Продольная устойчивость самолёта

Это способность самолёта самостоятельно без вмешательства пилота восстанавливать нарушенное продольное равновесие.

 

Продольная устойчивость обеспечивается взаимным расположением Ц.Т. и фокуса самолёта (стабализатор).

1. Если Ц.Т. находится впереди Ф (фокуса), то самолёт продольно устойчив.

2. Если Ц.Т. совпадает с фокусом, то самолёт обладает безразличным рановесием (самолёт обладает критической центровкой).

3. Если Ц.Т. находится позади фокуса, то самолёт продольно неустойчив.

 

 

 

На продольную устойчивость влияют факторы:

1. Центровка.

- Смещение центровки вперёд l >; Мстаб >, продольная устойчивость – улучшается;

- Смещение центровки назад: l <; Мстаб <, продольная устойчивость – ухудшается.

Предел задней центровки ограничивается достаточной продольной устойчивостью.

Разность между критической и фактической центровкой называется запасом центровок или запасом устойчивости.

Должен быть не менее 10% САХ.

2. Высота полёта:

- Н >; ρ < ∆Yсамолёта <: Mстаб < продольная устойчивость ухудшается.

3. Режим работы двигателя

- Чем > режим работы двигателя, тем > ∆Yкр, а ∆YГ.О. точки не изменяется.

“Ф” самолёта смещается несколоко вперёд (l <), что незначительно ухудшает продольную устойчивость.

4. Выпущенный щиток:

- Увеличивает ∆Yкр и уменьшается ∆YГ.О. за счёт торможения потока.Фокус смещается вперёд, продольная устойчивость ухудшается.

5. Чем больше площадь Г.О. (стабализатора) тем больше ∆YГ.О., фокус смещается назад. Мстаб больше, продольная устойчивость улучшается.

(Для смещения Фсамолёта назад за Ц.М. применяется Г.О., которое считается органом продольной устойчивости).

6. Чем больше длина хвостовой части фюзеляжа, тем больше l, лучше продольная устойчивость самолёта.

7. Чем выше расположение стабилизатора по отношению к крылу, тем меньше попадает на него вихревой поток стекающий с крыла, тем больше ∆YГ.О., тем лучше продольная устойчивость самолёта.

8. Освобождённое управление:

- при незажатом штурвале руль, высоты стремиться встать по потоку, это уменьшает αат. Г.О., уменьшает ∆YГ.О. и фокус смещается вперёд, плечо уменьшается, продольная устойчивость ухудшается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: