Это способность самолёта по воле пилота при отклонении элеронов поворачиваться относительно продольной оси.
Органом поперечной управляемости являются элероны:
на самолёте Як-18т элероны отклоняются:
вверх – 22º;
вниз – 15º.
α > α <
Y > Y <
Факторы, влияющие на поперечную управляемость:
1. Чем больше площадь элерона, тем поперечная управляемость лучше.
2. Высота полёта:
- Чем больше Н, тем ρ меньше хуже поперечная управляемость.
3. Скорость полёта (угол атаки):
- Чем меньше скорость полёта и чем меньше αат, тем лучше эффективность элеронов, управляемость поперечная лучше;
- Чем больше скорость полёта и больше αат, тем хуже поперечная управляемость.
Для улучшения поперечной управляемости на больших αат применяют
– щелевые элероны;
– дифференциальное отклонение элеронов.
Щелевой элерон улучшает обтекание потоком крыла, т.к. сдувает точку отрыва потока назад за счёт перетекающего воздуха через щель.
Суть дифференциального уравнения элеронами заключается в том, что элерон вверх отклоняется на больший угол, чем вниз.
|
|
Угол отклонения элерона вверх увеличен потому, что он затеняется профилем крыла особенно на больших углах атаки.
Угол отклонения элерона ограничен, для того чтобы устранить нежелательный разворачивающий момент в сторону противоположную крену, а так же для того, чтобы на посадке на больших αат при исправлении крена крыла с опущенным элероном не оказалось бы на закритических углах атаки (обратные действия).