Модель состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга.
Диаграммы - главные компоненты модели, все функции и интерфейсы на них представлены как блоки и дуги.
Место соединения дуги с блоком определяет тип интерфейса:
- управляющая информация входит в блок сверху;
- входная информация входит в блок слева;
- результаты выходят из блока справа;
- механизм (человек или автоматизированная система), который осуществляет операцию, входит в блок снизу.
Каждый компонент модели может быть декомпозирован (расшифрован более подробно) на другой диаграмме. Рекомендуется прекращать моделирование, когда уровень детализации модели удовлетворяет ее цель. Общее число уровней в модели не должно превышать 5-6.
Построение диаграмм начинается с представления всей системы в виде одного блока и дуг, изображающих интерфейсы с функциями вне системы. Затем блок, который представляет систему в качестве единого модуля, детализируется на другой диаграмме с помощью нескольких блоков, соединенных интерфейсными дугами. Каждая детальная диаграмма является декомпозицией блока из диаграммы предыдущего уровня. На каждом шаге декомпозиции диаграмма предыдущего уровня называется родительской для более детальной диаграммы.
|
|
На таких диаграммах не указаны явно ни последовательность, ни время. Метод обладает рядом недостатков: сложность восприятия (большое количество дуг на диаграммах и большое количество уровней декомпозиции), трудность увязки нескольких процессов.
На рисунке 3 построим бизнес-процесс ‘’Заключение договора с клиентом’’.
В управляющей информации находится название бизнес-процесса.
Во входной информации слева расположим две стрелки, на которых укажем - клиент, плата за услугу.
В выходной информации укажем – оказание услуг, прибыль.
В информации, входящей снизу укажем – материальная база, помещение и персонал.
Рисунок 3 Модель бизнес-процесса: Заключение договора с клиентом в IDEF0
Далее выполним декомпозицию ’Заключение договора с клиентом’’. В управляющих блоках распишем – оценка надежности клиента для определения, подготовка договора с клиентом, юридический аудит договора с клиентом, подписание договора с клиентом. На рисунке 4 покажем выполнение декомпозиции.
Рисунок 4 Модель декомпозиции бизнес-процесса: Оценка надежности персонала
На рисунке 5 выполним также декомпозицию с управляющими блоками – сбор информации о клиенте, проверка данных о клиенте, утверждение надежности клиента.
Рисунок 5 Модель декомпозиции бизнес-процесса: Оценка надежности персонала
|
|
На рисунке 7 выполним также декомпозицию с управляющими блоками – сбор информации для подготовки договора, ознакомление с требованиями сторон, оформление договора.
Рисунок 6 Модель декомпозиции бизнес-процесса: Подготовка договора с клиентом
Рисунок 7 Модель декомпозиции бизнес-процесса: Подготовка договора с клиентом