Требования к образовательной технологии с точки зрения

сохранения здоровья обучающихся, воспитанников

№ п.п. Требование к технологии Обучения Способы реализации требования Оценка
         
  Учет состояния здоровья учащихся Образовательная технология предусматривает систему оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся в связи с учебным процессом          
2. Обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания предмета Программный материал органично наполнен здоровьесберегающим содержанием. Обеспечена интеграция научно-образовательного компонента по горизонтали (межпредметные связи) и вертикали (структурирование учебно-тематических блоков с определенной познавательной доминантой).          
  Учет возрастных анатомо- физиологических и психо- логических особенностей детей Обучение строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований          
  Построение обучения в соответствии с законо- мерностями становления психических функций Объективизирование выстраиваемой функции, вынесение ее наружу, превращение во внешнюю деятельность (переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане к речевому и умственному планам выполнения действий).          
  Учет системного строения высших психических функций При формировании базовых для обучения функций принимаются во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции (готовность не только ведущих, но и фоновых уровней).          
6. Обучение «по единицам, а не по элементам», предпочтение значимого осмысленного материала Обучение строится с учетом того, что именно элементарные и в то же время осмысленные действия лучше осваиваются и запоминаются. По мере возможности избегают чисто технических заданий.          
  Обеспечение прочного запоминания Учитываются закономерности угасания следа, в соответствии с которыми сначала необходимо частое подкрепления, а затем все более редкое. Широко используется полимодальный след          
8. Использование закономерностей формирования доминанты Учитываются основные свойства доминанты (способность к суммации, индукции и т.д.) в учебно-воспитательном процессе          
9. Учет основных свойств нервных процессов учащихся Разработана система правил по работе с разными типами учащихся. Особое внимание обращается на детей со слабой и инертной нервной системой.          
10. Учет индивидуального стиля деятельности ученика Учебный материал (характер его предъявления) способствует выявлению содержания субъективного опыта ученика и его обогащению. Учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, обеспечивается возможность их самообразования, саморазвития и самовыражения.          
11. Глубокое знание и учет индивидуальных особенностей ученика Учебный процесс организован с учетом зоны актуального развития (обученность, развитость, воспитанность), ближайшего развития (обучаемость, развиваемость, воспитуемость) и саморазвития (самообучение, саморазвитие, самовоспитание) учащихся.          
12. Обеспечение мотивации Ребенок рассматривается не как объект, а как субъект обучения, он эмоционально вовлечен в процесс учения.          
13. Ориентация на формирование представлений Учебно-воспитательный процесс ориентируется прежде всего не на передачу знаний, а на формирование представлений (т.е. на ту усвоенную информацию о мире, которая используется учащимся для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою деятельность в мире).          
14. Ориентация на формирование субъективного отношения Образование строится таким образом, чтобы открывать взаимосвязь того, о чем говориться, с возможностью школьников реализовывать те или иные свои потребности.          
  Личностно-ориентированное образование Образование осуществляется на основе принципов природосообразности, культуросообразности, индивидуального подхода.          
16. Обеспечение развития личности в учебной деятельности Разработана социально-психологическая модель коллективно-распределительной учебной деятельности при содержательном обобщении учебного материала по предмету          
17. Осознание успешности обучения Образовательная технология делает ставку на позитивные начала в ученике. Основное внимание сосредоточено на сегодняшних проблемах ребенка, обращение к прошлому используется только в поисках позитивных моментов. Учитель умеет показать успешность ученика, выбирает для детей адекватные по сложности задания.          
18. Стимулирующая роль оценки Оценка деятельности ученика осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения          
19. Радостная свобода творчества в учебно-воспитательном процессе Учебный процесс максимально ориентируется на творческое начало в учебной деятельности. Предметно-информационная образовательная среда располагает многообразием средств из различных областей творческой деятельности          
20. Исключение патогенного общения Учитель имеет высокую речевую культуру, совершенно владеет средствами вербального и невербального общения. Исключены откровенная грубость, равнодушие, подчеркнуто правильная, но уничтожающая интонационно речь, речевые обороты, переносящие ответственность за неуспех на ребенка…          
21. Исключение перегрузки памяти Учитывается, что перегрузка памяти способствует неудаче, стрессу, а зачастую и преступности.          
22. Обеспечение адекватного восстановления сил Предусмотрена система мер, обеспечивающих адекватное восстановление сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена производственной и эмоциональной активации).          

Соотношение «цена»-качество обучения применительно к образовательной технологии может быть рассчитано по приведенной ранее формуле с учетом чувствительности соответствующих показателей.

Работая в парах, проведите самооценку и внешнюю экспертизу предмета «физическая культура» в школе. Подготовьте заключение и рекомендации.

Лабораторное занятие № 9

Тема занятия: связанная со здоровьем экспертиза различных сторон учебно-воспитательного процесса: экспертиза учебного урока.

Цель занятия: освоить методику комплексной экспертизы обычного урока и урока физической культуры

Приборы и оборудование: пример конкретного обычного урока и урока физической культуры

Существуют различные варианты экспертизы школьного урока. Так, А.Г. Сухаревым и Н.М. Цыреновой [2004] разработана концептуальная модель здоровьесберегающей технологии обучения, основанная на трех гигиенических требованиях: учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе средств, форм и методов обучения; структурирование урока на три части в зависимости от умственной работоспособности учащихся; использование на уроке здоровьесберегающих действий. Однако в этой модели не учитываются результаты образования. В этом плане более перспективными представляются критерии, предлагаемые в рамках проекта общеобразовательного динамического урока [Е.Н. Сотниковова с соавт., 2004]. В данном случае экспертная оценка урока включает образовательный, динамический и психологический компоненты. В нашем варианте экспертиза урока осуществляется аналогично образовательной технологии (таблица).

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: