Специальная дошкольная педагогика. Мектепке дейінгі арнайы педагогика. Special preschool pedagogics

Пререквизиты: специальная психология; педагогика, психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум; логопедическая работа в коррекционных классах; основы коррекционной работы с детьми с ринолалией; организация коррекционной работы с детьми с ОНР, ФФН, НВНР; инклюзивное образование.

Постреквизиты: профильно-ориентированный курс по специальности «Дефектология»; воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования; теория и технология обучения истории Казахстана во вспомогательной школе; методика коррекционной работы при нарушении звукопроизношения.

Компетенции: владеетнаучно-теоретическими и методологическими основами предмета; способен анализировать особенности основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей с различными отклонениями в развитии дошкольного возраста; владеет знаниями об организации процесса воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии дошкольного возраста; способен применять теоретические знания на практике при разработке учебно-методических комплексов (индивидуальные развивающие программы, перспективные планы, конспекты занятий и др.) с использованием различных методов.

Краткое содержание курса. Рассматриваются общие вопросы теории специальной дошкольной педагогики, методологические основы специальной дошкольной педагогики. Анализируются методы исследования в специальной дошкольной педагогике, требования, предъявляемые к педагогу системы специального образования, особенности образования лиц с особыми образовательными потребностями, педагогические системы специального образования, а также перспективы развития специальной педагогики и специального образования.

Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических и практических знаний о закономерностях развития детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии, их особенностях в сравнении с развитием нормально развивающихся детей, об основных направлениях коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях.

Задачи дисциплины: раскрытие значения дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с различными отклонениями в развитии; формирование у студентов знаний о закономерностях психического развития детей с различными отклонениями в развитии, об основных видах нарушений развития у детей дошкольного возраста и их преодолении; знакомство студентов с содержанием и методами воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, с организацией их жизни в специальных дошкольных организациях.

Основная литература:

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 2009.

2. Дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.П.Носовой. – М., Просвещение, 2009.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2008.

4. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб.научных трудов/Под ред. Н.Г.Морозовой. – М.,Просвещение, 2004.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание /Программа дошкол.образ.учр-ий компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., Просвещение, 2009

Дополнительная литература:

1. Закон «О социальной и медико-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11.07.2005 (№343-РК)

2. Постановление правительства Республики Казахстан «О вопросах обязательной предшкольной подготовки» от 22.11.2006 (№1762)

3. Правила о порядке организации деятельности дошкольных организаций Республики Казахстан от 9.08.2007 (№1216)

4. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан (Дошкольное воспитание и обучение) ГОСО РК 1.09.2008

5. Государственный общеобразовательный стандарт специального образования Республики Казахстан (дошкольное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями). – Астана, 2006

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Калматаева А.М., Керимкулов М.

 

Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития. Психикалық дамуы тежелген балаларды тәрбиелеу мен оқыту. Education and teaching of children time-lagged psychical development.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; олигофренопедагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование; методика обучения языку детей с ограниченными возможностями.

Постреквизиты: психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум; логопедическая работа в коррекционных классах; основы коррекционной работы с детьми с ринолалией; организация коррекционной работы с детьми с ОНР, ФФН, НВНР.

Компетенции: способен моделировать учебно-воспитательный процесс и реализовывать в практике обучения лиц с задержкой психического развития, использовать средства учета общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития у лиц с задержкой психического развития, знает особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; владеет способами организации различных видов деятельности детей с ЗПР.

Краткое содержание курса. Рассматриваются предмет, задачи, принципы и методы образования лиц с задержкой психического развития. Сущность коррекционно-воспитательной работы, понятия педагогическая коррекция, содержание образования лиц с задержкой психического развития школе, содержание, принципы, методы воспитания в специальном учреждении. Анализируются вопросы воспитания детей с задержкой психического развития в семье, содержание образовательно-воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях детей с задержкой психического развития.

Цель дисциплины: студенты специальности должны знать особенности моделирования учебно-воспитательного процесса обучения лиц с задержкой психического развития.

Задачи дисциплины: научить студентовмоделированию учебно-воспитательного процесса обучения лиц с задержкой психического развития; научить анализировать специфические и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития лиц с ЗПР; уметь организовывать различные виды деятельности детей с ЗПР.

Основная литература:

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе /Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей /С.Д.Забрамная. – М., Педагогика, 2012.

3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений /А.Г.Зикеев. – М., Издательский центр «Академия», 2012.

4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников /Р.И.Лалаева. – Л., 2010.

5. Мирский С.Л. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе //Дефектология. – 2012. -№ 2.

6. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. /Под ред. В.Г.Петровой.- М., Правда, 2013.

7. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. /В.Г.Петрова. – М., Педагогика, 2011.

8. Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. /Под ред. Г.М.Дульнева. — Л., 2010.

Дополнительная литература:

9. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников /Е.С.Рабунский. – М., Правда, 2012.

10. Сорокина Н.К. Особенность навыков чтения у детей-олигофренов. //Вопросы олигофренопедагогики. – 2013. - №3.

11. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. /Н.А.Цыпина. – М., Педагогика, 2010.

12. Эльконин Д.Б. Как учить детей. //Знание: педагогика и психология.–2010.- №1.

13. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. /Д.Б.Эльконин. – М., Правда, 2011.

14. Эк З.Б. О педагогическом изучении учащихся младших классов вспомогательной школы. //Дефектология. – 2010. - № 1.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Аликулова С.А., Медетбекова А.С.

 

Воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Интеллект дамуында ауыр бұзылыстары бар балаларды тәрбиелеу мен оқыту. Education and teaching of children with heavy intellectual violations.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; олигофренопедагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование.

Постреквизиты: психолого-педагогическая диагностика детей с ОВ; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум; логопедическая работа в коррекционных классах.

Компетенции: способен реализовывать преемственность воспитания, обучения и социализации детей раннего, дошкольного, школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; способен применять технологии коррекционно-педагогической деятельности со школьниками с нарушениями интеллекта; владеет умением организовывать педагогическое сотрудничество с другими специалистами и семьей школьника с интеллектуальной недостаточностью.

Краткое содержание курса: Специфика деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с глубокими нарушениями интеллекта. Цензовое и нецензовое образование. Охранительный режим в специальных школах. Обучение детей с нарушением интеллекта в домашних условиях. Система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

Цель дисциплины: студенты специальности должны знать особенности воспитания, обучения и социализации детей раннего, дошкольного, школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи дисциплины: научить студентов организации процессов воспитания, обучения и социализации детей раннего, дошкольного, школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; научить применять технологии коррекционно-педагогической деятельности со школьниками с нарушениями интеллекта; уметь организовывать педагогическое сотрудничество с другими специалистами и семьей школьника с интеллектуальной недостаточностью.

Основная литература:

1. Дети с отклонениями в развитии /Под ред. Певзнер М.С. - М., 2014

2. Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. – Саратов, 2011

3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 2011

4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу. - М., 2012

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2012.

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2010.

7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 2011

8. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. – М., 2010

9. Занков Л.В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталых школьников на первых этапах обучения. - М., 2009

10. Кузнецова В.Г. Основы специальной психологии. - М.: Академия, 2012

11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 2014

12. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология, №6, 2008

13. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 2013

Дополнительная литература:

14. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. //Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2011

15. Өмірбекова Қ.Қ., Бектаева К.Б. Балалардың сөйлеу тілінің фонетико-фонематикалық жағын дамыту Алматы кітап, 2012.

16. Павлова А.Л. Проблемы диагностики речевого развития

17. Певзнер М.С. Дети – олигофрены. - М., 2007

18. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. – Красноярск, 2009

19. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей – олигофренов. - М.: Педагогика, 2011

20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – СПб., Союз, 2009.

21. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

22. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. –М., 2011.

23. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. – М., 2013.

24. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Педагогика, 2013

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Аликулова С.А., Медетбекова А.С.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста. Ерте жастағы балалармен жүргізілетін логопедиялық жұмыс. Speech therapy work with the children of early age.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; олигофренопедагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум; методика обучения языку детей с ограниченными возможностями.

Постреквизиты: профильно-ориентированный курс по специальности «Дефектология»; воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования; теория и технология обучения истории Казахстана во вспомогательной школе; методика коррекционной работы с дизартриками; методика коррекционной работы при заикании.

Компетенции: владеет навыками и умениями работысо специальной логопедической литературой; способен осуществлять наблюдение за ребенком с нарушением речи, определять динамику его общего и речевого развития; способен диагностировать речевые нарушения детей раннего возраста; использует наглядные и дидактические материалы для логопедического обследования и логопедических занятий, умеет вести логопедическую документацию.

Краткое содержание курса: Изучение курса способствует формированию знаний об особенностях работы с детьми раннего возраста, студенты обучатся умению наблюдать за ребенком с нарушением речи, определять динамику его общего и речевого развития. Курс способствует глубокому изучению состояния речи и индивидуальных особенности детей раннего возраста с речевой патологией. Рассматриваются диагностические методики по исследованию речевых нарушений детей раннего возраста. Анализируются особенности работы с наглядным и дидактическим материалом, предназначенным для логопедического обследования и логопедических занятий. Представляются материалы психолого-педагогического опыта ведущих логопедов, работающих в различных типах учреждений для детей с речевой патологией.

Цель дисциплины: заключаются в вооружении студентов теоретическими знаниями об истории возникновения и становления науки о нарушениях речи; о путях и закономерностях формирования речи детей раннего возраста, причинах и механизмах отклоняющегося речевого развития; формирование профессиональных умений и навыков выявления недостатков речи у детей раннего возраста, вооружение методами коррекционно-воспитательного логопедического воздействия

Задачи дисциплины: научить будущих специалистов дефектологов работать со специальной логопедической литературой; научить осуществлять наблюдение за ребенком с нарушением речи, определять динамику его общего и речевого развития; научить изучать состояние речи и индивидуальные, особенности детей с речевой патологией; научить диагностировать речевые нарушения детей раннего возраста; научить разрабатывать наглядные и дидактические материалы для логопедического обследования и логопедических занятий, апробировать их; научить наблюдать, анализировать, обобщать психолого-педагогический опыт логопеда, работающих в различных типах учреждений для детей с речевой патологией; научить вести логопедическую документацию.

Основная литература:

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT: Астрель, 2006. – 222 с.

2. Галигузова, СЮ. Мещерякова. Педагогика детей раннего возраста.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 301 с.

3. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 176 с.

4. Жалмухамедова А.К. Оказание ранней коррекционно-развивающей помощи детей с ограниченными возможностями. / Под. ред. Сулейменовой Р.А. – А., 2008. – 60 с.

5. Козлова Е.В. Стимуляция и коррекция психомоторного развития детей первого–второго года жизни. – М., 2009.

6. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2009.

7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 304 с.

8. Сулейменова Р.А. Система ранней коррекционной помощи детям с ОВ в Казахстане; проблемы создания и развития. Алматы, 2008.

Дополнительная литература:

1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 2005.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. – М.:Эксмо, 2011. – 288 с.

4. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. — М., 2005.

5. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии. Книга для педагогов. /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М., 2005.

6. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. – СПб., 2005. – 112 с.

7. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. – Л., 2007.

8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 2009.

9. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 2004. - №1.

10. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии». Москва, Владос, 2004.

11. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2009. – 240 с.

12. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 445с.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Боранбаева С.Т., Аликулова С.А.

 

Воспитание и обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Сөйлеу тілінде ауыр бұзылыстары бар балаларды тәрбиелеу мен оқыту. Education and teaching of children with heavy vocal violations.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; олигофренопедагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум; методика обучения языку детей с ограниченными возможностями.

Постреквизиты: профильно-ориентированный курс по специальности «Дефектология»; теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования; теория и технология обучения истории Казахстана во вспомогательной школе; методика коррекционной работы с дизартриками; методика коррекционной работы при заикании.

Компетенции: владеет знаниямио причинах тяжелых речевых нарушений; способен использовать методики логопедического обследования с учетом особенностей речевого развития детей; способен к организации обучения и воспитания детей с тяжелыми речевыми нарушениями; владеет навыками планирования и проведения коррекционной логопедической работы с данной категорией детей.

Краткое содержание курса: Научно-теоретические основы воспитания и обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Подготовка студентов-логопедов к самостоятельной работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями. Подготовка студентов к проведению коррекционной работы с детьми этой группы; усвоение методов и приемов работы, обеспечивающих успешное овладение профессиональными навыками работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Цель дисциплины: вооружение студентов теоретическими знаниями о традиционных и современ­ных научно-методических исследованиях по проблеме воспитания и обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями, формирование профессиональных умений и навыков по организации и проведению логопедической работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, развитие умениями проведения коррекционно-воспитательного логопедического воздействия.

Задачи дисциплины: формирование знаний научно-теоретических основ воспитания и обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями; подготовка студентов-логопедов к самостоятельной работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями; подготовка студентов к проведению коррекционной работы с детьми этой группы; усвоение методов и приемов работы, обеспечивающих успешное овладение профессиональными навыками работы с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями.

Основная литература:

1. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи [Текст] /С.Ф.Иваненко. – М., Просвещение, 2010.

2. Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] /О.Б.Иншакова.– М., Педагогика, 2013.

3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения [Текст] //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е.Левиной. – М., Правда, 2011.

4. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] /А.Н.Корнев. – СПб., 2010.

5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] /Р.И.Лалаева. – М., Просвещение, 2012.

6. Логопедия [Текст] /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., Педагогика., 2011.

7. Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми [Текст] /Под ред. Г.М.Дульнева. — Л., 2010.

8. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] /Е.С.Рабунский. – М., Правда, 2012.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] /И.Н.Садовникова. – М., Просвещение, 2011.

10. Тугова H.A. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями //Дефектология, 2012.- № 2.

Дополнительная литература:

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2012

12. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М.: Просвещение, 2009

13. Филичева Т.Б. Туманова Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. - М.:Владос, 2010

14. Филичева Т.Б. Мастюкова Е.Н. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.

15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2012.

16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 2010.

17. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 2010.

18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.

19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 2012.

20. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды. - М., Педагогика., 2011.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Онласынова Г.К., Хаби А.А.

 

Профильно-ориентированный курс по специальности «Дефектология». «Дефектология» мамандығы бойынша кәсіби-бағытталған курс. Type-oriented course on speciality «Defektologiya».

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; олигофренопедагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум; планирование научных исследований.

Постреквизиты: воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования; теория и технология обучения истории Казахстана во вспомогательной школе; методика коррекционной работы с дизартриками; методика коррекционной работы при заикании.

Компетенции: владеет з наниями о закономерностях и особенностях психического и физического развития детей с различными отклонениями в развитии, способен анализировать современные тенденции развития специальной педагогики.

Краткое содержание курса: Рассматриваются вопросы теории и практики специального образования лиц с отклонениями в физическом и (или) психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепринятых методов и средств, затруднительно или невозможно. Предполагаемый курс будет способствовать формированию представлений о выбранной специальности и о том, с каким контингентом детей работает учитель-дефектолог. Изучение курса является необходимой составляющей в освоении знаний по теории и практике обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Цель дисциплины: формирование теоретических знаний о закономерностях и особенностях психического и физического развития детей с различными отклонениями в развитии, познакомить с современными тенденциями развития дефектологии.

Задачи дисциплины: вооружить знаниями обосновных типах классификации детей с отклонениями в развитии; дать характеристику основным направлениям работы в специализированных учреждениях для детей с особыми потребностями, основные тенденции развития специального образования в РК и в мире; сформировать навыки анализа психолого-педагогической характеристики особых детей с отклонениями в развитии.

Основная литература:

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 2003.

2. Дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями/Под ред.Л.П.Носовой. – М., 2003.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. – М., 2001.

4. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб.научных трудов/Под ред. Н.Г.Морозовой. – М.,Просвещение, 2004.

5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание /Программа дошкол.образ.учр-ий компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., Просвещение, 2003

6. Закон «О социальной и медико-педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11.07.2002 (№343 - \\РК)

7. Постановление правительства Республики Казахстан «О вопросах обязательной предшкольной подготовки» от 22.11.1999 (№1762)

8. Правила о порядке организации деятельности дошкольных организаций Республики Казахстан от 9.08.2000 (№1216)

Дополнительная литература:

9. Искакова А., Мовкебаева З., Закаева Г., Айтбаева А., Байтурсынова А. Основы инклюзивного образования. – Алматы – 2013.

10. «Основы дефектологии» В.А.Лапшин, Б.П.Пузанов. – М., 2011.

11. «Специальная педагогика» под ред.Н.М.Назаровой. – М., 2010.

12. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Авторы составители: Н.В.Борисова, С.А.Прушинский. Отв.ред.: М.Перфильева.//М.:Владимир, ООО «Транзит-Икс», 2012.

13. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М., 2012.

15. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 2011.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Жунисова Ж.К., Керимкулов М.

 

Теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования. Арнайы білім беру мекемелерінде бейнелеу өнері мен қол еңбегіне оқытудың теориясы мен технологиясы. Theory and technology of teaching of IZO and to hand labour in the special organizations of education.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; теория и методика воспитательной работы в специальной школе. Постреквизиты: воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; теория и технология обучения истории Казахстана во вспомогательной школе.

Компетенции: владеетзнаниями об особенностях детей с интеллектуальными нарушениями; способен организовывать и проводить уроки «Изобразительного искусства» и «Ручного труда» в специальной школе.

Краткое содержание курса: Курс содержит и разносторонне рассматривает вопросы истории возникновения и становления методики преподавания уроков «Изобразительное искусство» и «Ручной труд» в специальных школах для детей с отклонениями в развитии; о путях и закономерностях формирования изобразительной и трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии, рассматриваются психо-физиологические особенности детей с различными нарушениями; особенности формирования профессиональных умений и навыков учителя начальных классов специальной школы, особенности организации основных направлений коррекционно-воспитательного воздействия в условиях различных типов учреждений для детей с ограниченными возможностями.

Цель дисциплины: студенты специальности должны знать особенности организации и проведения уроков «Изобразительного искусства» и «Ручного труда» в специальной школе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Задачи дисциплины: научить студентов организации процессов воспитания, обучения детей с интеллектуальной недостаточностью; научить применять технологии организации и проведения уроков «Изобразительного искусства» и «Ручного труда» в специальной школе с детьми с интеллектуальными нарушениями; научить планировать и определять цели и структуру урока, определять формы организации занятий и методы их проведения; пользоваться научно-методической литературой, материалами научных исследований, обобщать полученные знания и применять их на практике, усвоить методы и приемы работы, обеспечивающие успешное развитие устной речи.

Основная литература:

1. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М., 2007 г.

2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 2008г.

3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы (Изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). Под ред. Петровой В.Г. – М., 2008г.

Дополнительная литература

4. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. – М., 2008 г.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 2004 г.

6. Дошкольная олигофренопедагогика. Катаева А.А., Стребелева Е.А. – М., 2008 г.

7. Зыков С.А. Предметно-практическая деятельность в обучении глухих школьников. – Специальная школа., 2006 г., № 5.

8. Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию ППД., Методические рекомендации. – М., 2008 г.

9. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. – М., 2005 г.

10. Лурия А.Р.Умственно отсталый ребенок. – М., 2006 г.

11. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. – Алматы, 2005 г

12. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей (курс лекций). – М., 2008 г.

14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.

– М., 2004г.

15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 2005 г.

16. Стадненко В.А. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы.

– Киев, 2008 г.

17. Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих. - М.,2008г.

18. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы (Изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). Под ред. В.Г.Петровой. - М., 2008г.

19. Быкова Л.М. Динамика связной речи глухих школьников в условиях ППД. - Ленинград, 2007г.

20. Зыкова Т.С. Роль ППД в усвоении словарного материала школьниками. - М., 2007г.

21. Зыкова Т.С. Обучение глухих школьников планированию ППД. Методические рекомендации. - М.,2008г.

22. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе. - М.,2007г.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Боранбаева С.Т., Архабаева Б.Д.

 

Теория и технология обучения истории Казахстана во вспомогательной школе. Көмекші мектепте Қазақстан тарихын оқытудың теориясы мен технологиясы. Theory and technology of teaching of history of Kazakhstan at auxiliary school.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; теория и методика воспитательной работы в специальной школе; психолого-педагогический практикум.

Постреквизиты: воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования.

Компетенции: владеет знаниями об особенностях детей с интеллектуальными нарушениями; способен организовывать и проводить уроки по «истории Казахстана» в специальной школе.

Краткое содержание курса: Курс содержит и разносторонне рассматривает вопросы истории возникновения и становления методики преподавания уроков по «истории Казахстана» в специальной школе, о путях и закономерностях формирования знаний детей с отклонениями в развитии по истории, рассматриваются особенности формирования профессиональных умений и навыков учителя начальных классов специальной школы, особенности организации основных направлений коррекционно-воспитательной работы на уроках истории детей с ограниченными возможностями.

Цель дисциплины: студенты специальности должны знать особенности организации и проведения уроков по «истории Казахстана» в специальной школе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Задачи дисциплины: научить организации процессов воспитания, обучения детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории; научить применять технологии организации и проведения уроков по «истории Казахстана» в специальной школе; научить планировать уроки истории, успешно использовать методы и приемы работы, обеспечивающие развитие устной речи детей; пользоваться научно-методической литературой, материалами научных исследований, обобщать полученные знания и применять их на практике.

Основная литература:

1.Аужанова Г.А. Общепедагогические и специальные основы обучения школьников
истории Казахстана. Кан диссертация, А.2005.

2.Ашимбаев Л.Е. Экономика Казахстана на пути к рынку.А.2004.
3. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.А.2005.
4. Вагин А.А. Методика обучения истории.М. 2007.

5. Власова т.А.,певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.2007.

Дополнительная литература:

1.Вяткин м.п. Очерки по истории Казахстана-.М, 2004

2.Георгиев Г. Из опыта изучения истории в школах Болгарии. Преподавание истории
в школе NQ 3,стр.76-79.2005.

3.Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней ШКОЛЫ.М.2006.

4.Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. =-Мн., 2007.

5.Бенедиктова. В.И. О деловой этике и этикете. - М., 2004.

6.Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. -М., 2009.

Язык обучения: казахский, русский

Ответственный за курс: Калматаева А.М.

 

Социально-бытовая ориентировка во вспомогательной школе. Көмекші мектепте әлеуметтік-тұрмыстық бағдарлану. Social'no-bytovaya orientation at auxiliary school.

Пререквизиты: специальная психология; специальная педагогика; педагогика; анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи; клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование; теория и методика воспитательной работы в специальной школе.

Постреквизиты: профессиональные ориентиры учителя; профильно-ориентированный курс по специальности «Дефектология»; воспитание и обучение детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями; теория и технология обучения ИЗО и ручному труду в специальных организациях образования.

Компетенции: владеет знаниями об особенностях учебно-трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы; способен организовывать и проводить уроки по социально-бытовой ориентировке в специальной школе.

Краткое содержание курса: В курсе рассматриваются цели и задачи социально-бытовой ориентировки в коррекционных школах, особенности трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии, особенности формирования навыов самообслуживания. Дифференцированный подход к учащимся в процессе выполнения программных требований по социально-бытовой ориентировке. Рассматриваются принципы и методы обучения детей с отклонениями в развитии социально-бытовой ориентировке. Анализируется система обучения во вспомогательной школе, организация и оборудование учебных мастерских. Изучаются методики и организация учебных занятий. Анализируются особенности трудовой подготовки учащихся в классах с производственным обучением, особенности воспитания учащихся в трудовом обучении, а также планирование учебно-воспитательной работы.

Цель дисциплины: подготовка учителей-дефектологов, которые наряду с другими предметами обучают социально-бытовой ориентировке детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи дисциплины: овладение научно-теоретическими основами предмета; подготовка студентов к проведению уроков труда в специальных школах для детей с отклонениями в развитии; подготовка студентов к проведению внеклассных мероприятий по труду в условиях школы-интерната и к производственному труду детей с отклонениями в развитии; усвоение методов и приемов работы, обеспечивающих успешное овладение профессиональными навыками детей с отклонениями в развитии.

Основная литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: