Национальный воспитательный идеал

Концепция

Духовно-нравственного

Развития



И воспитания личности

Гражданина России


So

о

Москва «Просвещение» 2009


УДК 37.01 ББК 74.202 Д 18

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году

Выпуск издания осуществлён в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функ­ций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» (2005).

ISBN 978-5-09-022138-2 © Издательство «Просвещение», 2009

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2009 Все права защищены


Содержание

Общие положения 4

1. Национальный воспитательный идеал 10

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и
воспитания
12

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 15

4. Базовые национальные ценности 18

5. Основные принципы организации духовно-нравст­
венного развития и воспитания
20


Заключение




Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её терри­тории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исто­рически сложившееся государственное единство, исходя из об­щепризнанных принципов равноправия и самоопределения на­родов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверен­ную государственность России и утверждая незыблемость её де­мократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Роди­ну перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и образова­нии — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошло­го столетия в России произошли как важные позитивные пере­мены, так и негативные явления, неизбежные в период круп­ных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, граж­данское самосознание, на отношение людей к обществу, госу­дарству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духов­ное единство общества, меняются жизненные приоритеты мо­лодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколе­ния, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым де­монтажем советской идеологии, поспешным копированием за­падных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ори­ентиров, объединяющих россиян в единую историко-культур­ную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток созна­тельно принимаемых большинством граждан принципов и пра­вил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и


конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федераль­ному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как поли­тическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориен­тиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к са­мобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит осно­вой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономичес­ких и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нрав­ственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении со­циальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, на­стоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфе­ре массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наибо­лее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укла­дом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную мо­дернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только ин­теллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному соци­альному институту, через который проходят все граждане Рос­сии, является индикатором ценностного и морально-нравствен­ного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в после­дующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой пси­хологической устойчивостью. При этом особое значение име­ют следующие друг за другом переходы от детства к подростко­вому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготс-




кий, — есть основной момент при переходе от возраста к воз­расту»1.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Зако­ном Российской Федерации «Об образовании», на основе еже­годных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разра­ботки и реализации федерального государственного образо­вательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе ко­торых возможна духовно-нравственная консолидация многона­ционального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принци­пы духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо­лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семья­ми обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной об­щеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших обще­национальных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следую­щей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.


нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих поли­тических, историко-культурных и духовно-ценностных харак­теристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, вклю­чающую этнические общности, которыми в России могут назы­ваться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном зна­чении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ пред­ставляет собой нацию наций;

национальное государство — государство с общей, конт­ролируемой центральной властью, хозяйственно-экономиче­ской основой, общей территорией, общими историко-культур­ными ценностями жителей страны. Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этниче­ский и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

национальное самосознание (идентичность) — разделя­емое всеми гражданами представление о своей стране, её наро­де, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

формирование национальной идентичности — форми­рование у личности представления о многонациональном наро­де Российской Федерации как о гражданской нации и воспита­ние патриотизма;

патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция вер­ности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где граж­данин родился и рос. Патриотизм включает активную гражда­нскую позицию, готовность к служению Отечеству;

гражданское общество — общество, способное к само­организации на всех уровнях, от местных сообществ до общена­ционального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через инсти­туты гражданского общества, к которым относятся прежде все­го общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обла­дает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обяза-



тельно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

многообразие культур и народов — культурное многооб­разие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур много­национального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное много­образие и свобода культурного выбора являются условием раз­вития, стабильности и гражданского согласия;

межэтнический мир и согласие — единство в многооб­разии, признание и поддержка культур, традиций и самосо­знания всех представителей многонационального народа Рос­сийской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и прожи­вающих в ней граждан других стран;

социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей,

принятия ценностей различных социальных групп и общества -в целом, активного воспроизводства системы общественных -отношений;

• развитие — процесс и результат перехода к новому, бо-
совершенному качественному состоянию, от простого

к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурнос­ти и пр.;

воспитание — педагогически организованный целена­правленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о челове­ке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объедине­ний и общественных организаций;

базовые национальные ценности — основные мораль­ные ценности, приоритетные нравственные установки, сущест­вующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Россий­ской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и


обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

духовно-нравственное развитие личности — осущес­твляемое в процессе социализации последовательное расшире­ние и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, фор­мирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нрав­ственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности граждани­на России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный на­род Российской Федерации, государство, семья, культурно-тер­риториальные сообщества, традиционные российские религиоз­ные объединения (христианские, прежде всего в форме русско­го православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Национальный воспитательный идеал

Воспитание ориентировано на достижение определённого иде­ала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направля­ла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в об­щем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспи­тания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравствен­ных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли прирав­нивалась к защите православия, что и породило такой компо­нент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключа­лась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвыша­лось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи под­готовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечест­ва, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в воспитании стало формирова­ние человека-патриота, отличающегося высокой нравствен­ностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного го­сударству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церк­ви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное со-

Ломоносов М. В. Для пользы общества. — М., 1990. — С. 42.

знание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового пат­риотизма, героического служения, вплоть до самопожертвова­ния, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебре­жения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед об­ществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность современного национального воспита­тельного идеала по отношению к национальным воспитатель­ным идеалам прошлых эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответ­ствии с действующим российским законодательством;

• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной за­дачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нрав­ственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: