Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектовъ

Характеристики ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность
1. Содержание человек как источник любви, понимания, принятия способы употребления человеческих орудий и знаков социальные нормы и смыслы человеческих отношений общие способы решения задач
2. Способ взаимодействия симбиотическое слияние буквальная имитация, действие по образцу условная, воображаемая, символическая имитация поиск общего для партнеров способа действия в отсутствии образца
3. Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству выражения доброжелательства (преимущественно невербальные) «Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки «Давай, как будто мы... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия «Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании
4. Чего ребенок ожидает от взрослого партнера присутствие, сопереживание, поддержка, доброжелательное внимание, принятие демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру речь, предметные действия воображение, символическая функция рефлексия
6. Новообразования, возникающие при освоении формы ведущей деятельности потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне способность к имитации способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера способность (умение) учиться
7. При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается доверие к себе и к другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия способность обучаться по образцам и инструкциям способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками знание границ собственных возможностей и способность выходить за эти границы: самостоятельно ставить и решать задачи самоизменения
8. При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается неспособность любить и доверять, неверие в свои силы орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления
9. При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов, исполнительские установки, трудности в анализе образцов уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность осуществления, познавательная пристрастность
10. Вклад возраста в учебную деятельность доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии юношеское умение учиться самостоятельно

Г. А. Цукерман


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: