Вопросы к экзамену «Проектирование и экспертиза образовательных систем»

1. Понятие «система». Основные положения теории систем. Понятие «функция системы»

2. История развития образовательных систем.

3. Образование как процесс, как деятельность, как продукт.

4. Отечественные и зарубежные образовательные системы.

5. Инновации в образовании.

6. Общественно-государственный характер образования.

7. Понятие «образовательный процесс».

8. Функции образовательного процесса.

9. Образовательный процесс как система, его структура.

10. Целостность образовательного процесса.

11. Основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности.

12. Технологии педагогического проектирования.

13. Этапы педагогического проектирования.

14. Особенности конструирования педагогических систем для дошкольников.

15. Особенности конструирования педагогических систем для младших школьников.

16. Особенности конструирования педагогических систем для старших школьников.

17. Понятие «целеполагание».

18. Современные требования к целеполаганию.

19. Цели и задачи образования.

20. Цели воспитания, обучения, развития в современной школе.

21. Оценка результатов образовательной деятельности.

22. Понятие о проектной педагогической деятельности.

23. Проектирование компонентов педагогического процесса: цель, содержание, методы и формы, ресурсы, результаты.

24. Проектирование среды образовательного процесса.

25. Проектирование в обучении.

26. Проектирование в воспитании

27. Оценка эффективности образовательной системы

28. Методы контроля результатов функционирования образовательных систем

29. Экспертиза как способ оценки эффективности системы

30. Критерии и процедура экспертизы образовательных систем


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник / Майкл Армстронг; [пер. с англ. И. Малкова]. Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 846 с.

2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/ М.: Педагогический поиск, 2003. – 256 с.

3. Дубина И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики / И. Н. Дубина. Москва: Academia, 2009. – 374 с.

4. ИвановД.А. Экспертизавобразовании: Учебноепособие. –М., 2008.

5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 (http://www.pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-1.shtml)

6. Кузнецова Н.В. Управление качеством: учебное пособие /Н. В. Кузнецова; Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. Москва: Флинта: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. – 359 с.

7. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для высшего профессионального образования /Н. В. Матяш. Москва: Академия, 2011. – 141 с.

8. Организация экспертизы в образовании: анализ практики и методические рекомендации (Приоритетный национальный проект «Образование») / под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: изд-во ТГПУ, 2010. – 265 с.

9. Попов И.П., Сьянова Т.Ю. Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра / Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – 428 с.

10. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития / авт.-сост. Н.В. Томилина, Е.А. Мясоедова; под ред. Н.В. Томилиной. – Волгоград: Учитель, 2011. – 351 с.

11. Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки: в 2 т.: т. 1: Теория и методология формирования саморазвивающихся социально-экономических систем / [А. И. Татаркин и др.]; под общ. ред. А. И. Татаркина; Российская академия наук, Уральское отделение, Институт экономики. Москва: [Экономика] Екатеринбург: [Изд-во Уральского отделения РАН], 2011. – 306 с.

12. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В. Бордовская [и др.]. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.

13. Хунагов Р.Д. Инноватика в российском высшем образовании: проблемы и перспективы /Р.Д. Хунагов; отв. ред. Ю.Г. Волков. Москва Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2010. – 156 с.

14. Юганова И.В. Экспертные оценки в дошкольном образовании: методическое пособие /авт.-сост. И. В. Юганова. Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 121 с.

15. Что такое качествообразования?– подредакциейА.И. Адамского.- М.: Эврика, 2009. – 272 с.

16. Ясвин В. А. Экспертиза качества школьного управления / В.А. Ясвин. Педагогическая диагностика: научно-практический журнал 2010. – № 3. – С. 84-99.

 

б) дополнительная литература

1. Авдулова,Т.П. Психология менеджмента: учебное пособие.- М.: Академия, 2003.- 256с.

2. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования //Директор школы.- 2007.-№5.-с. 5.

3. Акатов, И.А. Опыт построения региональной системы оценки качества образования в Новосибирской области// ОКО.- 2008.- №1.-с.49.

4. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр./ Ин-т педагогич. инноваций РАО. – М., 1994. – 99 с.

5. Ананьева,И. Механизм оценки качества образования в гимназии // Практика административной работы в школе.- 2009.- №5.-с.24.

6. Батрова, О. Ф. Государственно-общественный контроль и оценка деятельности школы/ О. Ф. Батрова //Народное образование. - М., 2010. - № 2: 88-95

7. Беспалько В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. С. 28-29.

8. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М., 1996. – 545 с.

9. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: учебное пособие / Н.В. Бордовская [и др.]. – СПб.: изд-во РГПУ, 2008. – 635 с.

10. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб., 1995. – С. 124-148.

11. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Д.А. Иванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

12. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.

13. Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании инновационных образовательных систем: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 1995.

14. Краснов С. И. Гуманитарная экспертиза инновационной деятельности образовательных учреждений/ С. И. Краснов // Педагогика. – 2011. - № 1. - стр.48-56

15. Мкртычян Г.А. Психолого-педагогическая экспертиза в образовании (Теория и практика): Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.07: Н. Новгород, 2002. – 351 c.

16. Муравьева Г.Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: монография / под ред. д-ра пед. наук, проф. М.М. Левиной. М., 2002.

17. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.

18. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.

19. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др.. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

20. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.

21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.

22. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

23. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. дом «Восток», 2001. – 81 с.

24. Степанов, П.А. Становление инновационных моделей сельских школ и практика их сетевого взаимодействия в повышении качества образования //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2008.- №3.-с.45;

25. Трайнев, В. А.. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования: обобщение и практика: монография/ В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 2-е изд.. - М.: Дашков и К, 2008.

26. Фомина, Н. Новая модель оценки качества образования в школе. Параметрическая модель, основанная на диагностическом подходе //Методическая работа в школе.- 2009.-№3.-с.49;.-№4.-с.22.

27. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

28. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: