Тема 2.5. Экспертиза качества образования

Учебные вопросы

Назначение системы управления и оценки качества образования: цели, уровни, структуры (Рособрнадзор, регионобрнадзор). Модели организации надзорно-контрольной деятельности. Служба по контролю и надзору в сфере образования.

В настоящее время под уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование образовательной деятельности, понимаются: на федеральном уровне – ФСН в сфере образования и науки[75]; на уровне субъектов РФ – государственные органы управления образованием субъектов РФ[76].

Учитывая, что Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 не предусматривает возможности лицензирования образовательной деятельности органами местного самоуправления, Рособрнадзор рекомендовал воздержаться от подготовки и принятия законодательных актов субъектов РФ, предполагающих передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий[77].

Процедуры оценки и гарантии качества образования могут осуществляться по отдельности или в рамках комплексной оценки деятельности образовательных организаций (табл.3), различных уровней (табл. 4).

Таблица 4. Уровни реализации образовательных программ и образовательных учреждений.

Федеральный уровень Региональный уровень
Учреждения дополнительного профессионального образования федерального подчинения Учреждения начального профессионального образования
Учреждения, реализующие только программы послевузовского профессионального образования Учреждения среднего профессионального образования
  Учреждения высшего профессионального образования (вузы) Общеобразовательные учреждения, реализующие программы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования
  Иные учреждения, осуществляющие образовательный процесс

Расчет штатной численностинадзорно-контрольных органов в сфере образования должен производиться в каждом регионе по разработанной методике с учетом:

– выбранной модели организации надзорно-контрольной деятельности,

– объема полномочий и функций органа по надзорно-контрольной деятельности,

– анализа специфики формирования других надзорных органов или их территориальных подразделений и специфики формирования структуры органов исполнительной власти региона;

– анализа количественных показателей поднадзорных и подконтрольных объектов;

– территориальной и национальной специфики региона

– трудозатрат на исполнение функций органа по надзорно-контрольной деятельности.

Важность разработки функциональных и оргструктур моделей реализации надзорно-контрольных функций в сфере образования и их апробация обусловлена необходимостью выработать единый подход к определению структурного и функционального наполнения деятельности этих органов.

В результате предварительного анализа существующих моделей выделим четыре основных варианта Модели организации надзорно-контрольной деятельности (см. Рис. 1-4):

Модель 1. В субъекте РФ существует специальный уполномоченный орган исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, находящийся в ведении высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (т.е. оценка качества образования в субъектах РФ проводится независимо от региональных органов управления образованием).

Модель 2. Существует специальный уполномоченный орган исполнительной власти по надзорно-контрольной деятельности, находящийся в ведении органа управления образованием (минобразования) субъекта РФ (т.о. оценка качества образования в субъектах РФ проводится региональными органами управления образованием самостоятельно).

Модель 2а. Надзорно-контрольная деятельность осуществляется непосредственно региональным органом управления образованием, включающим в себя структурные подразделения по инспектированию, оценке качества образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) в субъектах РФ.

Модель 2б. Надзорно-контрольная деятельность осуществляется непосредственно региональным органом управления образованием, не имеющим специально выделенных структурных подразделений по надзорно-контрольной деятельности (т.е. производится распределение функций между структурными подразделениями органа управления образованием).

Модель 3. Смешанная, на основе моделей 1 и 2. Оценка качества образования в субъектах РФ проводится при частичном участии региональных органов управления образованием (т.е. с привлечением их специалистов, экспертов).

Функциирегионального органа (регионобрнадзора) по надзорно-контрольной деятельности:

Вне зависимости от существующей в регионе организационной модели реализации надзорно-контрольных функций Служба по контролю и надзору в сфере образования (далее – Служба) осуществляет следующие полномочия (функции):

1. Осуществляет контроль и надзор:

• за исполнением законодательства РФ в сфере образования департаментом образования региона, муниципальными органами управления образованием, а также ОУ (организациями) и их филиалами или представительствами всех типов и видов, расположенными на территории субъекта РФ, независимо от организационно-правовых форм и подчиненности (кроме имеющих федеральное подчинение) и соответствием их нормативных правовых актов в сфере образования федеральному и региональному законодательству;

• за соблюдением ОУ (организациями) и их филиалами (кроме имеющих федеральное подчинение) предусмотренных лицензией условий осуществления образовательного процесса;

• за реализацией ОУ (организациями) и их филиалами (кроме имеющих федеральное подчинение) образовательных программ, соответствием содержания и качества подготовки выпускников требованиям ФГОС, ГОС;

• за соблюдением установленного порядка заполнения и выдачи документов гособразца об уровне образования и квалификации выпускников ОУ (организаций) и их филиалов (кроме имеющих федеральное подчинение);

• за порядком проведения ОУ (организациями) и их филиалами аттестации выпускников (за исключением учреждений ВПО);

• за деятельностью ОУ (организаций) и их филиалов кроме имеющих федеральное подчинение) в части обеспечения ими реализации социальных прав и гарантий обучающихся и воспитанников.

2. На основании и в порядке, установленных законодательством РФ, осуществляет:

• лицензирование и госаккредитацию ОУ (организаций) и их филиалов на территории субъекта РФ, за исключением ОП, лицензирование и госаккредитация которых относится к компетенции ФСН в сфере образования и науки;

• организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ выпускников XI (XII) классов ОУ (организаций) общего образования и обучающихся в ОУ (организациях) профессионального образования и их филиалах, реализующих программы среднего (полного) общего образования;

• разработку проектов нормативных, инструктивно-методических и организационно-распорядительных документов и организацию информационного обеспечения комитета образования региона, муниципальных органов управления образованием и ОУ (организаций) и их филиалов по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

3. Готовит предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере образования на основе анализа правоприменительной практики по соблюдению законодательства РФ в сфере образования на территории субъекта РФ.

4. Взаимодействует:

• со структурами (внутренними подразделениями и внешними организациями, агентствами, центрами) Рособрнадзора, который координирует действия Службы;

• с уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами управления образованием субъектов РФ, а также иными государственными органами законодательной и исполнительной власти;

• с научными организациями, учреждениями повышения квалификации, ассоциациями образовательных учреждений, государственно-общественными органами управления образованием в субъектах РФ, профессиональными союзами, фондами и другими организациями.

5. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих гостайну.

6. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в устной и письменной форме, принимает по ним решения и дает заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.

7. Обеспечивает мобилизационную подготовку Службы.

8. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

9. Издает приказы в пределах своей компетенции.

10. Осуществляет (с помощью РГИС) в установленном порядке сбор, накопление, обработку и анализ отчетности и иной документированной информации, в т.ч. с ограниченным доступом, в области контроля и надзора в сфере образования, контроля качества образования, аттестации педагогических работников, лицензирования, и госаккредитации, государственной (итоговой) аттестации выпускников - обучающихся образовательных организаций.

11. Осуществляет в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы.

12. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета субъекта РФ, предусмотренного на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

13. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными и региональными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Администрации региона и регионального органа законодательной власти.

Служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право.

14. Запрашивать и получать у Рособрнадзора, органа(ов) управления образованием субъекта РФ, муниципальных органов управления образованием, а также образовательных организаций (ОУ) и их филиалов сведения, материалы и документы, необходимые для реализации функций Службы.

15. Организовывать и осуществлять в пределах своей компетенции проверки деятельности органа(ов) управления образованием субъекта РФ, муниципальных органов управления образованием, а также образовательных организаций (ОУ) и их филиалов (кроме имеющих федеральное подчинение) на территории субъекта РФ в части соблюдения ими законодательства РФ в сфере образования.

16. Организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

17. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

18. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы научные и иные организации, ученых и специалистов (экспертов). Для этого вести базу данных экспертов по качеству образования, работающих в регионе.

19. Пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и /или/ ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

20. Создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и др.) в установленной сфере деятельности.

Несмотря на значительный срок применения законодательных и нормативных правовых актов по вопросам оценки и гарантии качества образования (образовательных программ и деятельности образовательных организаций, ОУ), единообразие в формах и методах контроля качества, оценки систем управления качеством (менеджмента качества) до настоящего времени не достигнуто.

Наряду с проблемами процедур лицензирования и госаккредитации появились новые задачи оценки систем качества в ОУ на соответствие международным стандартам и требованиям. Введены международные и российские образовательные стандарты 3-го поколения. Вместе с тем нет гармонизации процедур и показателей качества, ФГТ, существующих в нормативных актах, ФГОС, ГОС ВПО, ГОС СПО и др.; не созданы в достаточном количестве структуры независимой или государственно-общественной (АЮР) оценки качества образования на региональном и национальном (всероссийском) уровне, нет единых реестров для сертификации систем качества ОУ и экспертов по качеству.

Вместе с тем сформулированы и утверждены требования к экспертам, которые состоят из общих требований и квалификационных требований, предъявляемых к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по контролю[78].

Общие требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю: 1) наличие свидетельства об аккредитации; 2) отсутствие обоснованных претензий к качеству проведенных экспертиз в рамках осуществления лицензионного контроля; 3) наличие в штате работников, соответствующих квалификационным требованиям (для экспертной организации).

Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю:

1) эксперт должен знать: нормативные правовые акты и особенности их применения при осуществлении лицензионного контроля, в т.ч. лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, лицензионные нормативы обеспечения ОД и средства обеспечения образовательного процесса; способы оценки соответствия условий осуществления образовательной деятельности установленным лицензионным требованиям и условиям; порядок работы с персональными данными и информацией ограниченного использования (доступа);

2) эксперт должен уметь: осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов; проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий); проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса; проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности, документации, литературы, иных ресурсов и средств; проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке; проводить анализ, систематизировать и обобщать информацию, полученную при экспертизе; формулировать и обосновывать выводы по предмету экспертизы; использовать информационно-коммуникационные технологии и программно-технические средства, необходимые для подготовки и оформления экспертных заключений;

3) эксперт обеспечивает соответствие уровня своей квалификацииустановленным требованиям путем повышения квалификации, а также путем самообразования.

Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, привлекаемым для проведения аккредитационной экспертизы [79]

К экспертам предъявляются следующие квалификационные требования:

Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет.

Эксперт должен:

Знать:

законодательство РФ в сфере образования, включая закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в РФ", Положение о гос. аккредитации образовательной деятельности, утв. Пост. Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры госаккредитации образовательной деятельности;

ФГОС (по уровню образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

ОС, уст. образовательными организациями высшего образования самостоятельно в соответствии с ч.10 ст.11 ФЗ (далее - самостоятельно установленные ОС) (по всем уровням ВО, по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки, в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу);

порядок работы со служебной информацией, а также со сведениями, составляющими гостайну (при наличии допуска к указанным сведениям), персональными данными;

способы и особенности применения сетевой формы реализации ОП, а также реализации ОП с применением э-обучения и ДОТ.

Обладать навыками:

поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы;

работы с компьютерной и др. оргтехникой, применения современных ИТКТ;

применения правил деловой этики; делового письма (переписки).

Уметь:

взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, входящими в состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее - экспертная группа), с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в сфере образования (далее – аккредитационные органы), организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;

проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие ФГОС и (или) самостоятельно установленным ОС;

устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для госаккредитации образовательным программам ФГОС, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для госаккредитации ОП, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными ОС;

анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;

грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;

составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.

Обладать опытом:

разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);

применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением э-обучения и ДОТ (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении ОП, реализуемых с применением сетевой формы реализации ОП, а также э-обучения и ДОТ).

С вступлением в силу предложений Рособрнадзора (относительно процедур лицензирования и госаккредитации) законодательно установлена единая форма процедур оценки качества образования, регламентирующих деятельность ОУ, – экспертиза при лицензировании образовательной деятельности, при госаккредитации ОУ (организаций).

Для выполнения (по разработанным формулам) расчета штатной численности региональной Службы по контролю и надзору в сфере образования (регионобрнадзор) важно на федеральном уровне закрепить нормативы трудозатрат на выполнение каждой функции.

Государственные функции, возложенные на Рособрнадзор в части осуществления надзора, проведения экспертиз при лицензировании и госаккредитации ОУ, могут осуществляться в виде предоставления госуслуг через федеральные госучреждения, находящиеся в ведении Рособрнадзора[80], подконтрольные организации (Регионобрнадзор) или через иные агентства, организации.

Количественный и персональный состав экспертных комиссий по оценке качества образования, как и при лицензировании образовательной деятельности, утверждается распорядительными документами Рособрнадзора.

Для учета вклада отдельных экспертов в коллективные результаты проведения экспертизы качества образования и подготовки заключения по ее результатам при оценке систем управления качеством, госаккредитации ОУ, является целесообразным распорядительными документами Рособрнадзора утвердить нормативы продолжительности проведения экспертизы аналогично тому, как в настоящее время практикуется Рособрнадзором для экспертиз при лицензировании ОУ.

Материалы сравнительного анализа функций федеральных и региональных структур, обеспечивающих оценку качества образования в ОУ субъектов РФ, и примерные положения о Службах контроля качества (УМО по профилю подготовки специалистов или ведущих вузов России) могут быть использованы при разработке проекта Положения о Регионобрнадзоре.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: