Культуросообразные здоровьетворящие технологии развития физической культуры детей дошкольного возраста

Интеллектуально-познавательные виды двигательной деятельности представляют собой занятия, помогающие ребенку познать свой физический образ, свой организм, приобрести способы сохранения своего здоровья.

Содержание программ в старшем дошкольном возрасте реализуется через следующие тематические занятия: «Любовь - что это такое?», «Жизнь до рождения», «День рождения», «Я расту и изменяюсь», «Мой организм и окружающий мир», «Мои помошники», «Такие разные, разные лица» «В здоровом теле - здоровый дух», «Десять советов о вкусной и здоровой пище», «Растения - лекари», «Сердце способное любить», «Живая вода», «Мой организм и природа», «Я дышу вместе сприродой», «Для чего нам дана голова», «Наш нежный скафандр», «Правила, которые нужно выполнять», «Сестрички - привычки».

Занятия проводятся два раза в месяц. В данном виде интеллектуально - познавательных занятий используются следующие методы и приемы:

- рассматривание иллюстраций, репродукций картин;

- моделирование; опыты, эксперименты;

- проблемные ситуации;

- игры - инсценировки.

Метод рассматривания иллюстраций, репродукций картин использовался с целью осознания красоты человеческого тела и его движений. Примером могут служить иллюстрации к сказкам следующих художников: И.Я.Белибина, В.И.Бельтюкова, В.М.Васнецова, Б.В.Зворыкина, В.Жеребцова, О.Перовой, Н.Устинова и др., иллюстрации палеховской росписи «Аленький цветочек», «Русская тройка», «Зимние забавы», палеховские миниатюры к сказке А.Н.Островского «Снегурочка», картина Б.Кустодиева «Масленица», А.Рублева «Троица» и др.

Работа со схемой строения органов человеческого организма предполагает как бы заглядывание вовнутрь человеческого тела и позволяет выделить отдельные его составляющие и обнаружить взаимосвязь между движением и функционированием органов и систем (схема сердца, строение скелета, сердечно - сосудистой, кровеносной системы, строение органов слуха, зрения, головного мозга и т.д.). Приемами работы со схемой являются: «Определи орган», «Измени его форму в зависимости от того или иного движения человека», «Измени движение человека в зависимости от изменения органа», «Составь несколько похожих схем того или иного органа, но различных по состоянию (цвету, форме, объему, величине и т.п.)», «Наложи на схему и сравни орган здоровый и больной», «Проследи по схеме движение крови (воздуха, пищи и т.п.)».

Цель метода моделирования состоит в создании из элементов целостного организма, тела и его движений (из проволочек, клеточек, камешек и т.п.); моделировать взаимодействие и взаимозависимость состояние организма от окружающей среды, от других людей, деятельности. Смоделировать способ выполнения движения в конкретной ситуации, продемонстрировать его и установить взаимосвязь между организмом и движением (например, смоделировал способ установления дыхания, затем продемонстрировал и описал, что произошло с телом и т.п.).

Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с предметом, телом и констатацию измененного состояния (например, «Реакция кожи на тепло и холод, механическое воздействие», «Что может человек без органов зрения и слуха?» (закрыть глаза, заткнуть уши и др.). Цель же эксперимента состоит в обозначении объектов (организм, среда, предметы и т.п.), между которыми произойдет взаимодействие при созданных условиях (например, «Снег с улицы - «рот» ребенка (модель), условия - тепло (грелка)), ребенок должен установить связь между двумя объектами и констатировать, что произошло с ними при этих условиях - снег растаял во «рту» - модели. Он обнаружил грязную воду и сформулировал суждение - растаявший снег превращается в грязную воду, в которой находятся микробы, которые вызывают болезни и которые можно обнаружить с помощью микроскопа. Эксперимент может осуществляться на следующем содержании: установить влияние разных двигательных режимов на работу сердца, дыхания и кожи (ритм сердца - до движения и после и состояние ребенка; глаз - мелкие буквы - усталость - способы снятия напряжения и т.п.).

Метод проблемной ситуации. Суть ситуации состоит в изменении внутреннего состояния органов или их функционирования. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, мы знаем, что болит, но не знаем, каким способом оказать себе первую помощь. Например, знаем - болит живот, способы оказания первой помощи могут быть разные: лечь, расслабиться, положить руку на больное место, погладить живот по часовой стрелке, обратиться к врачу и т.п. Ребенку требуется найти для себя или героя наиболее адекватный способ. Тематика проблемных ситуаций (реальных, литературных, игровых) может быть следующей: «Помоги Незнайке справиться с бедой», «Что ты посоветуешь доктору Пилюлькину?», «На прогулке ты почувствовал...», «Ты упал и...» и т.д.

Совместными с взрослым интеллектуально-двигательным видами деятельности являются игровые задания и ситуаций, а также разнообразные виды наблюдений. Они направлены на познание свого образ я – здорового ребенка, своего организма, его состояния, на приобретение способов сохранения своего здоровья.

Игровые задания способствуют раскрытию особенностей организации образа жизни, способствующего сохранению здоровья, отражённых через призму народных праздников, обрядов, ритуалов. Праздник, обряд, ритуал рассматривается как средство трансформации народной культуры. Игровые задания представлены несколькими вариантами:

- -изобразительные, выражение через знаково-символическую систему содержание праздника, обрядов, обычаев, раскрывающих способы самосохранения: «Праздник – что это?- единение людей, совместные действия, гармония с самим собой, с окружающим миром»;. «Расскажи о празднике с помощью слова, жеста, движения, музыки». «Расскажи о себе, о своем состоянии как участника праздника» «Подбери песню, танец игру к празднику». «Создай свой праздничный образ» и др.

-двигательно-выразительные, ориентированные на создание условий для самовыражения через позы, движения, действия своего тела. «Расскажи движением, словом, музыкой о своём состоянии». «С чем можно сравнить это состояние». «Изобрази состояние, которое ты обнаружил на картине, в музыке.». «Покажи какое положение, принимает тело, когда ты: рисуешь, спишь, сидишь за столом и др.». «Продемонстрируй осанку (девушки, юноши, богатыря, сказочного героя и др.)».

- игровые задания, направленные на выбор стиля жизни, способа самосохранения: «Расскажи движением, словом, музыкой о том, что ты будешь делать в данной ситуации». «Покажи способы совместных действий» и др.

С дошкольниками проводятся разные виды наблюдений: кратковременные и длительные, повторные и сравнительные. Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Непосредственное наблюдение способствует формированию полноценных представлений и развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребёнка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнения, сопоставления и др. Наблюдение сопровождается диалогом. Педагог с помощью вопросов направляет внимание ребёнка на те или иные стороны наблюдаемых объектов, Создаёт условия для нахождения ребёнком способов познания объекта и эмоционально-ценностного переживания собственных открытий. Объектами наблюдения выступает сам ребёнок, состояние его организм, его изменения, взаимосвязи с окружающим миром.

Игровой вид двигательной деятельности направлен на реализацию раздела программы «Я - мое тело - здоровье», цель которого состоит в развитии основ культуры телосложения ребенка, познании способов ухода за своим телом и сохранения своего тела и здоровья.

В старшем дошкольном возрасте занятия игрового вида представлены двумя циклами - игровой моделирующий и народный. Тематика игровых моделирующих занятий, отражающих содержание знаний о культуре телосложения и расположения тела в пространстве, обеспечивает возможность приобретения способов и опыта культуры расположения тела в пространстве: «Я - человек», «Мальчики и девочки», «Осанка и красота», «Самый сильный на Земле», «Я расскажу тебе движением», «Гребцы, пловцы и ох! и ах!», «Мое тело в пространстве», «Движение и красота». Занятия проводятся один раз в месяц и чередуются с интеллектуально - познавательными и тренирующими видами следующим образом: содержание материала о строении своего организма предшествует ознакомлению детей с ценностями культуры телосложения, знания, полученные на интеллектуально - познавательных и игровых занятиях, закрепляются на тренирующих.

Содержание игровых видов организованной двигательной деятельности реализуется посредством следующих методов, выстроенных в логической последовательности: беседы – диалоги, дидактические игры, игровые задания в виде двигательных этюдов.

Беседы - диалоги о способах познания и преобразования своего тела. Постановка темы беседы-диалога:

- Что ты знаешь о строении своего тела?

- Из каких частей оно состоит?

- Для чего человеку нужно знать своё тело?

- Какими способами человек изучал себя, своё тело?

- Почему голова является основной частью тела человека?

- Что помогает нам увидеть и услышать окружающий мир?

- Какие части тела помогают человеку передвигаться?

- Какое назначение выполняет наше туловище?

- Что такое осанка?

- Какого человека ты бы назвал красивым?

После беседы проводятся дидактические игры, направленные на установление взаимосвязи между строением тела, его состоянием и особенностями возраста, пола, видами деятельности человека, состоянием природы и др. Тематика дидактических игр: «Молодо-зелено», «Ателье мод», «Мальчики и девочки», «Мы спортсмены», «Мы на отдыхе», «Отгадай профессию», «Природа подскажет» и др.

Игровые задания в форме двигательных этюдов организуются с целью развития эмоционально-ценностного отношения к состоянию своего тела. Тематика этюдов: «Я люблю своё тело», «Мое тело может выполнять красивые движения», «Мне нравиться двигаться в пространстве…», «Я гуляю по лесу», «Я люблю заботиться о своём теле» и др.

Совместными с взрослым видом деятельности являются игры – инсценировки, моделирующие положение тела в пространстве, его взаимодействие с другими телами детей в зависимости от ситуации и расположения в пространстве. Цель данных видов деятельности заключается в моделировании содержания бесед-диалогов и предстоящей подвижной игры или хореографического рисунка, музыкально - двигательной игры, танца, в проигрывании правил, двигательных способов, в расположении кукол в пространстве. Например, педагог вместе с ребёнком разыгрывает ситуации с мягкими резиновыми куклами, с которыми можно совершать действия, изменять их положение в пространстве и придавать им различные позы. Тематикой игр могут выступить: «Моё тело в пространстве ….» (дома, группы, детского сада, города и др.). «Исправь ошибку», «Осанка человека и животного», «Моё тело умеет…» (летать, говорить, твёрдо стоять на ногах, прыгать, вращаться и др.) «Мальчики и девочки.» и т.п.

Тренирующие виды двигательной деятельности. Содержание программ реализуется через народные подвижные игры, народные игровые и оздоровительные занятия. Данные виды занятий строятся на содержании двигательных навыков, предусмотренных программой, реализуемой дошкольными учреждениями (Типовая программа, «Радуга», «Старт», «Детство» и др.).

Игровые - направлены на развитие самостоятельной двигательной активности. Содержание игрового моделирующего цикла занятий реализуется посредством следующих методов, выстроенных в логической последовательности: беседы - диалоги о правилах подвижных игр, дидактические игры, моделирующие подвижную игру, игры-инсценировки, моделирующие взаимодействие детей в зависимости от правил и расположения в пространстве.

Беседы-диалоги по ознакомлению с правилами проведения подвижных игр. Примерный план беседы с детьми о правилах проведения подвижных игр:

1.В какие подвижные игры вы любите играть.

2.Что нужно знать, чтобы организовать игру.

3.Как можно собраться на игру.

4.Если вы собрались на игру, но не играете, как вы думаете, почему?

5.Как нужно рассказать о новой игре, чтобы все ее поняли и начали в нее играть.

6.Как можно распределить роли в игре?

7.Как будете следить за выполнением правил игры.

8.Как вы поступите с теми, кто нарушает правила игры?

9.Зачем необходимо выполнять правила в подвижной игре?

10.Как выбрать игру в зависимости от места ее проведения?

11.О чем необходимо помнить, выполняя движения в игре?

После беседы проводятся дидактические игры с мягкими резиновыми куклами, с которыми можно совершать действия, изменять их положение в пространстве и придавать им различные позы. Цель данных дидактических игр заключается в моделировании содержания беседы и предстоящей подвижной игры или хореографического рисунка, музыкально - двигательной игры, танца, в проигрывании правил, двигательных способов, в расположении кукол в пространстве. Темами дидактических игр могут выступить: «Придумай танец кукол», «Расставь кукол по правилам игры», «Придумай куклам движение», «Проиллюстрируй движение игры...» и т.п.

Игры-инсценировки как проигрывание способа двигательной деятельности и их взаимодействия. Дети с игрушками, куклами разыгрывают подвижную игру, моделируя через образ характер движений и взаимодействий в предстоящей подвижной игре. Тематика игр-инсценировок обусловлена тематикой подвижных игр, которые будут включены в совместную с взрослым деятельность: «Куклы играют в игру «Мышеловка», «Буратино и Незнайка играют в «Прятки», «Веселые человечки играют в «Догонялки» и т.п.

Цикл народных игровых занятий способствует раскрытию особенностей народной подвижной игры через призму народной культуры. Они строятся по видам деятельности: музыкально-двигательные, изобразительно-двигательные. Особенностью их организации является отсутствие жесткого структурирования. Народная подвижная игра рассматривается как средство трансформации культуры. Цикл народных игровых занятий интегрированного характера представлен следующей тематикой, соотнесенной с народными праздниками: «Русская ярмарка», «Проводы русской зимы», «Масленица», «Весенняя встреча птиц» и др. Данный тип занятий проводится за неделю до планируемого сезонного народного праздника. В нем предусматривается следующая логика методов. Занятие начинается с беседы, которая может чередоваться с чтением художественной литературы и рассматриванием репродукций картин и иллюстраций. Заканчивается занятие игровыми заданиями и проигрыванием народной подвижной игры.

Цель бесед о русских праздниках состоит в подборе содержания движений, действий, правил двигательной культуры, адекватных теме праздника. Тематика бесед: «Что такое русская ярмарка», «Русская ярмарка глазами писателей», «Сорок сороков - народный праздник», «Особенности «танцев» птиц», «Народные промыслы» и др.

Цель чтения отрывков из художественной литературы (русские народные потешки, русские народные сказки, отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка», отрывки из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и др.), рассматривания иллюстраций или репродукций картин - раскрытие особенности народного быта, праздников, обычаев, традиций.

Игровые задания имеют три варианта. Первый вариант игровых заданий, изобразительный, направлен на развитие интереса к народной подвижной игре и выражение ее через знак. Тематика игровых заданий: «Подбери игру к празднику», «Расскажи об игре с помощью музыки (рисунка, движения)», «Придумай музыку к игре (к словам в игре, к правилам)». Второй вариант игровых заданий, двигательно-выразительный, ориентирован на создание условий для выразительного отображения движений и действий собственного тела, заключенных в той или иной игре. Тематика игровых заданий: «С чем можно сравнить это движение», «Изобрази движение, которое обнаружил в природе (на картине, в музыке)», «Покажи движением чувство», «Назови красивым словом движение, которое выполняешь», «Изобрази движение, описанное поэтом, писателем» и др. Третий вариант игровых заданий, стимулирующий, направлен на накопление двигательного опыта и стимулирование рефлексивной деятельности. Тематика: «Составь композицию из движений о своем настроении, если бы ты участвовал в празднике...(в игре..., развлечении...)», «Расскажи о себе (о друге) с помощью движений», «Проиграй одну и ту же игру, изменяя движения тела в зависимости от настроения», «Продемонстрируй осанку сказочных персонажей (Буратино, Мальвины, Царевны - Несмеяны, Незнайки и т.д.)» и т.п.

В старшем дошкольном возрасте тренирующие виды способствуют закреплению умений самостоятельно организовывать свою двигательную деятельность, а также накоплению двигательного опыта ребенка, развивают физические качества ребенка, тренируют его организм и тем самым сохраняют его здоровье. Организация и методика проведения тренирующих видов занятий предполагает четкое нормирование и индивидуализацию физической нагрузки. В их содержание включается комплекс (8-10) несложных упражнений, воздействующих на все группы мышц (из действующих программ), развивающих физические качества ребенка, формирующих правильную осанку и закрепляющих знания о своем теле, отвечающих эталонам красоты и выразительным двигательным образам. Формой организации данных видов занятий является модель «Поход от станции к станции», суть которой состоит в следующем: «станции» являются местом и временем остановки, отдыха, а переходы от «станции» к «станции» - путем выполнения движений разнообразной интенсивности, дающих определенную нагрузку. Для данного вида деятельности дети могут быть объединены в подгруппы, сформированные по желаниям, интересам и привязанностям (из 2-3 человек), или группу. В представленной нами модели образовательного процесса имеется четыре станции. Первая - «Стартовая», где дети получают карточку с изображением движений, которые предстоит выполнить в процессе перехода к другой станции, обговаривают правила выполнения движений и контроля качества выполнения движений и установку – ориентир как знак для или изменения движения или ситуации, которая обусловит изменение движений. Например, если вы увидите знак «часы», следует увеличить скорость выполнения движений; если вы увидите знак нового движения, следует начинать это движение; стрелка поворота покажет вам, в каком направлении выполнять движения и т.п. Или вы увидите знак ситуации «обвал», «ручей», «пещера», «дикий зверь», вам необходимо сделать остановку и посовещаться о выборе способов движений, которые позволят разрешить ситуацию или преодолеть препятствие. Последующие станции являются станциями отдыха и расслабления, но с заданными способами релаксации. Это станции «Воздух» (ориентирована на выполнение дыхательных упражнений), «Водопад» (закаливающие процедуры), «Сон» (релаксация под музыку, медитация), «Улыбка» (изображение движения через образ животного, предмета, героя сказки и т.п.). Переходы от станции к станции связаны с изменением движений: на каждой станции перед походом к следующей станции ребенок получает идентичные карточки, правила, установки.

Тренирующий вид занятий способствует развитию выносливости, повышает двигательную активность дошкольников, содействует накоплению двигательного опыта и развитию интереса к двигательной деятельности. Данный вид занятий проводится два раза в неделю после занятий по общей физической подготовке, где ребенок приобретает способы выполнения того или иного движения в его логике. Занятия по общей физической подготовке осуществляет руководитель физической культуры. Он отрабатывает двигательный навык. Тренирующий вид занятий по вышеописанной модели проводит воспитатель в группе. Здесь происходит интеграция содержания всех трех разделов вышеописанной программы (на станциях - разделы «Я - мой организм - мое здоровье», «Я - мое тело - здоровье», а в походах - «Я - мое движение - здоровье»).

В тренирующих занятиях на «станциях» и в «походе» используются следующие методы:

-знаково - символический, представленный в виде знаков - движений, знаков - ситуаций, знаков - изменений, знаков - правил, знаков - установок;

- метод проблемных ситуаций, способствующий самостоятельному выбору способа выполнения движений. Например: «Необходимо выбрать способ движения при переходе через узкую и широкую реку», «Найти вход в пещеры разной высоты», «Подобрать способ метания в зависимости от размера цели», «Необходимо подготовиться к соревнованиям, которые проводятся между двумя командами, в них будут участвовать самые ловкие»; «На празднике необходимо будет научить родителей играть в народную подвижную игру: кто сможет лучше объяснить правила и провести игру»; «На главную роль в игре будет избран тот, кто выдержит испытание на смелость, выносливость, кто сможет выразительно передать образ движением»;

-метод выбора, позволяющий ребенку самостоятельно планировать свою деятельность и определять движения в зависимости от ситуации, учитывая свои двигательные способности (воспитатель предлагает детям выбрать самостоятельную деятельность в соответствии со свободным временем, например, «Чем можно заняться на станции в походе на отдыхе» и т.п.);

-методы усложняющихся и творческих заданий во время похода («Придумай вариант игры», «Придумай игру по литературному произведению», «Придумай свою игру», «Придумай исходное положение для упражнения», «Придумай упражнение для рук (ног и т.п.)», «Придумай комплекс упражнений» и т.п.).

-проблемные вопросы, касающиеся выбора двигательной деятельности и поставленные на «станции» («Почему ты хочешь выполнить упражнения с обручем?» и др.);

- методы планирования («Как ты будешь играть в эту игру?» и др.); осуществления намеченного («Почему не выбил всех уток?» и др.); побуждающие к самоконтролю («Почему не получилось поймать мышку?» и др.); к самооценке («Каким ловишкой ты был в этой игре?» и др.);

-оценка педагогом успешности выполнения самостоятельных движений и двигательной деятельности во время «похода», на «станции» и в ситуации. Он оценивает качество движений, адекватно отобранные способы сохранения здоровья, красоту движений, способность двигаться в пространстве и относительно сверстников и предметов физ. оборудования и т.п. Педагог в данном виде занятий выполняет стимулирующую, корректирующую, регулирующую и контролирующую функции.

Оздоровительные виды двигательной активности представлены как деятельность, обуславливающая общую физическую подготовку, профилактику и коррекцию физического развития и состояния здоровья детей. Данный вид занятий способствует не только накоплению двигательного опыта, развитию физических качеств, но и общему укреплению органов и систем организма. В оздоровительных занятиях используются следующие методы и приемы:

-знаково-символические, которые представлены в виде знаков - движений, знаков - ситуаций, знаков - изменений, знаков - правил, знаков - установок;

-метод творческих заданий (придумай упражнение для рук, ног, туловища и т.п. измени движение в игре);

-проблемные ситуации, способствующие достижению результата в двигательной деятельности, например, попасть в кольцо, дойти до конца дорожки заданным способом, поймать мяч, перепрыгнуть через препятствие, достать игрушку и т.п.;

-проблемные вопросы, касающиеся выбора деятельности, побуждающие к оценке;

-оценка педагогом успешности выполнения самостоятельных упражнений и двигательных заданий, оценивается способность ребенка достигать результат, красоту движений, способность двигаться в пространстве относительно сверстников и предметов;

-пальчиковая гимнастика;

-дыхательные упражнения;

-корригирующие упражнения.

Совместной с взрослым видами деятельности в старшем дошкольном возрасте выступают беседы-диалоги, направленные на формирование представлений о движении человека, о способах, обеспечивающих рациональность и красоту их выполнения. Постановка темы беседы-диалога:

- Какие движения выполняет человек?

- Для чего человеку надо уметь двигаться?

- Что помогает человеку передвигаться?

- Какие движения ты любишь выполнять?

- Почему тебе нравятся именно эти движения?

- Какое движение ты назвал бы красивым?

- Почему движения могут быть добрыми и злыми?

- Как с помощью движения можно общаться?

- Как с помощью движения можно рассказать о себе, о другом, об окружающем мире?

Совместная с взрослым деятельность в разных возрастных группах представлена народным танцем, который возникает произвольно по желанию детей. Педагог создаёт лишь условия для танцевальной деятельности. Одним из условий является включение музыки в образовательный процесс дошкольного учреждения. Психофизическая гармонизация личности ребенка, его здоровье и эмоциональное благополучие достигаются в танце через творческую импровизацию самого ребенка с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных или предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему. Действие развертывается в ритмическом, музыкальном пространстве, удачное оформление которого оказывает важную поддержку для достижения положительных изменений в организме ребенка. Результатом танцевальной деятельности является не только улучшение самочувствия детей, но и рождения ощущений самобытности, приобщения к двигательной культуре своего народа. Танец способствует сохранению целостности чувственного и интеллектуального «Я» ребёнка, что улучшает его здоровье, стимулирует самостоятельную двигательную активность.

 

Приложение

План-конспект игрового занятия по теме «Русская ярмарка» (старший дошкольный возраст).

Цель: пробудить интерес к отечественной культуре через знакомство с народными традициями, бытом. Духовно обогащать ребенка средствами народного художественного творчества (считалки, жеребьевки, напевки, хороводы). Развивать способность создавать народную подвижную игру, передавать ее образ различными средствами.

1. Чтение отрывка из произведения Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка».

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая.

Глянешь налево – лавки с товаром,

Глянешь направо – веселье задаром.

2. Диалог – беседа с детьми «Что такое русская ярмарка».

3. Игровое задание: представьте, что мы попали на ярмарку. В какую игру можно было там поиграть? Расскажите о выбранной вами игре с помощью музыки, рисунка, движения (дети выбирают одно из средств).

4. Предложить детям поиграть в подвижную игру, которая больше понравилась. Организуют и проводят дети самостоятельно.

 

Примерный план беседы с детьми о правилах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: