Исторические основы развития стандартизации и сертификации

 

Человек прошел долгий путь развития труда от грубых каменных топоров и наконечников из кремня для стрел до микросхем и информационного общества. На протяжении очень долгого времени трудовая деятельность человека совершенствовалась, усложнялись орудия труда. Для более эффективного развития самые удачные результаты человеческой деятельности в дальнейшем использовались как стандарт.

Наибольшее распространение стандартизация получила в эпоху Ренессанса, когда начали развиваться и укрепляться связи между различными странами. К самым масштабным достижениям стандартизации времен перехода от ручного труда к машинному производству можно отнести, например, оружейные замки Леблана, предложенные им в 1785 г. Эти замки подходили для всех выпускаемых тогда ружей. В Германии был принят стандартный калибр ружей в 13,9 мм и стандартная ширина железнодорожной колеи, а в Англии система крепежной резьбы.

Одним из основополагающих и рубежных событий в истории стандартизации является основание Международного бюро мер и весов, а также Международная метрическая конвенция, подписанная в 1895 г. послами 19 государств.

В России одним из первых стандартов можно назвать кружала, т. е. калибры для пушечных ядер, утвержденные Иваном Грозным. Петр 1 очень много внимания уделял момен­там, связанным с внешней торговлей. Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества, Требования к качеству экспортируемых товаров ужесточились, а для контроля над выполнением этих требований были созданы специальные комиссии, называемые бракеражными.

Первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию,— Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны — был создан в 1925 г. Комитет руководил ведом­ствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. Основной категорией стандартов был общесоюзный стандарт — ОСТ. Комитетом были приняты стандарты на прокат из черных металлов и не­которые сорта пшеницы, а также на товары массового потреб­ления.

Но в 1940 г. порядок разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами — Государственными общесоюзными стандартами. Но через некоторое время Всесоюзный комитет по стандартизации был расфор­мирован. И вместо него был создан Комитет стандартов, мер иизмерительных приборов при Совете Министров СССР. В 1968 г. произошло довольно значимое событие в исто­рии стандартизации -принято Постановление Совета Ми­нистров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране». На основе этого Постановления впервые появились Государственная система стандартизации (ГСС), представляющая собой совокупность Государственных стандар­тов. Всего было утверждено 4 категории стандартов:

1) ГОСТ -Государственный стандарт СССР;

2) РСТ - республиканский стандарт;

3) ОСТ - отраслевой стандарт;

4) СТП - „стандарт предприятия.

В 1985 г. вышло Постановление Совета Министров СССР Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации -создание Определенного набора нормативно-технической документа­ми с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования.

В 1990 г. вышло Постановление Совета Министров СССР “О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики. Главная задача стандартизации была определена, как установление соответствия между системой стандартов СССР и Международной системой стандартов. Обязательными требованиям к качеству товаров и услуг, согласноПостановлению, стали требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции; вместо Государственных стандартов стало возможным использование Международных стандартов зарубежных стран, если они в большей мере подходили для удовлетворения потребностей национальной экономики.

Распад СССР поставил перед стандартизацией новую задачу, а именно: согласование политики стандартизации на территории СНГ. 13 марта 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и Сертификации. Для реализации данного Соглашения был организован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации призванный руководить принятием стандартов на межгосударственном уровне.

Еще одно достойное внимания событие - принятие в 1993г. Закона РФ «О стандартизации». Данный Закон утверждает нормативные документы в качестве средств государственной защиты прав потребителей. Этот Закон сделал возможными не только обязательные стандарты, утвержденные в СССР, но и стандарты, включающие в себя не только обязательные, но и рекомендуемые требования.

В 1992—2001 гг. направление развития стандартизации определялось в соответствии с Соглашением, принятым в 1992 г. Освоение мирового рынка и подготовка к вступлению во ВТО предусматривали, чтобы требования национальных стандартов соответствовали требованиям Международных стандартов, следовательно, активизировались работы в данном направлении.

В 2002—2003 г. направление работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании», который послужил началом преобразования системы российских стандартов, необходимой для полноценного участии России в международной торговле и вступления во ВТО.

Сущность стандартизации

 

Объект стандартизации —продукция, работа, процесс и услуги, под­лежащие или подвергшиеся стандартизации (см. рис. 3).

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель стандартизации—выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

На примере модели конкретного объекта рассмотрим механизм стандартизации (см. рис. 4). Можно выделить четыре этапа работ по стандартизации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: