Это способность самолёта по воле пилота при отклонении руля направления поворачиваться относительно вертикальной оси. Органом путевого управления является руль поворота (направления).
Рнаправл. откл. ± 27º
Як-18т
Боковая управляемость самолёта.
Совокупность взаимосвязей между поперечно и путевой управляемостью называется боковой управляемостью.
Нельзя осуществить один из этих видов управляемости без другого. Т.е. при отклонении только элеронов самолёт крениться и одновременно разворачивается за счётскольжения и боковой обдувки фюзеляжа.
– При отклонении только руля направления – самолёт разворачивается и кренится за счёт лучшей обдувки и большей подъёмной силы на внешнем крыле.
Эта взаимосвязь используется при выполнении координированных разворотов, а так же в случае отказа одного из этих рулей.
Виды аэродинамической компенсации на рулях и элеронах.
Аэродинамическая компенсация рулей и элеронов служит для уменьшения усилий на командных рычагах посредством уменьшения шарнирного момента.
|
|
Шарнирный момент – момент аэродинамической нагрузки руля относительно его оси вращения. Он всегда противоборствует отклонению рулей.
Виды аэродинамической компенсации:
- осевая;
- роговая;
- внутренняя;
- триммеры;
- триммеры - флаторы.
На самолёте Як-18т на всех рулях и элеронах имеется осевая аэродинамическая компенсация и триммер руля высоты.
Осевая компенсация состоит в том, что ось вращения руля смещена назад так, чтобы перед осью вращения располагалась площадь (25-28% от площади руля).
Шарнирный момент уменьшается за счёт уменьшения плеча (а) силы (R).
Осевая компенсация проста, широко применяется.
Мш = R ∙ a
Триммер – часть площади руля, отклоняемая по воле пилота в сторону, противоположную отклонению руля.
С помощью триммера осуществляется 100% компенсация и полностью снимается нагрузка. Это необходимо для длительного полёта, для снятия усилий на рулях, которое возникает в результате уравновешивания (балансировки) самолёта отклонением рулей.
Як-18т триммер отклоняется ± 20º.
Мр = Мтр