сохранения здоровья обучающихся, воспитанников
№ п.п. | Требование к технологии Обучения | Способы реализации требования | Оценка | ||||
Учет состояния здоровья учащихся | Образовательная технология предусматривает систему оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся в связи с учебным процессом | ||||||
2. | Обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания предмета | Программный материал органично наполнен здоровьесберегающим содержанием. Обеспечена интеграция научно-образовательного компонента по горизонтали (межпредметные связи) и вертикали (структурирование учебно-тематических блоков с определенной познавательной доминантой). | |||||
Учет возрастных анатомо- физиологических и психо- логических особенностей детей | Обучение строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований | ||||||
Построение обучения в соответствии с законо- мерностями становления психических функций | Объективизирование выстраиваемой функции, вынесение ее наружу, превращение во внешнюю деятельность (переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и умственному планам выполнения действий). | ||||||
Учет системного строения высших психических функций | При формировании базовых для обучения функций принимаются во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции (готовность не только ведущих, но и фоновых уровней). | ||||||
6. | Обучение «по единицам, а не по элементам», предпочтение значимого осмысленного материала | Обучение строится с учетом того, что именно элементарные и в то же время осмысленные действия лучше осваиваются и запоминаются. По мере возможности избегают чисто технических заданий. | |||||
Обеспечение прочного запоминания | Учитываются закономерности угасания следа, в соответствии с которыми сначала необходимо частое подкрепления, а затем все более редкое. Широко используется полимодальный след | ||||||
8. | Использование закономерностей формирования доминанты | Учитываются основные свойства доминанты (способность к суммации, индукции и т.д.) в учебно-воспитательном процессе | |||||
9. | Учет основных свойств нервных процессов учащихся | Разработана система правил по работе с разными типами учащихся. Особое внимание обращается на детей со слабой и инертной нервной системой. | |||||
10. | Учет индивидуального стиля деятельности ученика | Учебный материал (характер его предъявления) способствует выявлению содержания субъективного опыта ученика и его обогащению. Учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, обеспечивается возможность их самообразования, саморазвития и самовыражения. | |||||
11. | Глубокое знание и учет индивидуальных особенностей ученика | Учебный процесс организован с учетом зоны актуального развития (обученность, развитость, воспитанность), ближайшего развития (обучаемость, развиваемость, воспитуемость) и саморазвития (самообучение, саморазвитие, самовоспитание) учащихся. | |||||
12. | Обеспечение мотивации | Ребенок рассматривается не как объект, а как субъект обучения, он эмоционально вовлечен в процесс учения. | |||||
13. | Ориентация на формирование представлений | Учебно-воспитательный процесс ориентируется прежде всего не на передачу знаний, а на формирование представлений (т.е. на ту усвоенную информацию о мире, которая используется учащимся для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире). | |||||
14. | Ориентация на формирование субъективного отношения | Образование строится таким образом, чтобы открывать взаимосвязь того, о чем говориться, с возможностью школьников реализовывать те или иные свои потребности. | |||||
Личностно-ориентированное образование | Образование осуществляется на основе принципов природосообразности, культуросообразности, индивидуального подхода. | ||||||
16. | Обеспечение развития личности в учебной деятельности | Разработана социально-психологическая модель коллективно-распределительной учебной деятельности при содержательном обобщении учебного материала по предмету | |||||
17. | Осознание успешности обучения | Образовательная технология делает ставку на позитивные начала в ученике. Основное внимание сосредоточено на сегодняшних проблемах ребенка, обращение к прошлому используется только в поисках позитивных моментов. Учитель умеет показать успешность ученика, выбирает для детей адекватные по сложности задания. | |||||
18. | Стимулирующая роль оценки | Оценка деятельности ученика осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения | |||||
19. | Радостная свобода творчества в учебно-воспитательном процессе | Учебный процесс максимально ориентируется на творческое начало в учебной деятельности. Предметно-информационная образовательная среда располагает многообразием средств из различных областей творческой деятельности | |||||
20. | Исключение патогенного общения | Учитель имеет высокую речевую культуру, совершенно владеет средствами вербального и невербального общения. Исключены откровенная грубость, равнодушие, подчеркнуто правильная, но уничтожающая интонационно речь, речевые обороты, переносящие ответственность за неуспех на ребенка… | |||||
21. | Исключение перегрузки памяти | Учитывается, что перегрузка памяти способствует неудаче, стрессу, а зачастую и преступности. | |||||
22. | Обеспечение адекватного восстановления сил | Предусмотрена система мер, обеспечивающих адекватное восстановление сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена производственной и эмоциональной активации). |
Соотношение «цена»-качество обучения применительно к образовательной технологии может быть рассчитано по приведенной ранее формуле с учетом чувствительности соответствующих показателей.
|
|
|
|
Работая в парах, проведите самооценку и внешнюю экспертизу предмета «физическая культура» в школе. Подготовьте заключение и рекомендации.
|
|
Лабораторное занятие № 9
Тема занятия: связанная со здоровьем экспертиза различных сторон учебно-воспитательного процесса: экспертиза учебного урока.
Цель занятия: освоить методику комплексной экспертизы обычного урока и урока физической культуры
Приборы и оборудование: пример конкретного обычного урока и урока физической культуры
Существуют различные варианты экспертизы школьного урока. Так, А.Г. Сухаревым и Н.М. Цыреновой [2004] разработана концептуальная модель здоровьесберегающей технологии обучения, основанная на трех гигиенических требованиях: учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе средств, форм и методов обучения; структурирование урока на три части в зависимости от умственной работоспособности учащихся; использование на уроке здоровьесберегающих действий. Однако в этой модели не учитываются результаты образования. В этом плане более перспективными представляются критерии, предлагаемые в рамках проекта общеобразовательного динамического урока [Е.Н. Сотниковова с соавт., 2004]. В данном случае экспертная оценка урока включает образовательный, динамический и психологический компоненты. В нашем варианте экспертиза урока осуществляется аналогично образовательной технологии (таблица).
Таблица