Силу
переносим по линии действия на ось симметрии зуба и раскладываем на составляющие
и
. При этом радиус приложения окружной силы
будет несколько больше радиуса начальной окружности. Пренебрегая этой разностью, для расчета сил
и
. Напряжение в опасном сечении, расположенном вблизи хорды основной окружности:

где
‑ момент сопротивления сечения при изгибе;
‑ площадь.

Знак «-» в формуле указывает, что за расчетные напряжения принимают напряжения на растянутой стороне зуба, так как в большинстве случаев практики именно здесь возникают трещины усталостного разрушения (для стали растяжение опаснее сжатия).
Размеры
и
неудобны для расчетов. Используя геометрическое подобие зубьев различного модуля, их выражают через безразмерные коэффициенты:
и 
где
‑ модуль зубьев.
После подстановки и введения расчетных коэффициентов получают

где
‑ коэффициент расчетной нагрузки;
‑ теоретический коэффициент концентрации напряжений.
Далее обозначают
‑ коэффициент формы зуба (для наружных зубьев рис. 8.20).
Для колес с внутренними зубьями приближенно можно принимать
= 3,5…4большие величины ‑ при меньших z.
При этом для прямозубых передач расчетную формулу записывают в виде
(**)
где
‑ допускаемое напряжение изгиба (см. § 8.13).
Особенности расчета косозубых передач






