Объемы экскурсионного обслуживания в 2017 г

Опрос экспертов и участников обследования показал, что на сегодняшний день в Сочи не существует системы учета объемов экскурсионного обслуживания в натуральном или стоимостном выражении. По данным, предоставленным экскурсионными предприятиями, участвовавшими в обследовании, в 2017 г. ими было обслужено порядка 200 тыс. экскурсантов.

По данным исследования, экскурсионными предприятиями осуществляется в летний сезон от 2 до 20 экскурсий ежедневно, в зимний сезон – от 1 до 5 экскурсий в день. В летний период экскурсионное обслуживание осуществляется на автобусах средней и большой вместимости от 20 до 50 мест, в зимний период – на микроавтобусах с числом экскурсантов не более 5–10 человек. Лучше в зимний период загружаются экскурсии предприятий, точки реализации которых находятся в санаториях и пансионатах.

Объемы реализации на точках реализации экскурсий в летний сезон составляют от 20 до 50 экскурсий в день, в зимний сезон – от 2 до 10 экскурсий в день. На период с июня по сентябрь приходится 85 % объема экскурсионного обслуживания в Сочи.

Методом экспертной оценки с учетом числа экскурсионных предприятий в г. Сочи и средних объемов реализации экскурсий можно оценить объем экскурсионного обслуживания в Сочи в 2010 г. на уровне от 400 тыс. до 600 тыс. экскурсантов в период с июня по август и на уровне от 50 тыс. до 100 тыс. экскурсантов в остальные месяцы. Эта оценка является весьма приблизительной и может служить лишь отправной точкой для дальнейшего исследования и анализа рынка экскурсионных услуг г. Сочи.

В среднем эксперты оценивают спад объемов экскурсионного обслуживания в 2017 г. На 15–20 % по сравнению с 2009 г. Наибольший спад наблюдался в Адлерском районе – снижение порядка 30 %, наименьший спад (около 10 %) – в Лазаревском районе.

Опрошенные специалисты объясняют падение спроса на экскурсионные услуги в первую очередь транспортными проблемами и пробками на дорогах, которые связаны с масштабным строительством и слабой транспортной инфраструктурой. Особенно отрицательно данный фактор сказался на объемах экскурсионного обслуживания в Адлерском районе.

Также реализаторы экскурсий отмечают отсутствие интереса к экскурсиям у туристов. Возможно, это связано с отсутствием рекламы и активно работающих туристско- информационных центров на территории Сочи. Также многие туристы высказывают пожелание о наличии подробной информации об экскурсиях в Сочи в Интернете, включая возможность предварительного он-лайн бронирования или покупки экскурсий через Интернет. На сегодняшний день существующая система дистрибуции экскурсионных услуг в Сочи морально и материально устарела и нуждается в реорганизации и модернизации.


Работа экскурсоводов

Экскурсовод является центральной фигурой экскурсионной деятельности, от его работы зависит положительный имидж города и страны на отечественном и международном туристских рынках. Поэтому вопросы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, организации и контроля их работы имеют огромное значение с точки зрения качества сервиса в г. Сочи в ходе подготовки к проведению Олимпийских игр и других знаковых мероприятий мирового уровня.

При Администрации города Сочи создана и работает аттестационная комиссия по аттестации экскурсоводов. С 2014 г. по 2017 г. аттестацию прошли 183 человека, в т.ч. 35 экскурсоводов в 2017 г. К сожалению, в связи с отсутствием четких современных профессиональных критериев и требований к квалификации экскурсоводов существующая процедура аттестации недостаточно способствует повышению уровня их подготовки.

Круглогодично работающие экскурсионные фирмы имеют в своем штате, как правило, 1 – 2 экскурсовода. Остальные работают в сезон по договору. Как правило, экскурсоводы сотрудничают с несколькими фирмами для обеспечения большей занятости. Реестр экскурсоводов в г. Сочи в настоящее время не ведется. Количество работников в крупных экскурсионных фирмах в межсезонье составляет от 3 до 5 человек (постоянный штат), в сезон – 15–20 человек, включая сезонных работников.

Уровень оплаты труда экскурсоводов в 2017 г. составил 300–400 рублей за городскую экскурсию (3–4 часа) и 500 руб. за экскурсию на 6–8 часов, например, на Красную Поляну. Также размер оплаты за экскурсию может варьироваться в зависимости от количества экскурсантов в автобусе. Очень редко экскурсоводы получают на предприятии оклад, размер которого составил 8–12 тыс. руб. в месяц. При уровне занятости в сезон 6 дней в неделю и существующих расценках экскурсоводы зарабатывали 10–12 тыс. руб. в месяц. Однако на экскурсионных объектах существует система неофициальных комиссионных, которые выплачиваются экскурсионным фирмам в зависимости от количества экскурсантов и объема реализованных товаров или услуг, часть из которых выплачивается экскурсоводу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: