Это способность самолёта по воле пилота при отклонении элеронов поворачиваться относительно продольной оси.
Органом поперечной управляемости являются элероны:
на самолёте Як-18т элероны отклоняются:
вверх – 22º;
вниз – 15º.
α > α <
Y > Y <
Факторы, влияющие на поперечную управляемость:
1. Чем больше площадь элерона, тем поперечная управляемость лучше.
2. Высота полёта:
- Чем больше Н, тем ρ меньше хуже поперечная управляемость.
3. Скорость полёта (угол атаки):
- Чем меньше скорость полёта и чем меньше αат, тем лучше эффективность элеронов, управляемость поперечная лучше;
- Чем больше скорость полёта и больше αат, тем хуже поперечная управляемость.
Для улучшения поперечной управляемости на больших αат применяют
– щелевые элероны;
– дифференциальное отклонение элеронов.
Щелевой элерон улучшает обтекание потоком крыла, т.к. сдувает точку отрыва потока назад за счёт перетекающего воздуха через щель.
Суть дифференциального уравнения элеронами заключается в том, что элерон вверх отклоняется на больший угол, чем вниз.
Угол отклонения элерона вверх увеличен потому, что он затеняется профилем крыла особенно на больших углах атаки.
Угол отклонения элерона ограничен, для того чтобы устранить нежелательный разворачивающий момент в сторону противоположную крену, а так же для того, чтобы на посадке на больших αат при исправлении крена крыла с опущенным элероном не оказалось бы на закритических углах атаки (обратные действия).