», «Основы логопедии».

Постреквизиты: Методики обучения в специальной (коррекционной) школе.

Компетенции: владеет умением организовывать и обеспечивать оптимальные социально-средовые и образовательные (профессиональные) условия жизнедеятельности лицам ринолалией; способен учитыват


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: