Это способность самолёта по воле пилота при отклонении рулей поворачиваться относительно главных осей.
Различают: – продольная управляемость;
– поперечная управляемость;
– путевая управляемость.
Продольная управляемость самолёта.
Это способность самолёта по воле пилота при отклонении руля высоты поворачиваться относительно поперечной оси.
Органом продольной управляемости является руль высоты, Як-18т отклоняется ± 25°, триммер руля высоты ± 20°.
Штурвал от себя → руль высоты вниз.
∑Мпик > ∑Мкабр. самолёт опускает нос МΔУГ.О. + МУГ.О. > Мр + Мкр.
Степенью продольной управляемости называется величина изменения угла атаки крыла при отклонении руля высоты на 1°.
нормальная степень управляемости – 1,5 - 2°;
недостаточная → < 1°;
излишняя → > 3°.
Факторы, влияющие на продольную управляемость и степень продольной управляемости:
1. Sруля высоты: чем больше S, тем продольная управляемость лучше;
2. Скорость полёта: чем больше V, тем продольная управляемость лучше
|
|
(лучше эффективность руля высоты);
3. Режим работы двигателя:
– чем больше режим работы двигателя, тем выше степень продольной управляемости, за счёт лучшей обдувки руля;
4. Центровка самолёта:
– смещение центровки вперёд, продольная управляемость понижается, т.к. улучшается продольная устойчивость;
5. Высота полёта:
– чем больше Н, тем меньше ρ и ниже степень продольной управляемости при неизменной скорости полёта (истинная).
6. Посадочный щиток:
– при отклонении щитка, продольная управляемость ухудшается т.к. создаётся снос потока за крылом и поток, тормозится щитком.