Старший дошкольный возраст

Содержание.

 

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы «Ребёнок и его физическая культура».

3. Технологии реализации программы.

3.1. Диагностика уровня сформированности основ физической культуры детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Культуросообразная технология формирования физической культуры детей дошкольного возраста.

3.3 Пространственно – предметная среда

4. Примерные конспекты занятий.

5. Приложение.

5.1. Конспекты праздников, развлечений.

5.2. Подвижные игры

5.3. Пословицы и поговорки о частях тела.

5.8. Загадки.


Старший дошкольный возраст.

Раздел «Я - мой организм, мое здоровье».

Целью данного раздела является развитие основ культуры здоровья ребенка.

Задачами выступают - формирование представлений о своем теле, организме, о способах сохранения своего здоровья, эмоционально - личностного отношения к своему организму, здоровью и окружающей действительности, обусловливающей его состояние и функционирование; формирование поведения и опыта сохранения здоровья в любых жизненных ситуациях.

Что надо знать ребенку о своем организме. Любой человек - маленький, взрослый, мужчина, женщина, старики, старушки меняются с каждым годом, с возрастом. Все люди неповторимые, интересные, знающие, создающие, душевные, добрые, но есть и другие - злые, угрожающие, драчливые и т.д. Об одних говорят - добрая душа, а о других - черная душа. Но все они похожи тем, что имеют тело, которое состоит из частей - органов (сердце, легкие, скелет, голова, мозг и т.д.), которые все вместе называются организмом, то есть организованные, все вместе, целостные, единые. Органы организуют жизнь тела - оно дышит, передвигается, прыгает, бегает и т.д., то есть совершает различные движения, и человек живет - играет в детском саду, смотрит кукольное представление, рисует, поет, читает, работает и т.д. Чтобы сохранить свой организм, свою жизнь необходимо человеку постоянно находиться в движении. А чтобы не навредить организму, и чтобы он жил, двигался, его необходимо изучать.

Как и любой организм, тело человека состоит из маленьких частиц - клеток. Клеточное строение организма: организм состоит из множества клеток (кожа, кровь, нерв и т.д.). Они разные по форме и назначению: клетки кожи - заметные, обеспечивают дыхание; клетки крови - красные, алые, но есть и белые, желтоватые, видны бывают в случае ранения, порезов, операций, обеспечивают питание всем органам; нервные клетки - быстрые, невидимые, ощутимые через боль, прикосновение, температуру и т.д., являются значимыми для здоровья человека, его настроения. Все клетки связаны друг с другом, помогают друг другу и телу в целом - обеспечивают чувствование температуры воздуха, поддерживают температуру тела, обмен воздухом, продуктами питания и др. веществами и т.д.

Голова - мозг. Голова - важный и нежный орган тела человека. За различными маленькими и большими плоскими косточками черепа скрыты тонкие, маленькие нервные клеточки, проводящие невидимые токи, которые отвечают за зрение, дыхание, ум, движение и т.д. Голова, как шар земной, рождает мысли, как солнце, излучает тепло, как луна, веет холодом.

Скелет, как прочная опора организма. Кости разные по размеру – большие: головы, ног, рук, маленькие: пальчиков, позвоночков; форме - трубочкой, плоские, треугольные; назначению - поддерживают тело, придают форму телу и движениям. Соединение костей - крепкое, прочное и подвижное, входящее друг в друга - сустав, прочное, неподвижное - лопатки, голова, их роль в выполнении движений - обеспечить активность, красоту, пластичность и стройность. Сходство и различие в строении скелета человека и строении скелета представителей животного мира - прямохождение у человека, как устремление вверх, ввысь к доброму, высокому, и горизонтальное положение туловища у животных, как желание прижаться к земле, скрыться, спрятаться, увернуться.

Мышцы - это мягкие ткани, иногда бывают упругими, эластичными, «стальными». Они объединяют все твердые органы - кости и мягкие органы - сердце. Они придают форму телу и человеку - слабый, сильный, подвижный, ловкий, вялый, энергичный, спортивный, грациозный и т.п. Мышцы бывают плоскими, круглыми, большими, маленькими, сгибательные, разгибательные, поддерживающие. Присоединяются к костям; выполняют различную работу - поворачивают тело в разном направлении, совершают точные, красивые, изящные движения пальцев рук, выражают эмоциональное состояние человека - на лице (улыбка, подергивание, подмигивание, поднятие бровей), в организме (выделяют слезы, пот и др. ненужные вещества). Мышцы дают толчок к движению, к жизни, к устремлению вперед, к желанию делать что - то, достичь чего - то.

Пищеварительные органы. Питаться организму помогают органы, состоящие из костей - зубы (самые сильные, крепкие) и мягких тканей - небо, язык - здесь пережевывается, перемалывается, перетирается пища и ощущается ее вкус - кислый, сладкий, горький, соленый и т.п. Затем пища попадает через глотку в пищевод, далее в желудок, кишечник, где пища парится, варится, превращается в жидкость, переходящую в кровь. В кишечнике ранее называемая пища разделяется на полезную и ненужную. Полезная жидкость всасывается в клетки крови и перемешивается с ней, а ненужная - выбрасывается наружу, удобряет землю. Отличие и сходство в питании человека и животного мира. Человек питается, чтобы получить наслаждение и радость, чтобы выполнять любое дело и изменяет употребляемую пищу, чтобы получать энергию, силы для создания новых продуктов питания, предметов быта, произведений искусств.

Сердечно - сосудистые органы. Сердце - трепетный, нежный орган, отвечает за настроение, любовь, чувства. Оно выталкивает (сжимаясь, разжимаясь) клетки крови в сосуды - каналы, похожие на трубки, где клетки крови бегут друг за другом и питают все другие органы - мозг, скелет, легкие и др. Сердечно - сосудистая система изменяется - работает медленно, ускоренно, спокойно, в зависимости от того, что делает человек - тяжелую работу, легкую работу, трудную и т.д., от того, в каком настроении он находится - веселом, радостном, злом, сердитом, спокойном. По движению сердца определяют, какой человек, какова его душа - добрая, откликающаяся, чуткая, заботливая, сердечная или, наоборот, закрытая, черствая, грубая, жесткая и т.д. А сосуды - это реки и ручейки, омывающие, освежающие, взбадривающие человека.

Дыхательные органы. Чтобы человеку и его телу жить, необходимо не только питаться, но и дышать воздухом. Помогают человеку получать воздух такие органы, как нос, носоглотка, трахея, бронхи, легкие. Нос (как два отверстия) ощущает запахи и захватывает воздух, очищает, согревает его. Носоглотка (как шар) затягивает, задерживает и вкушает воздух. Там же находятся тонкие нити мышц (как струны), которые от воздуха начинают колебаться, вибрировать, утолщаться, удлиняться и рождают голос - высокий, низкий, хриплый, звонкий и т.д. Трахея и бронхи (как трубки) очищают воздух и пропускают его в легкие. Легкие (как мыльные пузыри) выпускают пузырьки воздуха в кровь. Движение воздуха по органам носа, носоглотки, трахее, бронхам и легким обеспечивает человеку дыхание - как движение, очищение, без чего невозможна его жизнь и здоровье. Дыхание обеспечивает выражение мысли, которая рождается в мозге, через речь и пение. Дыхание человека и дыхание живой природы выполняют одну и ту же работу и связаны друг с другом - чистый воздух в природе - чистое, свежее, легкое дыхание человека, интересные, светлые мысли и речи; плохой воздух в природе - грязное, затрудненное дыхание человека, неправильные его действия.

Органы чувств человека - глаза, уши, язык, нос, руки - ноги. Глаз, как яблоко, состоит из внешней оболочки - цветной радуги, отверстия - зрачка, пленочки, закрывающей его, века с ресницами, охраняющими глаз, и внутренних частей - палочки и колбочки, которые видят цвета радуги и свет и тьму, форму и движение. Ухо закрученное, как раковина, в которой живет улитка. Внешняя часть уха видна всем, она большая, маленькая, прижатая, оттопыренная. Внутренняя часть - «улитка», которая держит «молоточек» и «наковаленку». Они пропускают, усиливают, смягчают, приглушают звуки речи, природы, музыки, предметов. Язычок, как лопатка, перебрасывает пищу, чувствует ее вкус, предупреждает о полезности и важности пищи. Нос выбирает запахи, выделяет приятные и неприятные, сигнализирует об опасности (дым, газ), неприятностях (прокисшая пища), о празднике, красоте и чистоте человека. Руки - ноги как измерители расстояния, направления, поверхности, температуры, формы, объема, веса. Органы чувств человека и животного похожи, но отличаются точностью и тонкостью видения и слышания мира.

О каких правилах надо знать ребенку, чтобы сохранить здоровье.

1.Чтобы организм не уставал и был бодрым, надо делать утреннюю зарядку, проводить физкультурную минутку, совершать пешие прогулки, обливаться водой, бегать босиком, выполнять различные движения, менять одну работу (рисование) на другую (бег, прыжки); слышать, о чем говорят и что подсказывают органы и изменять свои действия в зависимости от этого: сердце бьется усиленно - отдохни, выступил пот - остановись, участилось дыхание - измени движения и т.п. Знать и выполнять культурно - гигиенические процедуры, помогающие содержать тело в чистоте, опрятности, порядке. Чтобы быть бодрым, необходимо употреблять «веселые», сладкие продукты - фрукты, овощи, травяные чаи, сладости, мясо, молоко; вдыхать запахи цветов, моря, травы, духов; прикасаться руками и телом к траве, деревьям, камням. Необходимо сохранять природную и предметную среду своего дома: растения, деревья - не ломать, украшать дом растениями и красивыми цветами, предметами.

2.Чтобы не сломать, не испортить свои кости, необходимо много бегать, прыгать и т.п., чтобы движения были ловкими, изящными, быстро меняющимися, точными; не взбираться, не залезать куда - нибудь (на что - нибудь), если не знаешь, не изучил данный предмет, ситуацию. Чтобы не сломал твои кости другой, необходимо не мериться силой, не договорившись о спортивных правилах, не вступать в драку, а отойти от сильного и злого, предупредить ситуацию борьбы. Чтобы защитить слабого от сильного и злого, необходимо заниматься спортом, упражнениями, движениями. Если ты вступил в борьбу с сильным, постарайся сохранить свои кости с помощью умения защищать себя, падать, сгруппировавшись, свернувшись в калачик, закрывай голову руками. Если на дороге скользко, сыро, мокрые листья и т.п., смотри внимательно под ноги, если падаешь - свернись в калачик, никогда не падай, опираясь на руки, охраняй голову от удара. Чтобы кости были прочными, необходимо употреблять особые продукты - яблоки, молоко, творог, яйца.

3.Чтобы не испортились зубы, необходимо чистить зубы два раза в день, полоскать рот после еды. Чтобы не повредить органы пищеварения, необходимо знать и выполнять правила культуры приема пищи: использование приборов, тщательное пережевывание пищи, прием теплой пищи, согласовывать движения рук и приборов, способов общения за столом и т.д.

4.Чтобы не отравить свой организм, необходимо знать ядовитые растения («волчье лыко», «вороний глаз», «куриная слепота»), грибы, свежие или испорченные продукты (по запаху, цвету). Содержать воздух чистым, влажным, теплым, проветривать помещения, делать влажную уборку, ароматизировать белье, воздух, книги и др. Выполнять дыхательную гимнастику.

5.Чтобы не заразиться от больного человека, необходимо не вступать в контакт с ним - разговоры, рукопожатия, присутствие в одном помещении, или использовать способы и средства индивидуальной защиты - повязка, прививка.

6.Чтобы сохранить сердце здоровым, необходимо выполнять дыхательные упражнения на свежем воздухе, совершать пешеходные прогулки, физические упражнения, находиться в хорошем настроении, не злить и не злиться ни на кого, выполнять посильную работу.

7.Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь на улице, необходимо знать и выполнять правила дорожного движения, правила личной гигиены: дышать носом, не есть на улице и т.д.; правила социальных отношений: не вступать в разговоры с незнакомыми и подозрительными людьми, не отставать от мамы, не принимать от незнакомых людей продукты питания и игрушки; правила общения с бездомными и незнакомыми кошками и собаками - кормить, но не дотрагиваться, разговаривать, но не ласкать, не угрожать палкой, не размахивать руками, не кричать, не убегать.

8.Чтобы сохранить органы дыхания здоровыми, необходимо дышать свежим воздухом, делать дыхательные упражнения, не закрываться шарфом. Содержать в чистоте помещения и воздух, в котором находятся животные. Проветривать и делать влажную уборку помещений. Избегать резких, сильных, отравляющих запахов. Не кричать, чтобы не перенапрягать голосовые связки.

9.Чтобы сохранить органы чувств, необходимо содержать их в чистоте, не засовывать в нос мелкие предметы, не тереть глаза руками, не прикасаться руками к незнакомым предметам (горячим, холодным, острым и т.п.), выполнять упражнения для глаз, промывать нос, уши и глаза; дышать приятными запахами, наслаждаться красивыми объектами, слушать приятную, не раздражающую музыку, слова.

Что происходит с организмом, если правила нарушены.

Голова - болит, кружится, не запоминает, не понимает, отвлекается - думает о другом и т.д.

Скелет - искривляется, плечи опускаются, спина болит, кости становятся хрупкими и ломаются.

Мышцы - болят, вялые, нет сил, устают, немеют, покалывают.

Пищеварительная система - боль в животе, отсутствие аппетита, обжорство, понос, запор, тошнота, рвота, слабость.

Сердечно - сосудистая - учащение или ослабление пульса, ритма, покраснение или бледность кожи, потливость и др.

Дыхательная - одышка, насморк, хрипота голоса, ангина, простуда, кашель.

Органы чувств - ожог, обморожение, порезы, вывихи, занозы, ранки, укусы, обостренное или пониженное восприятие запахов, аллергия, понижение слуха и зрения, отсутствие вкусовых ощущений.

Раздел «Я - мое тело - здоровье».

Цель данного раздела - сформировать основы культуры телосложения. Задачами выступили: научить различать особенности строения человеческого тела и животных, женского и мужского тела, сформировать способы, обеспечивающие ребенку сохранность форм и здоровья тела.

Тело человека и животного. Ребенок называет и различает части своего тела, ценность здорового тела для жизнедеятельности, для взаимоотношений с другими людьми, для изменения окружающего - природы, предметов, деятельности и т.д. Устанавливает сходство и различия в строении тела человека и животных, способы приспособления человека и животных к окружающему миру (сохранение, противостояние отрицательному воздействию, выживание, питание, воспроизведение в потомстве и т.п.). Движения человека «окультуренные», передаются от родителей, взрослых детям, возникают в связи с функциями, заложенными в предметах, и знаками, подаваемыми человеческим телом и движением в процессе общения (согласие, сопереживание, взаимопонимание, агрессия, угроза). У животного движения природные, являются реакциями на движение - знак другого животного (охранительные, предупреждающие, угрожающие, агрессивные, заботливые).

Тело мальчика и девочки. Дети учатся находить сходство и различия в строении органов тела мальчиков и девочек. Устанавливают взаимосвязь строения тела и вида деятельности: широкие плечи - ношение тяжестей, широкий таз - рождение детей, широкая ладонь - работа с тяжелыми, большими орудиями труда (копают, пилят и др.), изящная кисть руки - выполнение тонких движений (вышивание, приготовление пищи). Тело и движения мальчиков и девочек отличаются по характеру действий - размашистостью, сдержанностью, резкостью, мягкостью и т.п. Мальчики и девочки вырабатывают особенную, отличающую их друг от друга походку - широкий или узкий шаг, размашистые и сдержанные движения рук, сдержанная и грациозная. Походка и движение являются знаком и символом внутреннего состояния человека (радости, усталости, раздражения и т.п.). Мальчики и девочки усваивают движения и походку от пап и мам. Их тела бывают, похожи на своих родителей.

Тело и одежда. Обнаженное тело показывает красивые и здоровые формы или измененные и нездоровые. Одежда скрывает формы тела или подчеркивает их. Одежда создает настроение, охраняет от вредных воздействий природной среды, является знаком и символом состояния здоровья человека (нравственного, социального и физического). Одежды меняются человеком в зависимости от времени года, ситуации, вида деятельности, настроения, самочувствия, моды, по необходимости.

Тело и способы его формирования и сохранения. Способами сохранения и формирования тела и осанки являются физические упражнения, подбираемые в зависимости от изменений осанки, стопы. Способы создания телосложения: физические упражнения, плавание, игры, различные движения и т.д.

Раздел «Я - мое движение - здоровье».

Цель - сформировать основы культуры движения.

Задачами являются: научить ребенка понимать «язык» движений, их красоту, формировать способы, обеспечивающие точность, рациональность и красоту движений, обеспечить условия для приобретения опыта двигательной культуры.

Язык движений. Дети усваивают особенности движений, выполняемых головой (вращает, кивает, поворачивается, оглядывается, качает и т.п.), мышцами лица (радостное, приветливое, хмурится, удивляется, недовольное, брезгливое и т.п.), руками (размахивает, останавливает, скрещивает, дотрагивается, запрещает, обнимает, разрешает, убаюкивает, ласкает, охраняет и т.п.), ногами (качает, скрещивает, стучит, топает и т.п.).

Знак и символ движений. Качание головой из стороны в стороны - не согласие, кивает - согласие, опущенная голова - покорность, подбородок поднят - заносчивость; мимика - поднятые брови - удивление, раздвинутые губы - радость, сжатые губы - недовольство, угрожает,

Способы формирования основ культуры движений. Выразительно - отобразительные средства, с помощью которых можно передать характер движений, отношение ребенка к самому себе и к миру - плавные, сильные, охранительные, выразительные, точные, согласованные и т.п. Создающие художественный образ - в танце, пластике, хореографии, подвижных играх, рисунке, лепке, в поделках и т.п. Рациональные движения - в достижении цели, в соответствии действия и предмета, на который оно направлено, в совместной деятельности, общении, выполнении двигательных упражнений (метание, прыжки, бег и др.). Регулятивные движения - обеспечивающие смену активных движений и отдыха, двигательной активности, саморегулирующие (смена настроений через образы, игру, изменение движений в пространстве - бег, ходьба, лазание, метание и т.п.). Корректирующие движения - состояния организма, тела, положения, осанку (арттерапия, изменение характера действий, составляющих основной вид движения - метание, прыжки и т.п.) и т.д. Релаксирующие - расслабляющие (медитация, дыхание, ароматерапия, хромотерапия). Восстанавливающие - физические упражнения (силовые - метание, перетягивание и т.п., скоростные - бег, ходьба и т.п., ориентировочные - лазание, подлезание, прыжки и т.п.) Устанавливать связь характера движений, конкретной жизненной ситуации и состояния своего здоровья. Оценивать в форме развернутых высказываний качество своих движений, состояния здоровья. Знать способы организации самостоятельной двигательной деятельности. Организовывать самостоятельную двигательную активность и направлять ее на сохранение своего здоровья. Придумывать упражнения, подвижные игры, использовать их в самостоятельной деятельности.

 

Основными критериями развития основ физической культуры детей 6-7 года жизни, согласно стандарту дошкольного образования, выступили:

Культура здоровья.

Высокий уровень:

- представления о строении собственного организма, о способах сохранения своего здоровья, о здоровом образе жизни точные, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости между состоянием природы, окружающего мира и состоянием организма;

- адекватность и устойчивость представлений о ценности человека, здоровья и его сохранности, здорового образа жизни:

- эмоционально-ценностная окрашенность представлений и отношений к состоянию своего организма, к способам сохранения своего здоровья, к здоровому образу жизни;

- в поведении в любых жизненных ситуациях использует приобретенный опыт сохранения здоровья;

Средний уровень:

- представления о строении своего тела не точные, недостаточная осознанность взаимосвязи и взаимозависимости между организмом, его состоянием и окружающим миром;

-имеет представления о ценности человека и его здорового образа жизни;

- недостаточно проявляет эмоционально-ценностную окрашенность представлений и отношений к состоянию своего организма, к способам сохранения здоровья, здоровому образу жизни;

- в поведении проявляет некоторые способы сохранения своего здоровья.

Низкий уровень:

- представления о здоровье и способах его сохранения, здоровом образе жизни разрозненные, бессистемные;

- неадекватность и неустойчивость представлений о ценности человека, здоровья и его сохранности, здорового образа жизни:

- низкая или неадекватно яркая эмоционально-ценностная окрашенность преставлений и отношений к состоянию своего организма, здоровью, здоровому образу жизни;

- не проявляет в поведении представления о здоровье, здоровом образе жизни, не владеет способами его сохранения;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: